ЧАСТЬ 3: БОРЬБА ВО ИМЯ РАВЕНСТВА

1) Развитие понятия о Революции

Не случайно, ошибочно, считают, что Французская революция закончилась в 1794 году. Ведь в "прогрессивной" историографии до сих пор господствовал мелкобуржуазный взгляд. А раз так, то следовательно (с их точки зрения) революция закончилась с падением мелкобуржуазного демократа Робеспьера. На самом же деле, пролетарская революционная волна - восстания жерминаля, прериаля и заговор во имя равенства - только поднимали свою голову, и это во время известной термидорианской реакции.

Созревание революции можно наблюдать по тому, когда наступает эта самая термидорианская реакция. Если во Французской революции она наступает еще до того, как санкюлоты самостоятельно поднялись на восстание, то в Русской революции она наступает уже после победы большевиков в гражданской войне. Иными словами, каждая конкретная революция показывает полную диалектику социальной революции вообще, но если более ранней Французской революции понадобилось 4 года чтобы добраться до воцарения мелкобуржуазной демократии, то Русская революция пробежала фазу народной демократической революции всего за несколько месяцев. Вообще диалектику Революции кратко можно описать так: 1)борьба "третьего сословия" с феодализмом и его пережитками - 2)народное восстание - 3)буржуазное правительство - 4)новое народное восстание - 5)мелкобуржуазное правительство - 6)пролетарское восстание - 7)рабочее правительство. В более ранних революциях гражданская война начинается на более ранней стадии (хотя добраться до нее и стоит большего времени). В более развитых революциях гражданская война начинается только с приходом к власти пролетарского правительства, а возможно даже и позже - когда революция в одной стране начинает перерастать в международную и угрожать буржуазии en large.

Однако революция не ограничивается названными периодами.

1)Революция включает в себя период преобразования общества, на основании новых производственных отношений. Именно в этом смысле, например, употребляет слово "Революция" Фидель Кастро, когда говорит что Революция на Кубе продолжается. Новые, более рациональные производственные отношения, в смысле лучше соответствующие новому этапу в развитии производительных сил, и есть то, ради чего осуществляется Революция П.Щеголев, перефразируя Бабефа, говорит: "Всеобщее благо - вот истинная цель революции."

2)Революция также включает в себя реакцию, откат, термидор, сталинизм. Ведь все до сих происшедшие социальные революции обязательно демонстрировали частичное возвращение на старые, уже пройденные позиции.

3)Понятие Революции также обязательно включает в себя причины ее возникновения и развития, также как понятие зародыша включает в себя причины его зачатия. Сюда входят как "объективные" причины (развитие промышленности в рамках старых, сенильных отношений в обществе), так и "субъективные" причины, такие как развитие сознания у революционного класса и соответственно этому революционная организация.

4) В понятие причин Революции входят также ряд факторов имеющих дело с международной обстановкой, как например поражение правительственных войск в войне (как в 1870 во Франции), что значительно ослабевает способность правящего класса подавлять революционные выступления. Возможно, как в Китае в 1945 г., правительственные войска с одной стороны ослабевают в боях с империалистической державой (Японией), и в то же время дискредитируют себя как пособники этой самой державы в выступлениях против коммунистов (так было не только в Китае, но и в Югославии, где фашистская Германия вытеснила югославские буржуазные войска, а затем эти "усташи", югославские фашисты, больше воевали против пролетарский партизанских бригад Иосифа Броз Тито, чем против немецких оккупантов).

Итак, причины Революции включают в себя:

1) необходимость дальнейшего развития материальной и духовной культуры и противодействия этому со стороны старых, выживших свое производственных отношений;

2) развитие сознательности революционного класса;

3) международную обстановку так или иначе способствующую Революции;

* * *

Именно Революцию в технике и науке (т.е. развитие производительных сил) следует признать основой для социальной Революции. Они есть две стороны - объективная и субъективная - одного и того же процесса. Именно прогресс в науке и технике привел к промышленной Революции, а значит и к гильотине Людовику XVI (и незря Николай I так подозрительно относился к проекту первой железной дороги между Москвой и Петроградом; он даже запретил его, видя в постройке революционную меру); именно прогресс в общественных науках, которые сложнее естественных, и развитие которых противоречивее, а потому и вызревают они позже, приведет к казни современных тиранов человечества.

Следовательно, Революция есть само развитие производительных сил общества и тех производственных отношений которые этому объективному развитию соответствуют. Эти производственные отношения закрепляются в отношениях собственности, в формах совместного общежития и хозяйствования людей, в политической надстройке общества, в моральных установках и даже в спорте. Революция следовательно имеет свои истоки в период начала самостоятельного изготовления орудий труда и приобретения определенных навыков, как то искусство контролировать огонь. Революция, начавшись в примитивном коммунистическом обществе, необходимо приводит к упразднению социальных классов в современном мировом обществе, к упразднению разделения на тех кто трудится физически и умственно, к гармоничному чередованию первого и второго вида труда, к упразднению различий в общественных функциях между женщиной и мужчиной.

Из нашего рассуждения следует, что Революция есть непрекращающийся феномен, что она вовсе не есть момент истории вокруг одного или двух восстаний, но что она скорее есть сама эта история. С теоретико-познавательной точки зрения, старая форма истины - история - должна быть названа как Революция. Революция, также как история раньше, является с одной стороны объективным феноменом, а с другой учением о нем, т.е. наукой. Но в отличии от предыдущей формы истины, Революция утверждает возможность сознательно и экспериментально воздействовать на ход событий в обществе.

Диалектику Революции невозможно представлять в виде линейного развития; ее можно представить в виде спирали. Те же этапы Революции которые мы наблюдаем во Франции в XVIII веке мы наблюдаем и в России в XX веке, только во Франции ранние этапы занимают главное место, в то время как в Русской революции эти этапы занимают едва различимое место, являют собой исчезающий след. Новая революция забегает дальше и глубже в своем развитии. Можно предположить, что будущая коммунистическая Революция перепрыгнет или быстро пройдет те этапы которые в революциях XX века заняли несколько лет, и незамедлительно станет на путь международной борьбы.

* * *

Наше понятие о Революции Бабеф дополняет в "Tribun du Peuple" N34: "Что представляет собою политическая революция вообще? И что представляет собою Французская революция в частности? Это открытая война между патрициями и плебеями, между богатыми и бедными". Такие мысли наводят нас на мысли о необходимости изучения азов военного искусства, так как речь идет именно о войне, и общие ее законы должны быть применимы к специфической войне между "патрициями" и "плебеями". А вот что Бабеф еще говорит о войне между "патрициями" и "плебеями": "Она идет вечно; она начинается с появлением учреждений, стремящихся передать все богатства одним и отнять все у других..."

Итак, для Бабефа революция - это прежде всего открытая война между бедным и богатыми. Надо сказать что деление общества на "бедных" и "богатых" есть начальная стадия осознания общества как разделенного на многочисленные социальные классы. Поэтому можно сказать что революция - это открытая война между многочисленными классами общества, это классовая война.

Далее, в "Tribun du peuple" N34 Бабеф дает нам свое общее понимание причин революции, которое очень близко предвосхищают марксисткое понимание этих причин. Мы здесь также видим диалектику сознания масс:

"Когда несовершенные и нерациональные учреждения какой-нибудь нации привели к тому, что народная масса разорена, унижена и скована невыносимыми цепями, когда большинство доведено до нестерпимого положения, тогда обыкновенно вспыхивает восстание угнетенных против угнетателей. Чувство угнетения, испытываемое в таком положении, становится той причиной, которая вызывает движение, волнение и попытки выйти из неловкого положения. Масса

естественно начинает задумываться над вопросом об изначальных правах человека... Люди скоро приходят к убеждению, что природа создала каждого человека равным в правах и потребностях со всеми его братьями; что это равенство должно быть непреложным и бесспорным; что интересы отдельной личности при вступлении ее в общежитие не должны испытывать никакого ущерба; что гражданские учреждения не только не должны посягать на всеобщее благосостояние, требующее безусловного сохранения этого равенства, но и гарантировать его ненарушимость. По рассмотрению вопроса о том, что должно быть, приступают к рассмотрению того, что есть. И тогда обнаруживается, что подавляющее большинство членов общества лишено своих прав и испытывает недостаток в самом необходимом. Не приходится затратить много времени для того, чтобы заметить, что недостаток в необходимом, на который обречена самая здоровая, самая трудолюбивая и самая многочисленная часть народа, обусловлен отнюдь не природой. Последняя никогда не выказывает неблагодарности, она никогда не отказывается обильно снабжать всех своих детей продуктами, необходимыми для существования. Не ее вина, если они не умеют, как следует, распределять между собою ее дары; не ее вина, если одни из них оказываются настолько преступными и наглыми, чтобы грабить, а другие настолько слабохарактерными чтобы давать себя стричь. Таким образом ясно обнаруживается, что лишения подавляющего большинства объясняются изобилием и крайним богатством незначительного меньшинства. Это ничтожное меньшинство образует в государстве касту монополистов и узурпаторов. Члены этой касты утверждают, что они достигли ограбления своих братьев на законных основаниях. Но вскоре убеждаются, что это произошло благодаря отвратительным учреждениям освященным правительствами. Тогда начинается критика правительств. Убеждаются, что они связаны узами сообщничества с патрициями-монополистами. Вскоре, конечно, выясняется, что ограбление массы явилось должным результатом положенных в основу общества законов; именно они дали ничтожной кучке людей возможность наложить свою руку на все. Но в таком случае эти закон составляют просто ужасающий кодекс грабительства; они ничуть не оправдывают сосредоточение коллективного богатства в руках жадных компаний, присвоения их себе в исключительное пользование."

Далее, по схеме Бабефа, следует военный манифест, который есть плебейский пролог к восстанию и революции. На этапе Французской революции 1789 г. таким манифестом был "Общественный договор" Руссо, на этапе европейской революции 1848 г. таким манифестом был "Коммунистический манифест" Маркса и Энгельса, на этапе Русской революции 1917 г. таким манифестом можно считать "Государство и революция" Ленина. Что же им будет в будущем?

Подводя итог:

1) Французская революция не заканчивается в 1794 г. с падением режима Робеспьера. Она содержит в себе возможность дальнейшего развития, в частности возможность пролетарского правительства, что и нашло свое выражение в восстаниях жерминаля, прериаля, и заговоре Равных.

2) Следовательно, каждая современная революциях являет собой определенную закономерность в чередовании своих этапов развития. Таковыми этапами являются: а)народно-буржуазный этап, б)радикально-демократический этап, в)этап пролетарской диктатуры рамках отдельно взятой страны, г)разрастание этой революции на весь мир. Более ранние этапы современные революции пробегают, не задерживая долго на них свой взгляд. Это относится как к методике изучения Революции, так и к ее действительному развитию.

3) Следующий этап мировой революции начинается примерно там, где остановила свое развитие предыдущая, наиболее передовая революция. Быстро пробежав предыдущие этапы, новая революция останавливается перед теми задачами, которые были поставлены но не разрешены предыдущей.

4) Гражданская война и закономерно последующий за ней термидор (откат) вспыхивают с полной силой тогда, когда социальная революция достигает своей наиболее высокой вершины которую она может достигнуть на данный период. Откат никогда не бывает полным, но сохраняются основные экономические достижения предыдущей революции. Это открывает возможность для дальнейшего развития.

5) Революция, имея в своем основании само развитие производительных сил общества, включает таким образом весь процесс развития человеческого рода от его наиболее древних истоков и проходит красной нитью через все основные институты и всю деятельность общества. Революция есть перманентный процесс и это в смысле всей истории. Она есть ключ к истории - метод ее развития, и то что в ней достойно изучения. Она есть все лучшее что есть в обществе на каждом этапе его развития.

6) Социальная революция есть по сути война бедных против богатых. Она может носить латентный, скрытый характер, но затем необходимо перерастает в новую фазу и носит открытый, вооруженный характер. Экономической предпосылкой революции является нестерпимое, бедственное положение масс. Одновременно с этим люди начинают задумываться о своих правах и о законах общества, об общественных институтах. В зависимости от уровня своего сознания, от тех задач которые стоят перед последующей революцией, они формулируют более или менее научную программу действия, революционную стратегию и тактику преобразования общества.


вторая глава
Hosted by uCoz