После коммунизма

 послесловие Фрактального Вихря на работу С. Платонова

 

I. Постановка цели

1. До сих пор предполагалось, как само собой понятное, цель коммунистического движения. Мало кто осмеливался спрашивать "Что это такое?", ибо считалось само собой разумеющимся, что коммунизм это: 1) общество без социальных классов; 2) общество в котором все средства производства обобщены, причем под "средствами производства" понимаются заводы, фабрики, земля, и т.д.; 3) говорить что-то большее о коммунизме считалось неприличным, чем-то вроде утопизма. Такие теоретики как А. Фетисов и С. Платонов, возвращаясь к раннему Марксу, заново ставят вопрос о цели коммунистического движения. Фетисов отвечает на вопрос так: коммунизм в данное время есть присвоение всех знаний которые выработало человечество (заметь читатель: не просто знания которые выработал Маркс, и другие коммунистические теоретики, а знания вообще). Следовательно, в большей степени коммунистами являются не те, кто идут на демонстрации под "коммунистическими" лозунгами (хотя "имя им - легионы"), а те, кто самостоятельно учатся, занимаются исследованиями, развитием и систематизацией знаний. Оценивать коммунистический потенциал человека следует именно с этой позиции: насколько он способен самостоятельно идти к усвоению знаний. С такой позиции, например, Декарт оказывается в большей степени коммунистом, чем допустим современные нам практики "троцкистского" движения.

2. Платонов подходит к понятию о цели с другой стороны. Он указывает нам на 3 "царства", или эпохи, о которых писал Маркс: 1) "доисторическую", т.е. от примитивного человека до капиталистического общества; 2) коммунистическую эпоху, т.е. от экспроприации помещиков и капиталистов до снятия последних форм отчуждения; 3) позитивно гуманистическую, основным содержанием которой является всестороннее гармоническое развитие каждого человека и общества в целом. Следовательно, коммунизм не есть конечная цель движения, а есть только настоящее движение снимающее ту или иную форму отчуждения, или, что то же самое, форму частной собственности. (В этом смысле коммунизмом является даже "измена" супругов друг другу, ибо уничтожает семью, т.е. "частное общежитие", что само по себе является противоречием в терминах). Настоящей целью движения является не коммунизм, т.е. борьба связанная со снятием частной собственности, со всеми ее катаклизмами, а настоящей целью является гуманизм.

3. Переход к гуманизму связан со снятием последовательных слоев отчуждения. Эти слои или формы отчуждения человека от своей "сущности" (что это такое?) возникли в результате развития производительных сил. Формы отчуждения которые мы имеем это: 1) стереотип и обычай - возникли в архаичном обществе; 2) ритуалы - в первичном коллективном обществе; 3) система родственных отношений - в родовом обществе; 4) личная собственность - в первобытнообщинном строе; 5) внеэкономическое принуждение - в обществе с азиатским способом производства; 6) регламентация и законы - в рабовладельческом обществе; 7) отношения вассалитета - в феодальном обществе; 8) покупка права за деньги - в абсолютистском обществе; 9) товарно-денежные отношения - в капиталистическом обществе.

4. Снятие этих форм отчуждения приводит к тому, что в первом строе, который образовался после капитализма, отношения скорее всего напоминают те, что существовали в феодальном обществе (вассалитет). В эпоху Реставрации, т.е. при попытки "социалистического" общества вернуться к капиталистическому укладу, все больше проявляются отношения абсолютистского общества (покупка права за деньги), а также  капиталистические отношения (погоня за прибылью, эксплуатация человека человеком). При этом, формы отчуждения которые присутствовали в более ранние эпохи - как то например семья, ритуалы, государственные законы, и т.д. также присутствуют. Их снятие - это дело революций последующих за той, что снимет формы отчуждения которые на данный момент больше всего являются препоной - отношения вассалитета (бюрократ заправляющий своей "вотчиной"), отношения купли-продажи прав (например служебного места), и откровенно капиталистические отношения . Закон, в частности, также есть форма отчуждения человека от своей сущности, от свободного поведения, но "анархия" не есть немедленная цель нашей революции. Писанный закон будет сниматься постепенно, оставляя все большее пространство для морали. Следовательно, цель ближайшей революции: снятие отношений вассалитета (отношений типа "ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак"), коррупции ("социалистических" отношений), и уничтожение капитализма как такового, т.е. отношений которые определяются "стоимостью". На место старого, капиталистического понятия о богатстве должны выступить новые понятия о богатстве как о власти которую человек приобретает над природой и над самим собой в силу собственного могущества.

 

II. Этапы реализации цели

1. Платонов, будучи "системщиком", предлагает системный подход к разработке и развитию поставленной цели. Системный подход в данном случае означает: 1) постановку ближайшей и дальней цели, теоретическое изучение этапов становления цели; 2) изучение того социального организма, который предназначен воплотить цель в жизнь; 3) выявление потенциальных сил которые готовы, в силу своего положения в производственных отношениях, взяться за реализацию цели; 4) создание программы (алгоритма действия) которая основана не на голом приставлении пальца ко лбу, а на теоретическом, историческом материале который накоплен на предыдущих этапах; 5) действительная революция, или реализация программы, или создание предпосылок необходимых для ее реализации; 6) культурная революция, которая делает широким достоянием масс те знания, на которых основывались первоначальные революционеры; закрепление в сознании масс понятия о необходимости происходящего переворота в общественной жизни (см. диаграмму внизу).

2. Такое понятие о цели, об этапах ее разработки, очень ценно для нас. Большинство революционно-настроенных личностей бродят в потемках голой практики, ничем не освещенной пониманием. Они ходят на демонстрации, входят в различные революционные группы, иногда даже самостоятельно издают листовки и газеты, но подняться выше они не могут. Правильный путь развития ведет от 1) абстрактной практики, к 2) абстрактным общим принципам, к 3) более конкретной практике (и опять: к теории, но на этот раз более развитой, более конкретной, чем в №2). Правильный путь развития ведет (используя терминологию Гегеля) от "абстрактного конкретного" к "всеобщему абстрактному", и затем назад к "всеобщему конкретному".

3. Следует заметить, что правильное понятие о развитии могут сформулировать только выдающиеся философы. Кроме Гегеля, таковым был Ф. Бэкон (Англия XVII век). Бэкон пишет, в своем "Новом органоне" (подразумевая под этим новый метод познания): "наш путь и наш метод … состоит в следующем: мы не извлекаем практику из практики (как эмпирики), но причины и аксиомы из практики и опыта, и затем из причин и аксиом - опять практику как правильное понимание Природы".

Этот метод может использоваться в повседневной жизни. Так, мы наблюдаем, что происходит на опыте, затем просматриваем и обдумываем результаты опыта, после чего заново действуем, беря на вооружения те методы познания, которые мы вывели из нашего осмысления опыта.

4. Из сказанного становится понятным, что, на данный момент, человек со средним образованием пока не в состоянии самостоятельно начертить для себя правильный путь, "стратегию жизни" (если использовать понятие Г. Альтшуллера). Большинство из революционно-настроенных молодых людей сбиваются в начале пути, не в состоянии подняться от абстрактной практики к абстрактному пониманию. Сила Платонова в том, что он дает нам правильную программу действий, как для единичного человека, так и для революционной партии.

 

III. Присвоение производительных отношений

1. Согласно Платонову, переход к коммунизму - это переход от присвоения и развития производительных сил к присвоению и развитию производительных отношений. В сущности, это означает, что после коммунизма - гуманизм. Иначе: коммунистическая революция является необходимой предпосылкой для гуманистической революции. Иначе: человек не может стать первым предметом человеческой деятельности прежде чем средства производства не будут подчинены ассоциированному человеческому обществу. Коммунизм - это ближайшая цель; гуманизм - это дальний прицел.

2. Что означают "производительные силы"? У С. Платонова, производительные силы это не только машины, здания, и т.д., т.е. технические средства, но и способ их эксплуатации. Таким образом, производительная сила - это допустим не только этот компьютер сам по себе, но данный компьютер употребляемый мною для редактирования данного текста. Производительная сила - это не просто "велосипед", но велосипед который употребляется каждое утро (и таким образом способствует здоровью, что в свою очередь является производительной силой). Таким образом, "производительные силы" - это конкретно-исторические способы взаимодействия людей и орудий труда.

Добавление: Понятие "производительные силы" не следует путать с понятием "средства производства". Средства производства - это просто орудия труда. Понятие "производительные силы" - это орудия труда + то, как люди используют эти орудия труда для собственных целей. На данный момент главным является не столько развитие средств производства, сколько развитие производительных отношений, т.е. тех способов которыми соединяются люди с данными средствами производства.

3. Простое "присвоение" производительных сил произошло в нашей стране в 1917 г. Во Франции "присвоение" производительных сил произошло в 1789 г. Под "присвоением производительных сил" поэтому подразумевается "обобществление" тех основных производительных сил которые существуют на данный момент. Во Франции 18 века таковой была земля, которая использовалась крестьянами для агрикультурных работ. В России основными производительными силами, в начале этапа индустриализации, были земля + фабрики. Именно это мы взяли у помещиков и капиталистов. Но присвоение производительных сил на этом не останавливается, т.к. сами производительные силы развиваются.

4. "Развитие" производительных сил в в ходе социалистической революции - это индустриализация и коллективизация, это попытка "догнать и перегнать Америку" по количеству продукта на душу населения, по производительности труда, по уровню культуры людей. Однако, развитие производительных сил на сегодняшний день не означает индустриализацию. От материального производства современное человечество переходит к "духовному" производству. Новой, передовой, ведущей производительной силой общества становится знание. Сегодня это выражается, в первую очередь, как развитие информационных технологий и телекоммуникаций. Развитие информационных технологий учит нас оперировать с большим количеством информации. Статистически, развитие информационных технологий можно проследить в росте количества компьютеров среди населения, а также в расширении доступа к Интернету. Украинский журнал "Компаньон", за 6-10 ноября 2000 г., дает следующие цифры динамики продаж компьютеров в Украине:

год кол-во, тыс. стоимость, в долларах
1998 90-200 119-180
1999 110-260 140-155
2000 140-280 169

Заметим, что количество продаж растет быстрее, чем стоимость. Это объясняется удешевлением информационных технологий, и следовательно их большей доступностью для населения. Заметим, что Украина не является самой высокоразвитой страной в мире в плане информационных технологий. Скорее, она является отсталой страной. 

К сети Интернет были подключены, в мире:

год  миллион человек
1996 61
1998 148
2000 320
2001 700

5. Современные производительные силы имеют дуальную общественно-личную природу. Это возможно сформулировать так: чем более развиты производительные силы, тем более общественными, с одной стороны, и тем более личными, с другой стороны, они становятся. Например, знания: с одной стороны, знания доступны всем кто осмелиться выступить в поход за ними, с другой стороны знания присваиваются каждым из нас индивидуально. Производительные отношения - это взаимоотношения между людьми необходимые потому, что современные производительные силы имеют индивидуально-общественную природу. Например: английский язык является современной производительной силой. Освоение английского языка можно начать в одиночку, но совершенствовать его можно только в группах, или в обществе говорящем на этом языке.

6. "Присвоить" производительные отношения - это значит изъять тех посредников, которые регламентируют производительные силы, тех кто занимается сугубо организационной стороной дела. Присвоить производительные отношения - значит взять на себя те дополнительные функции, которые выполняют посредники, или координаторы современных производительных сил. Присвоить производительные отношения - значит самим регламентировать, направлять процесс обучения и производства. Это значит обходиться без "предпринимателей", "учреждений", "администраторов", и т.д. Это значит добиваться результата более эффективного чем тот, что создают производительные силы регламентируемые государством или капиталистическими предпринимателями.

7. В ходе "присвоения" производительных отношений происходит их развитие. Продолжать хозяйствовать так, как это делалось по старому и добиваться более высоких результатов невозможно. Платонов, выступая за "присвоение и развитие производительных отношений" по сути выступает за организацию производства без бюрократии, организацию производства самими ассоциированными участниками этого производства. Предмет деятельности непосредственных участников производительного процесса меняется. От специализированного понимания своего предмета, от пассивного восприятия внешних условий при которых он обучается и практикуется, участники производительного процесса (заметь: не "рабочие", не "специалисты", а именно совместные  участники, коллеги) должны перейти к широкому освоению всех сторон деятельности связанных с данным предметом, в первую очередь к "административным" вопросам, т.е. к тем вопросам которые связаны с общественным характером производства. Одновременно, должна развиваться собственная концепция предмета, его творческая переработка, трансформация в новое качество.

8. Знание есть главная производительная сила современной эпохи. Это ставит под вопрос тезис материализма что "общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека…". Платонов пишет: "Из "Манифеста", "Анти-Дюринга" мы узнаем, что с момента революции имманентное саморазвитие производительных сил прекращается, и на смену ему приходит их сознательное и планомерное развитие и регулирование, что объективные, отчужденные производственные отношения, господствовавшие до этого над людьми, поступают под их сознательный контроль, что бывшая двигателем истории борьба классов исчезает вместе с самими классами... Тем самым переворачивается само отношение общественного бытия к общественному сознанию". Иными словами, не "общественное бытие" определяет "общественное сознание" в новую эпоху, а наоборот: сознание определяет, формирует, направляет бытие, сознание становится определяющей силой, главным моментом общественного производства или творчества. Таким образом, тезис "бытие определяет сознание" применим к "доисторической" эпохе, в то время как "сознание определяет бытие в большей мере, чем бытие определяет сознание" применим к коммунистической эпохе, и еще в большей мере к эпохе гуманизма. Платонов пишет: "Первый ("предысторический") тип развития осуществляется вне зависимости от того, пытается ли кто-либо познать его законы, и насколько адекватен результат этого познания. В коммунистической эпохе познанные законы работают в качестве активных элементов двигателя общественного развития". Тем самым познанные законы превращаются в производительные силы первой величины.

9. Главное знание на сегодняшний день - это наука о революции. Это знание о закономерностях в развитии этапов революции, знание о нашем обществе. По отношению к нему, все остальные знания приобретают разряд второстепенных. Это знание сейчас больше всего необходимо для сохранения нашей цивилизации, ибо современные производительные силы грозят превратиться в современные деструктивные силы. Такие фильмы как "Fight Club" и такие документы как "Unibomber's Manifesto" показывают это наглядно.

 

Ноябрь 2003 г., январь 2004 г., Май, Октябрь 2004


Пишите Фракталу: fractal-vortex@yandex.ru

другие работы по теории революции

взято с сайта: http://Kiev-vortex.narod.ru/

 

 

Hosted by uCoz