Мысли об образовании и творчестве,

на основании книги Г. Альтшуллера и  И. Верткина

Воспроизводство человека: Важность перехода процесса воспроизводства человечества на научные основы левгеники╗ обусловлена следующим: лпрогресс человечества зависит от концентрации талантливых людей в каждом поколении Е чем выше в поколении процент творческих личностей Ц тем лучше и выше общество╗.

Образование: книга о Буратино, ее обсуждение и творческая переработка, должна составлять одну из вех в образовании малых детей. Сравните эту книгу со следующими словами: лТворчество Ц это путешествие в страну мечты. Разве можно мечтать за деньги? ... неудачи в творчестве Ц это приключения в новом, неизведанном мире. Творчество Ц всегда чуть-чуть сказка, но сказка реальная, в которой исследователь имеет счастье жить╗ Книга о Буратино, таким образом, закладывает в детях понятие о цели, о "золотом ключике", о путешествии в страну неведомого и ощущение приключений.

Современная версия "Приключения Буратино" - это книга о Harry Potter. Однако недостаток этой книги в том, что она остается в кругу идей общества, основанного на деньгах, общества богатых и бедных. Параллелью также являются фильмы типа Star Wars.

Образование свое, в смысле поисков к творчеству, Альтшуллер начал с "20000 лье под водой". Считаю что для детей нет лучше книг, чем те, что написаны Жюль Верном. Они сеют правильные семена. А также песни Высоцкого, типа "Баллада о книжных детях".

Моя новая идея Ц мысль о воспитании молодого поколения через постройку парусного судна-подводной лодки, и плавание на нем вокруг светаYellow submarineФ). Эту мысль, идею упускать нельзя. Открыл это думая об образовательных идеях John Dewey. Море и борьба с ним, и с подонками на берегу, а также с командой, может многому научить. Это лучшая образовательная среда. (В городе, а тем более в деревне, нет ни одной Достойной Цели. Все мелко, лкабачно╗.) Крупные города и государственная служба (или наемная работа) не предназначены для высокого творческого КПД. Поэтому, я стремлюсь в океан.

Идея образования будущего поколения через океан также привлекает в силу следующего положения: лчеловек должен быть сильнее обстоятельств╗, или: лна море погоду делаем мы╗.

 Мои борьба за яхту = 1) за более высокую работоспособность в теории, за более удовлетворительную среду для жизни и творчества, 2) за социализм, в смысле освоения как рабочей квалификации так и теоретического знания, 3) за образование молодого поколения. Молодые люди должны стать сильными, если они смогут поставить цель - построить яхту, действительно построить ее, и выйти на ней плавание в океан. Чему надо их, и себя, учить: лУмение и способности Ц результат работы, а не необходимое условие ее начала╗.

Что касается среды для теоретических исследований, то тут надо иметь в виду следующие слова Инфельда (который написал популярную книгу о физике вместе с Эйнштейном):

лЭйнштейн говорил об одиночестве на маяке, способствующем исследовательской мысли ... он много раз говорил мне, что охотно работал бы физически, занимался каким-нибудь полезным ремеслом, например сапожным, но не хотел бы зарабатывать, преподавая физику в университете ... Физика Ц дело столь великое и важное, что нельзя выменивать ее на деньги╗. Почему бы не работать моряком? Расписание на судне должно быть так построено, чтобы время вне вахты целиком принадлежало экипажу, чтобы его никто не дергал. Результаты теоретической работы можно передавать по радио, И-ту.

Молодому поколению следует прежде всего показать Достойную Цель, заразить идеей: лнужна популярная литература по проблемам завтрашнего дня. Такого класса литературы нет. А какой-то мере эту функцию выполняет фантастика╗, как то УFoundationФ Азимова.

По сути, в будущем будет только одна профессия: фантазер и искатель приключений, Мыслитель, Исследователь. Исследование предполагает исследование всеми средствами, т.е. опытную реализацию новой идеи, постоянную ее корректировку, постановку более высоких целей. Фантазер и путешественник, Мыслитель, Исследователь - это лишь различные наименования одной и той же личности, на различных этапах ее развития.

Возьмем такого искателя приключений и путешественника как Федор Конюхов (www.fedor2002.ru). На вопрос "Зачем все это?", он отвечает: "Путешественник Алан Джил по этому поводу отшучивался: "Я лично иду, чтобы избавиться от глупых людей..." Сам Федор считает что "Человек, к сожалению, уже тысячи лет живет в рабстве всех сортов. Он забыл вкус свободы. Он забыл красоту ответственности. Он забыл то, что у него есть крылья, что все небо - его. Мир огромен, а жизнь коротка". Путешествия развивают вкус к свободе. Это наиболее важно для современного молодого человека или девушки. Наше обыденное образование учит нас подчиняться. Оно также учит нас тому что за нас кто-то продумает наш собственный процесс образования. Вспомните Б. Рассела: лЧеловечество коллективно под руководством дураков и при помощи изобретательности умных рабов занято великим делом подготовки своего собственного уничтожения╗.

Каким образом лвоспитание╗ связано с лисследованиями╗: лбыстро совершенствуемой методологии решения творческих задач нужен аппарат воспитания человека, который бы не боялся пользоваться этой технологией╗.

Диалектика методов преподавания:

        от запоминания материала Ц к оперированию материалом Ц к сотворению материала

Творчество всегда по собственной инициативе. Нельзя приказать: "будь творцом", как впрочем и нельзя приказать "не будь творцом". Если хочется этого, то человек даже в наиболее затруднительных обстоятельствах пробьется к этому (например рассказ Азимова Profession). Однако если творчество нельзя приказать, то к нему можно подвести. Это можно сделать, предлагая решить лмаленькие╗ задачки творчески, т.е. сначала делать шаг за шагом вместе, а затем предложить сделать самостоятельный шаг.. В этом состоит основная задача любого учителя.

лШкола должна постоянно развивать свой творческий потенциал. Забота о постоянном развитии участников школы Ц долг Творческой Личности ... участники школы могут превзойти организатора школы╗. Плох тот ученик, который не может превзойти своего учителя - эта мысль принадлежит мастерам Ренессанса, кажется Микеланжело. Однако превзойти гениев - это задача для Титанов будущего.

Требуется постепенно вводить членов школы в курс не только познавательной, но и организационной работы. Они должны учиться организовывать обучающий процесс, помогать учителю и организатору - преподавать (уже успевший стать старым материал), разрабатывать И-т сайт, искать материалы для обучающего процесса, организовывать развлечения (пирушки, отдых), снабжать познавательным материалом учителя.

Творчество: Творчество ведет к просветлению Ц личности и коллектива. Творчество жизнетворяще. Оно как секс, но на разных плоскостях. Прогресс держится на творчестве.

лПодлинная свобода состоит только в созидательном действии╗. Созидательное действие, в полном смысле, это творчество. Таким образом, творчество есть путь и бытие, реализация свободы.

Один из признаков творчества Ц новизна. Поэтому не может быть четко заданной программы действий в творчестве.

Этапы творчества:

Т.№1 Ц применение известного решения к известной проблеме.  Например: плоские колонки пришиваются как погоны, как предложил Алеша.

Т. №2 Ц новое применение известного решения, или новое решение старой задачи. Например, традиционно вокруг света ходили большими судами. В одиночку также ходили, но не далеко. Joshua Slocum в одиночку прошел на яхте вокруг света.

Т. №3 Ц новая задача и поэтому новый подход к ее реализации. Например: задача освоения космоса в начале 20 века. Тогда это была лфантазия больного ума╗. Чем выше задача, чем она новее, тем более она кажется "еретической": лстепень леретичности╗ ... определяет дистанцию от общепринятого уровня воззрений, культуры знаний до поставленной цели, до уровня полученных результатов╗.

Т. №4 Ц нахождение и развитие принципа который позволяет ставить новые задачи и находить к ним решения, т.е. универсальный принцип решения новых задач. Это из будущего, например задача объединения различных отраслей знаний и сфер деятельности человека. Это я называю "доктрина". Пример мы видим в марксизме, в частности в "Анти-Дюринге" и практики Ленина.

Моя сверхцель Ц лкарта познания╗, закономерности познания, с одной стороны, организация единомышленников и социальная революция, с другой. Логика - ключевой момент в творчестве. Любое творчество подводит к необходимости выявления законов логики. Эти законы выявляются на основании проделанной работы, а не формально.
Первое требование к "Творческой Личности" Ц Великая Достойная Цель. Постоянно думать о ней и развивать ее Ц вот основная задача творческой личности: лставить собственную жизнь на карту достижения цели, рисковать жизнью столь же привычно в высоком творчестве, сколь обыденным, нормальным считается проявление инстинкта самосохранения в бытовых ситуациях.╗ Например: Че Гевара. лКонкретная цель обязательно должна иметь выход к глобальным проблемам╗. Цель в жизни человека измеряет его масштабность. Ставя цель, следует лстремиться к тому, чтобы цель была явно не по силам, чтобы она заведомо превышала возможности и способности человека ... [ибо] достижение такой цели Ц это спор человека с самим собой.╗ Можно высказать такую мысль что учение о творчестве - это по сути учение о цели. О цели в жизни, о том как заполучить эту цель и ее развивать, как добиваться цели. Для этого требуется особый стиль, отношение к реальности - творчество.

Творческая личность соединяет противоположные характеристики: мужество и женственность (подразумевая под этим чувствительность), дисциплину и игривость (взрослость и детскость), робость (допустим по отношению к детям или слабым) и бесстрашие (по отношению к сильным врагам), самоуверенность (зная то, что знаешь) и сомнение (наиболее революционный метод: ставить под сомнение аксиомы на которых держится все), жажду к людям и уединенность (например Высоцкий).

Характеристика Достойной Цели: лцель революционная по своей новизне ... лежащая за передним краем науки, искусства, социального обустройства╗. Думаю, что революционная цель обязательно должна превосходить уровень знания типичный для данной эпохи. Например, исследования Роджер Бэкона в 13 веке превосходили теологию которая его окружала (за что он и сидел в тюрьме много лет). Сегодня, наука есть вчерашний день. Сегодня требуется подход, который обобщает различные, наиболее важные достижения различных наук. И это не философия, в смысле рассуждения о знании. Это действительное знание.

Цель придает жизни цельность и величие (громадность).

лПервоначальная постановка цели настолько неопределенна, что построить под нее конкретную программу действий практически невозможно╗, т.е. первоначально цель разрабатывается теоретически. Для этого, производится набор информации по данной цели, и по родственным отраслям знаний. На основании этого набора информации, выявляются закономерности. А так как набор информации может быть очень большой, для больших целей, то творчество необходимо перерастает от индивидуального к коллективному."

При достижении ДЦ отсутствует конкуренция, ибо как правило человек идет один, или с очень малой группой людей (1-2). С одной стороны это обеспечивает оригинальность, но с другой также приводит к застою, ибо постоянно варишься в соку собственных идей. С другой стороны, Интернет не дает возможности вариться в собственном соку (информационная революция), а также постоянно происходит поиск и открытие "братье и сестер по разуму". Позже коллектив разрастается Ц образуется лпартия╗.

Спутники жизни Ц друзья, подруги Ц подбираются по мере развития цели. Они не есть самостоятельная цель. Fuck лблизких╗, подразумевая под этим "родственников", семью (или что от нее осталось).

Аспирантура, как впрочем и любой институт старого, загнивающего общества лимеет весьма отдаленное отношение к творчеству ... лостепенение╗ - стандартный путь к спокойной, налаженной, хорошо оплачиваемой работе╗. Аспирантура свела на нет многих моих знакомых. Здесь можно применить такую мысль: лСамоубийство разума Ц такова неизбежная цена открывающейся перед ним карьеры╗. (Гарфункуль А.Х. лД. Бруно╗).

Творчество несопоставимо с государством, с государственным строем вообще. Оно Ц форма деятельности в пост-государственном обществе. Например: лна курсах преподавателей средних школ те учителя, которые показали наилучшие результаты при тестировании на творческие способности имели худшие служебные характеристики╗.

Необходимо чтобы задачи были поставлены так, чтобы отдых заключался в переходе от одной стороны задачи к другой. Необходимо взаимоувязывать цели. Очень важную роль тут играет теоретическое и практическое отношение к предмету. Например, в то время как мир познания может заключаться, теоретически, в размышлением над общностью всех знаний, практически человек может и должен увлекаться дальними походами, например на велосипеде, яхте, и т.д.

Необходим план: лобязательное требование к творческой личности Ц это наличие системы планов╗ долгосрочных и кратковременных. Также, необходимо контролировать их исполнение, вырабатывать решительность. Необходимо наращивать творческий КПД так, чтобы "отходов" времени не было. лНеобходимое качество творческой личности Ц это большая работоспособность по осуществлению намеченных планов╗. А эта работоспособность, в сфере теории, обеспечивается большой физической нагрузкой.

лЛюбая значительная цель Ц это сгусток задач╗. Т.Л. должна уметь различать эти задачи, и решать их последовательно. Разрешение теоретических задач открывает дверь к решению организационных задач.

Диалектика целей: лот решения конкретных производственных задач человек переходит к глобальным, общечеловеческим проблемам. А развитие самих целей идет в обратном направлении: глобальные проблемы (цели третьего типа) распадаются на мелкие конкретные задачи ( цели первого типа).╗

В чем заключается наше богатство и счастье: лбыстропролетающие часы нашей жизни Ц это единственное настоящее богатство, которое он получает от рождения и которое есть вообще в его жизни ... человек ищет место, дающее наибольшее количество свободного времени для занятий творчеством╗. Манит радость творчества (музыка Бетховена "К радости"). лЭто счастье особого рода: удовлетворение, радость от творческой работы. С обычных же житейских позиций творческая личность Ц всегда человек трагической судьбы╗.

Творческая работа не имеет конца, и главное вознаграждение Ц это то чувство, которое появляется в ходе такой работы: лчувство сопричастности к великому╗.

Творчество, поиск нового Ц залог от старения.

Наблюдается лположительное действие творческого образа жизни на ход многих заболеваний. Творчество можно считать сильнейшим лекарством╗. Яркий пример тому: жизненный путь Ван Гога. Творчество, или как минимум напряженная работа, лечит душевные травмы.

Итог, образование и развитие творческой личности или коллектива состоит в том чтобы: 1) получить широкое образование, дающее представление о достойных целях, по сути Ц самообразование, 2) выбрать цель, 3) набирать информацию по цели, 4) составить программу по реализации цели, 5) подкрепить эту программу большой работой, 6) реализовать цель, и одновременно выходить на более высокий уровень постановки цели (например: от речной яхты к океанской).

Социальная революция: Момент, когда Альтшуллер наиболее близко подошел к принятию миссии общественного революционера: лИ меня сверлила мысль: лНу какого черта я тратил силы и энергию, чтобы изобрести газотеплозащитный скафандр для горноспасателей, когда нужно было изобрести что-то такое, что помешало бы беременных женщин сажать в тесные шкафы и пытать теплом.╗ И я поклялся, что если выживу в этой мясорубке, то уже никогда не буду заниматься методикой изобретательства, не это нужно человечеству. Нужно просто брать винтовку и идти защищать человеческие права.╗

Суть борьбы в бывшем СССР можно определить: лтворец╗ против лбюрократа╗.

Раньше лсредства производства╗ находились в руках капиталистов, бюрократов. Современные средства производства Ц передовые знания, находятся у самих людей.

Передовые знания Ц в личное пользование тех, кто их вырабатывает.

Бюрократы-шакалы борются за приватизацию старых средств производства. Однако среди бюрократии есть и не полностью гнилые личности, те что борются за прогрессивные цели. Эти люди как правило не столько управляют, сколько создают что-то новое, т.е. являются по преимуществу творцами. Вопрос ребром: ты кто, по преимуществу - творец или бюрократ? Творец или хапуга? Творческая личность или капиталист? Или прислуживаешь им?

Справедливое общества Ц это то, которое обеспечивает каждому гражданину право на творчество. Такое социальное устройство обусловлено необходимостью общего (материального и умственного) культурного прогресса.

другие работы по образованию

 

Hosted by uCoz