ГЛАВА 2: ЭТЮД О ПЕРИОДЕ ПРАВЛЕНИЯ РОБЕСПЬЕРА
1) Социально-экономические завоевания
1. В предыдущий период национальные имущества продавались преимущественно крупной буржуазии. Этому способствовал метод продажи: крупными партиями и без кредита. В ностоящий период, законом от 2 фримера II года (22 ноября 1793 г.) Конвент постановляет что национальные имущества должны быть разбиты на возможно мелкие участки. Таким образом земля переходят в руки мелких крестьян. В силу этого, как пишет Кропоткин, "В XIX веке уже не было тех хронических голодовок, какими отличался XVIII век."
2. По закону Конвента от 11 июня 1793 г. крестьянам возвращается земля отнятая у них по указу 1669 г. о триаже. В округах где нет общинных земель, крестьяне "получают возможность купить собственность эмигрантов на сумму в 500 ливров, которая должна быть выплачиваема в течении 20 лет по 20 равных взносов без начисления процентов" (Олар). Когда помещики, с наступлением реакции, возвращаются в страну, уничтожаются почти все демократические институты, однако помещики не в состоянии вернуть себе земли отобранные у них крестьянами в этот период. В этом заключается действительность любой социальной революции, ее необратимость и живучесть: она обеспечивается такими социально-экономическими мерами, которые поддерживает громадное большинство населения.
3. По закону от 17 июля 1793 г. уничтожается крепостную зависимость одного человека от другого. Более того, уничтожаются абсолютно все феодальные права без права выкупа.
4. Принимается закон о максимальных ценах на товары первой необходимости. Государство выдает дотации булочникам для удержания цен на хлеб на определенном уровне. Интересы буржуазии ставятся под удар.
5. Народ, вместе с левыми монтаньярами, требует распостранение государственных цен на все товары. Отсюда закон Конвента от 29 сентября 1793 г. о твердых ценах в течении года на мясо, сало, масло, рыбу, водку, и др. Однако вместе с тем, Конвент выпускает закон о максимальной зарплате рабочих. В связи с этим начинается исследование вопроса о цене производства. Государство подходит к планированию промышленности и торговли.
6. У крупной буржуазии делается принудительный заем на нужды войны. 3 сентября 1793 года Конвент объявляет, что все граждане должны декларировать свои доходы, из которых будет высчитываться прогрессивный налог. Все это тенденции к общественному равенству.
7. Парижская биржа насильственно закрывается 27 июня 1793 г. Осенью этого же года, "Парижская коммуна, доведенная наконец до озлобления, велела опечатать все банкирские канторы и канторы "торговцев деньгами".
8. Принимается демократическая конституция 1793 г. в которой уничтожается имущественный ценз для подачи голосов. Однако эта конституция в действие не вводится в связи с военным положением в стране.
2) Гражданская война
Жирондисты, бывшие депутаты Конвента, находятся под домашним арестом, но вскоре они убегают в провинции, где поднимают восстание против революции. В июле 1793 г., Конвент объявляет их вне закона и ведет активную охоту за ними. Многие кончают жизнь на монтаньярской гильотине, а некоторым удается убежать из Франции.
13 июля 1793 г. Шарлотта Корде убивает Марата. За Шарлоттой Корде стоят видные жирондисты и фейяны. Советская бюрократия, устами Карлейля, так выражает свое отношение к Корде : "Она понимала под энергией пыл сердца, побуждающий человека жертвовать собой во имя родины". По своей реакционности советскую бюрократию можно поместить в один лагерь с монархистами времен Людовика "укороченного".
Изгнание жирондистов и убийство Марата служат рубежом, после которого классовая борьба во Франции вспыхивает с силой гражданской войны. Контр-революционные восстания происходят в 60 из 83 департаментов Франции. За этими бунтами стоят: 1) жирондисты, 2) роялисты, 3) их автрийские и прусские пособники, 4) английская империалистическая буржуазия.
Наиболее знаменитым является "Вандея", которое с тех пор стало нарицательным именем для контр-революционного мятежа на который удалось спровоцировать население. Вандейские крестьяне были озлоблены политикой Национального собрания. Главной причиной возмущения является земельный вопрос: "продажа национальных имуществ совершалась в значительной мере в пользу городской буржуазии". Вандейские крестьяне по сути возмущены жирондисткой политикой Конвента, однако полнометражное восстание в Вандее вспыхивает в июне 1793 г. когда к власти приходят якобинцы; предлогом являются наборы рекрутов в армию Конвента. Против якобинского Конвента вандейские крестьяне сражаются под предводительством агентов монархизма. Таким образом, их справедливая борьба за землю выливается в контр-революционный бунт. Различные зверства совершаются с одной и с другой стороны, например зарытие пленного по горло и истязание головы, убийство при помощи камней, потопление пленных массами в реке. Вандея стала причиной жестоких раздоров в среде якобинцев.
29 мая 1793 г. в Лионе вооруженное столкновение между жирондистами и якобинцами; мэр города, якобинец Шалье, казнен 16 июля. Буржуазия Лиона вооружает 20 тыс. чел. против Конвента. Осада Лиона войсками Конвента начинается 8 августа 1793 г. Рабочие из Лиона перебегают в армию Конвента. Контр-революционная армия пьемонтцев (20 тыс. чел.), идущая на помощь Лиону, терпит поражение от сил Конвента. 9 октября войска Конвента овладевают Лионом.
Тулон провозглашает Людовика XVII королем, впускает англо-испанский военный флот. Наполеон Бонапарт участвует в осаде Тулона на стороне Республики и является автором плана овладеть фортом который является ключем к взятию города; в результате, армия Конвента овладевает Тулоном в декабре 1793 г.
Контр-революционная армия могла бы захватить Париж осенью 1793 г., если бы у нее было единное руководство. Однако у нее два командира, представляющие Австрию и Англию: Кобург и герцог Йоркский. У каждого своя армия и каждый действует порознь. Питт приказывает герцогу Йоркскому с его армией в 37 000 чел. захватить Дюнкирк как плацдарм для высадки английского десанта. Кобург остается один со своей армией и не решается идти на Париж.
У Республики не хватает оружия и амуниции. Английские крейсера блокируют берег, установив таким образом экономическую блокаду. Вместе с тем, революция употребляет самые передовые достижения техники - воздушные шары для разведки и световой телеграф для связи. 23 августа 1793 г. издается закон о поголовном ополчении. Баррер заявляет: "Республика - это один громадный осажденный город". На знаменах французских солдат написано: "Le peuple francais debout contre les tyrans".
Война задает тон общественной жизне страны. "Сен-Жюст и Леба приказывают богатым жителям Страсбурга "снять сапоги" и послать в армию, где нужны "10 тыс. пар сапог" (Карлейль). Кутон спрашивает у якобинцев: "Что ты сделал, чтобы быть повешенным, если бы победила контрреволюция?"
На место генералов-жирондистов становятся генералы-монтаньяры. Некоторые из них - выходцы из плебейских низов, как например Houchard, который становится на место Kilmaine. Эти генералы создают "новую тактику, которую впоследствии приписывали Наполеону - тактику быстрых передвижений и больших масс, нападающих на отдельные части неприятельской армии и уничтожающие их раньше чем они успеют соединиться" (Кропоткин). Генералы в основном молодые - около 30 лет; формального военного образования не имеют. "Их стремительность не была сдерживаема теориями школ; они взяли все из практики и опыта. Их смелость граничащая с наглостью, их спобосность быстро адаптироваться к положению выводила из себя неподвижных и точно следующих уставу генералов Коалиции" (Матьез). Революционные солдаты плохо одеты, плохо питаются, но вдохновлены идеями революции; комиссары Конвента показывают личный пример, идут в атаку со шпагой впереди колон. В результате республиканских побед, к началу осени 1793 г. иностранное вторжение остановлено, а крестьянское восстание в Вандее подавлено.
3) Диктатура и террор
Действительная власть в апреле 1793 г. переходит из Конвента в руки Комитета общественного спасения и Комитета общественной безопасности. Этот переход власти не есть результат государственного переворота, но результат необходимости концентрировать власть на время гражданской войны, перестать играться в демократию и проявить подлинную, диктаторскую сущность государства. Отсюда можно вывести закономерность: чем сильнее гражданская война внутри общества тем меньше мы видим игру в демократию, тем сильнее тенденция к диктатуре.
10 июля 1793 г. формируется новый, второй Комитет общественного спасения. Он делится на два крыла. Правое крыло состоит из жирондистов Турио, Роберта Линде и Гаспарина (это показывает, что не все жирондисты были изгнаны из Конвента). Левое крыло состоит из монтаньяров Сен-Андре, Кутона, Еро, Приера из Марны, Сен-Жюста. 27 июля Робеспьер кооптируется в этот Комитет. Центристкую позицию в Комитете занимает Баррер. Федераты, т.е. вооруженная буржуазия провинций, поддерживают партию Робеспьера. Левые в Комитете общественного спасения предлагают сильные, резкие меры, в то время как правые предлагают "объединительные" меры, которые можно успешно сравнить с нынешними фразами советской бюрократии о "консолидации" обществе. В связи разделением Комитета на левых и правых, репрессий жирондистов после убийства Марата почти не наблюдается.
20 сентября дантонист Турио, выходит из Комитета общественного спасения и тем самым Комитет становится более однородным. Его возглавляет Робеспьер, которого поддерживают тысячи революционных комитетов и клубов по всей Франции. Правительство посылает своих представителей с неограниченными полномочиями в провинции. Там они вершат суд над буржуазией. Комиссар Фуше заставляет булочников в Ниерве делать только один сорт хлеба - "хлеб равенства" - который должен продаваться по низкой цене в 3 су за фунт. Раньше хлеб тут продавался по цене в 10 су за фунт. Доплата булочникам организуется за счет богатых.
Необходимость борьбы с контр-революцией в собственной среде заставляют Комитет общественного спасения прибегнуть к террору. Он начинается с суда над Марией-Антуанетой; 16 октября 1793 г. она казнена. 30 октября казнены 22 жирондиста, среди них Верньо, Бриссо, Жансонне. В связи со своим приговором, Верньо говорит свою знаменитую фразу: "революция, подобно Сатурну, пожирает своих собственных детей". Г-жа Роллан казнена 7 ноября; ее муж, бывший министр, кончает жизнь самоубийством в провинции. Кондорсе, виднейший теоретик жирондисткой партии (Бухарин на французский вариант) следует примеру Ролана. На эшафот восходит бывший мэр Парижа, фейян Байи, фейян Барнав (несмотря на его отличную книгу о Французской революции), фейян Лавуазье (несмотря на его великие химические открытия), и др. Жирондистов также казнят в департаментах; например, в Бордо отрубают голову Гюаде и Салю. О целесообразности метода террора можно судить по донесению полицейского агента Дютара: "Я должен вам сказать, что эти казни производят большой политический эффект, наиболее важный из которых состоит в том, что они успокаивают недовольство людей вызванное теми затруднениями которые они испытывают. У них удовлетворяется чувство мести. Жена которая потеряла своего мужа, отец который потерял своего сына, ремесленник который потерял свой бизнес, рабочий который платит такие высокие цены за все что его зарплата превращается практически в ничто, - наверное все они могут примириться с теми затруднениями которые они испытывают только если они видят что люди которых они держат за своих врагов более несчастны чем они сами". Интересна следующая деталь: гильотину переносят в окрестности рабочих предместий Сент-Антуан и Сен-Марсо. Тем самым подчеркивается именно рабочий характер террора, тот факт что Революция борется с угнетателями рабочих. Таким образом, Французская революция принимает отчасти пролетарский характер.
4) Зарницы коммунизма
(а) Политика и экономика: 2 июня 1793 г. в Клубе якобинцев Марат провозглашает, что цель движения - это создать достаток для всех. Когда Марата убивают, красный священник Жак Ру принимает его эстафету. Он становится редактором журнала представляющего интересы санкюлотов. 6 августа 1793 г. он пишет: "Они возобновляют аристократию богатства, которая еще более ужасна чем скипетр королей". Однако он не может еще предложить план социальной революции.
В связи с повышением цен на товары первой необходимости, "бешенные" требуют смертной казни для всех спекулянтов. 8 августа 1793 г. Жак Ру требует ареста банкиров как "тайных накопителей металлических денег и организаторов голода". "Пэр Дюшен" в N.267 предлагает следующее: "Республика должна захватить урожай, уплатив компенсацию фермерам; зерно, вино, и все товары должны быть разделены между департаментами соответственно количеству их населения". Речь идет о национализации.
4 сентября 1793 г. "бешенные" собирают строительных рабочих и идут вместе с ними к Коммуне требовать еду. Во главе процессии - Паш. Конвент немедленно обещает установить твердые цены на продукты первой необходимости. Толпа кричит: "нам нужны не обещания, а хлеб, и немедленно!". Шометт предлагает демонстрации начать войну бедных против богатых. С этой целью он предлагает организовать революционную армию которая должна пойти в провинции и захватить там еду. Вечером 4 сентября секция Санкюлотов объявляет что она находится в состоянии восстания против богатых. 5 сентября длинная процессия во главе с Шометтом и Пашем направляется от Коммуны к Конвенту с плакатами: "Война на тиранов!", "Война на аристократов!", "Война на спекулянтов съестными припасами!". В результате марша, Конвент: 1) издает декрет о репрессии спекулянтов съестными припасами, 2) учреждает революционную армию в 6 тыс. санкюлотов для добычи еды в провинциях, 3) учреждает оплату санкюлотам за посещение заседаний секций в 40 су/день. Вместе с тем, Комитет общественной безопасности издает закон, против дальнейшей организации санкюлотов: "Ни под каким предлогом рабочие не могут собираться вместе для того, чтобы подать свои требования". Буржуазия почувствовала явную угрозу своим интересам.
29 сентября 1793 г. устанавливаются твердые цены на товары первой необходимости. В это же время, жирондисты и роялисты пробуют использовать голод для того чтобы начать движение против Коммуны и Конвента. Они способствуют созданию голода и дефицита необходимых товаров путем скупки их в больших количествах: винить во всем естественно будут Коммуну и Конвент.
Однако для бешенных твердых цен недостаточно; они продолжают бороться за "национализацию торговли главными жизненными припасами" и за раздробление крупных состояний. Популярны лозунги типа: "Большие состояния представляют препятствия к свободе".
Продолжают говорить об "аграрном законе", т.е. о праве всех на владение небольшим участком земли. Доливье, провинциальный коммунист, говорит о том, что земля должна принадлежать всем; также он считает, что каждому принадлежит право на продукт своего труда. Раздаются голоса в пользу национализации рудников. 15 октября 1793 г. создаются мастерские для безработных; те кто не хотят работать депортируются.
Ланж (L'Ange) развивает идею фаланстера, где земледелие соединятся с промышленностью. В этом мы видим зачатки идеи всестороннего и гармоничного развития человека, что предполагает отрицание классового деления общества. Практикуются общинные ужины: каждый выносит на улицу свою еду и соседи едят вместе.
Интересно замечание сделанное M.Levy-Schneider: "В Бресте, в Тулоне, я нахожу что в годы II и III там проводилась прогрессивная социализация ведущая к созданию по настоящему коллективисткого города, где все было на службе государства". Вообще в минуты кризиса, как исключение, буржуазию вынуждена обратиться к революционным, социалистическим мерам для того, чтобы удержаться у власти. Такова картина которую мы видим в американской программе "New Deal" в 1930-х годах.
Представители правительства проводят революционные экспроприации в департаментах. Лапланш в письме из Буржа, 4 октября 1793 г.: "Я сам везде взимал налоги с богатых и аристократов революционным путем. Я также отдал приказ моим представителям чтобы они меня имитировали, с целью купить пропитание и помочь бедным санкюлотам. Я горжусь этой революционной мерой ..."
Правительственные депутаты в Лионе издают следующий декрет: "1. Все больные или престарелые граждане, а также сироты и бедные люди получат крышу, будут накормлены и обуты за счет богатых людей проживающих в их общинах. 2. Попрошайничество и безделие также запрещаются; каждый бродяга и попрошайка будет помещен в тюрьму. 3. Здоровые граждане получат работу и предметы необходимые для их ремесел или промыслов. 4. Для того, чтобы добиться этого нынешние власти, вместе с Комитетами надзора, будут взимать в каждой коммуне революционный налог с богатых соразмерный величине их богатства и отсутствию у них гражанского достоинства, пока не наберется сумма необходимая чтобы покрыть вышеназванные меры".
Значит так: чем больше богатство тем меньше гражданское достоинство, тем больше революционный налог! Некоторые богачи заплатят этот налог кровью.
Как делать революцию за счет богатых, против них самих, мы узнаем у Олара: "Флорен Гийо пишет из Лилля 9 вентоза, что нуждаясь в 225 000 ливрах для поддержки патриотов которые нашли прибежище в этом городе, и для декорации храма Разума, он получил от финансовых контролеров список 65 наиболее богатых граждан (у которых доход был от 10 000 до 90 000 ливров) и предложил им выдать соответствующую сумму". Надо полагать, что когда Гийон "предложил", то у него имелось достаточно пушек для того, чтобы сделать это "предложение" убедительным.
"Бешенные" пытаются организовать Францию как союз 40 тыс. коммун где будет проводится "равенство на деле", "уравнение состояний". По декрету от 10 брюмера II года (31 октября 1793 г.) средневековые названия такие как "villes", "bourgs", (города) "villages" (деревни) были отменены; взамен им пришло название "commune" (коммуна). Так, Лион после того как он сдался монтаньярам 9 октября 1793 г. переименуется в "Ville-Affranchie", "свободный город", а затем в "Commune-Affranchie", "свободную коммуну".
(б) Отрицание религии и буржуазных нравов: классовая борьба находит свое отражение в религиозной сфере. Вначале все священники, в виду их привязанности к старому феодальному строю, были обязаны принести клятву на верность республике. Это так называемые "конституционные священники". Однако, опыт показал, что "монтаньярская республика не может надеятся на конституционную церковь, так как много священников были на стороне Жирондистов и Федералистов" (Олар). Религия становится препятствием на пути Революции. "Задавите гадину!" сказал еще Вольтер.
Епископ Парижский, Гобель, 17 брюмера II года в Конвенте меняет свой крест на красный колпак, символ санкюлотов; "приходят священники с целью выучиться ремеслу плотника; приезжают викарии со своими недавно обвенчанными монахинями" (Карлейль). Церковная утварь идет на нужды республики.
В тех местах где австрийцы наиболее близки (т.е. где близко проходит линия фронта), как в Страсбурге, или где священники открыто держат сторону роялизма, как в Ауче, анти-религиозные выступления приобретают особенно резкий, воинствующий характер.
Шометт, предвосхищая Гегеля, предлагает новую религию Разума. 20 брюмера Парижская Коммуна отмечает гражданский фестиваль в церкви Нотр Дам, которая теперь называется храм Разума; на троне восседает актрисса из Оперного театра, разукрашенная трехцветными лентами; она представляет Свободу. Если в Париже богиня Свободы - это актрисса, то в провинции она представлена "красивыми и добродетельными [!] молодыми девушками, принадлежащими к высшим средним классам" (Олар). Везде люди пируют и веселятся, издеваются над церковными регалиями; в кулуарах бывшей церкви Нотр Дам царит свободная любовь. Робеспьер видит в этом махинации агентов Питта. Позиция Робеспьера в отношении религии такова: "Атеизм аристократичен. Идея великого Существа который стоит над угнетаемой невинностью и наказывает преступление по сути принадлежит народу". Таким образом, для Робеспьера идея бога есть идея социальной справедливости.
Религиозные идеи Робеспьера в общем вольтерьянского плана: "Если бы бога не было, нам бы его следовало бы изобрести". Вольтер бы добавил: "для нижних классов, с целью держать их в покорности". Крестьяне пишут Робеспьеру с просьбой о продолжении религии; некоторые из них даже вооружаются в защиту религии. Таким образом, Робеспьер выражает именно интересы крестьян.
Манеры и мода в 1793 году больше чем когда-либо диктуются санкюлотами, что указывает на их восхождение. Вместо обращения "monsieur" (господин) употребляют "citoyen" (гражданин); вместо "вы" в официальных документах употребляют "ты". Народ носит одежду санкюлотов - carmagnole и красный колпак; также вместо напудренных и завитых причесок аристократов входят в моду простые прямые волосы.
5) Термидор
Главной причиной Термидора, т.е. контр-революционного переворота, для любой Революции следует считать подавление наиболее революционной партии. Как это конкретно произошло во Французской революции мы сейчас покажем. В дальнейшем мы надеемся продолжить подобный анализ для других революций.
Борьба "налево" начинается еще до восстания 31 мая - 2 июня 1793 г. 18 марта 1793 г. Конвент вотирует "смертную казнь тем, кто будет предлагать аграрный закон, нарушающий земельную собственность, общинную или личную". С изгнанием правых из Конвента, борьба Горы налево усиливается, т.к. если раньше на коммунистов опирались против Жиронды, то теперь необходимость в этом отпала. Более того, угроза наростания революции налево, т.е. восстание "бешенных" против правого крыла Горы, становится реальностью. Лозунг который был выброшен правительством Робеспьера в это время сильно напоминает лозунг "социалистического" правительства Кабальеро в Испании во время гражданской войны 1936-1939 гг.: "Сперва республика - социальные меры придут позже". Как будто можно добиться республики, то ли против фашизма, то ли против монархизма, не обеспечив сперва ее рядовых граждан "социальными мерами", т.е. землей и средствами производства. Вот чего непонимают сторонники теории госкапитализма в СССР. Земля в основном принадлежит государству, несмотря на все кооперативы, "акционерные общества", и прочую муть. Когда бюрократия не в состоянии обеспечить своих граждан продуктами питания, когда она расписалась в собственной неспособности решить продовольственный вопрос, она выдает часть государственной земли под обработку граждан. Несмотря на все варварство такой меры, ее явную реакционность по сравнению с техникой нашего времени, этот способ решения продовольственного вопроса невозможен в капиталистическом государстве. Там земля принадлежит частным собственникам и является формой овеществления их капитала. Как капитал, она должна приносить среднюю норму прибыли. Капиталист-лендлорд предпочитают чтобы земля (или дома) простаивали впустую, если подобную прибыль получить нельзя. Поэтому, пост-советские государства нельзя называть "госкапиталистическими ".
25 августа 1793 г. - Конвент приказывает делегатам из секций которые продолжают заседать в Епископстве разойтись. Таким образом ликвидируются революционный центр ответственный за восстание против жирондистов.
Нельзя сказать что во Франции период предшествующий Термидору был целиком направлен на борьбу с коммунистической партией. Развитие происходит зигзагами, где только просматривается тенденция, но не однозначно стройная линия. Республика Робеспьера вынуждена была опираться на беднейшие слои населения, как в деревне так и в городе, для борьбы с монархическими армиями. Поэтому, если с одной стороны Конвент издает закон против "черного передела", то с другой стороны декрет от 13 вантоза II года (3 марта 1794 г.) говорит, что "каждая коммуна должна была составить список неимущих патриотов, и тогда Комитет общественного спасения представит доклад о средствах наделить всех неимущих имениями, отнятыми у врагов революции" (Кропоткин). Итак, с одной стороны "аграрный закон" объявили опасной химерой, а с другой поддерживают надежды на его скорое введение, правда исключительно за счет монархистов и жирондистов, не затрагивая буржуазную собственность как таковую. Рассказ о законодательной тенденцию налево можно продолжить законом от 11 мая 1794 г., которым Конвент открывал старикам и бедным "Книгу национальной благотворительности", т.е. обещал обеспечить всех пенсией, что было передовой мерой для XVIII века.
Тем не менее, главное направление борьбы центристкой фракции Робеспьера в данный период - это борьба налево. 30 июня 1793 г. Робеспьер, в сопровождении Эбера (лидер "бешенных") и Колло д'Эрбуа (правый монтаньяр) являются в клуб Кордельеров и добивается того, что коммунисты Ру и Варле вычеркнуты из списка членов клуба. Ру ложно обвиняется в воровстве и в покушении на суверинитет народа. Именно так демагогия Робеспьера рисует коммунистические устремления. Ру арестовывается и осуждается на смертную казнь; он кончает жизнь самоубийством на суде 10 февраля 1794 г.
4-5 сентября 1793 г. народ требует хлеба возле городской ратуши. Раздаются голоса в пользу усиления диктаторских мер для обеспечения народа хлебом и всем необходимым: "Хлеба и, чтобы его иметь, силу законам!". Комитет общественной безопасности использует движение 4-5 сент. для того, чтобы подавить движение секций, усилить центральную власть. С одной стороны, запрещается торговля ассигнациями и создается революционную армию в 6 тыс. чел. под начальством эбертиста Ронсена для реквизиций в деревнях и по борьбе с контр-революцией; усиливается революционный трибунал. С другой стороны, 9 сент. 1793 г. Конвент ограничивает собрание секций 2-я разами в неделю. Таким образом, монтаньяры пытаются "мягко" подавить движение санкюлотов. 3 окт. Амар требует суда над 100 задерживаемыми жирондистами, но Робеспьер их защищает, не выдает под суд. Фракция Робеспьера защищает свой правый фланг.
Вместе с фракцией Робеспьера против санкюлотов борются дантонисты, "партия милосердия" (читай: по отношению к арестованным жирондистам) . 17 декабря 1793 г. Фабр д'Эглантин в Конвенте делает доклад против 3-х видных эбертистов.
28 декабря 1793 г. арестовывается Анахарсис Клоотс, по происхождению барон, но агитатор в пользу мировой Республики, т.е. расширения Революции на весь мир, ранний прообраз Троцкого и Че Гевары.
По декретам от 28 дек. 1793 г. и 12 мая 1794 г. право выбирать мировых судей и их секретарей у секций отнимается. У них также отнимается право выбирать свои комитеты благотворительности. С 14 июля 1789 г. "окружные комитеты" отправляют полицейские функции в городе. Их отнимают у секций и подчиняют Комитету общественной безопасности. Комитеты секций перестают быть выборными, а назначаются правительством, подобно тому, как большевисткие ячейки в годы гражданской войны перестали функционировать на выборной основе; вместо этого вошло в норму "назначенство". Если у рядовых членов партии реальные права отбираются, их собственные организации мягко, но верно обессиливаются и удушаются, то массы отходят от революции, т.е. от участия в общественной жизне, предоставляя центристких вождей собственной судьбе; воцаряется всеобщая апатия. Рабочие не "устали" от революции как говорит Троцкий, "выдохлись" или были убиты за годы гражданской войны; их подавило само государство которое не смогло дать массам то, что они требовали в силу ряда объективных причин. В Русской революции экономическим фундаментом подавления демократии на основании Советов была необходимость "взять у десяти чтобы дать одному", т.е. материально заинтересовать буржуазных специалистов и верхушку рабочего класса сначала в реконструкции страны после гражданской войны, а затем в проведении индустриализации.
Эбертисты, видя то, как подавляется движение в секциях, как арестовываются революционные вожди, как нападают на их партию в Конвенте, берут курс на восстание. Олар пишет:"14 вентоза II года (4 марта 1794 г.) Клуб Кордельеров решает, что написанная крупными буквами копия Декларации Прав, которая висела в холле где собирается этот клуб, должна быть покрыта ваулью "пока люди не получили обратно их святые права через уничтожение фракции". Какой фракции? Винсен имеет в виду дантонистов; Каррьер - тех кто "унижает" гильотину (Камилля Демулена); Эбер - тех кто хочет спасти 75 жирондистов арестованных по декрету 3 октября прошлого года; и все знали что эти жирондисты были живы только благодаря защите Робеспьера. Эбер предложил восстание, и без формальной резолюции клуб встретил это предложение громом аплодисментов. Говорили, что Кордельеры хотят повторить события 2 июня: провести децимацию Конвента; уничтожить не только "снисходительных" (дантонистов), но и самого Робеспьера; они хотели установить свою диктатуру в департаментах при помощи Революционой Армии, и сделать Паша главой нового правительства".
Эбер в N345 своей газеты объясняет экономическую подоплеку готовящегося восстания: "Я больше не буду щадить торговцев овощами которые продают морковку, также как я не щажу больших негоциантов потому что, (матюк), я вижу союз всех тех кто продает против всех тех кто покупает, и я нахожу также много обмана на открытом рынке как и в больших магазинах". Эбер предлагает гильотину для всех этих обманщиков. "21 Вентоза комитеты [Конвента] узнают от разных источников, и в особенности от Haindel, офицера немецкого легиона, что эбертисты действительно готовят восстание, от которого они вроде бы отказались [публично перед Конвентом]. Предполагалось, что они проберутся к тюрьмам, убьют аристократов, затем захватят Новый Мост и Арсенал, убьют Анрио и его офицеров, и в конце, после того как они подожгут комитеты Конвента, закончат свои операции назначением "великого судьи" - т.е. диктатора который будет управлять казнями и который будет раздавать деньги захваченные на Монетном дворе и в Казначействе всем людям" (Матьез).
23 вентоза (13 марта 1794 г.) арестовываются Эбер (издатель "Пэр Дюшена") и его группа. Устраивается, вполне в духе сталинизма, процесс-амальгама, где вместе с виднейшими революционерами проходят банкиры и немецкие агенты короля Вильгельма. 4 жерминаля (24 марта 1794 г.) после процесса для формы длившегося 3 дня всех арестованных эбертиство гильотинировали.
Шометт и епископ Гобель казнены 24 жерминаля (13 апреля) за "неверие", т.е. атеизм. По случаю казней левых, жирондисты и роялисты ликуют.
Комитет общественной безопасности без всяких выборов заменяет Паша на посту мэра Парижа на Леско-Флюре; другие посты, как то те что были освобождены Шометтом (национальным агентом) и Эбером (помощником национального агента), также были заполнены без выборов. "Назначенство" есть признак Термидора, а демократия есть признак Революции.
Примерно в одно время с эбертистами, фракция Робеспьера ликвидируют правых, дантонистов. Это делается для того, чтобы сохранить баланс, политическое равновесие, удержаться у власти. "Фабр д'Эглантин был арестован как сообщник в хищении совершенного во время упразднении Compagnie des Indes 23 нивоза II года (12 января 1794 года)". Затем, 15 марта 1794 г. арестовывается дантонист Эро де Сешелль, член Комитета общественной безопасности; ему вменяется предательство. В ночь с 9 на 10 жерминаля арестованы Дантон, Демулен, и вся группа "старых кордельеров". Им вменяется в вину "заговор с целью восстановить монархию, уничтожить национальное представительство и республиканское правительство". Опять происходит процесс-амальгама, где политические узники - дантонисты - проходят вместе с ворами и роялистами. "Когда Комитеты увидели, что могучая защита Дантона может вызвать народное восстание, они велели прекратить защитительные речи" (Кропоткин) и все дантонисты были казнены 16 жерминаля III г. (5 апреля 1794 г.).
В Русской революции левая оппозиция была устранены перед тем, как устранили "правую оппозицию" (фракция Бухарина - Рыкова - Томского); власть продолжала оставаться за сталинистами, которые придерживались центриской линии, с зигзагами налево (например план индустриализации), но общим уклоном направо (например борьба против испанской революции). Когда передовым выразителям интересов масс, настоящим революционерам, сносят головы или посылают в сылку, разве не ясно тогда для всех, что периоду революционного творчества приходит конец, антракт, между-действие?
Классовой подоплекой Термидора является партия спекулянтов, parvenues. Крупные спекуляции - на землях, на ассигнациях, на поставках в армию - достигают органов власти. Например, депутат Перрин "получил контрактов на сумму свыше 5 миллионов для поставки сукна в армию, в то же время занимая должность члена Комитета по контрактам, так что он сам был инспектором того что он поставлял..." (Матьез). Политической предпосылкой Термидора является отстранение санкюлотов от политической жизни и ликвидация партии "бешенных". Робеспьеру не на кого опереться против спекулянтов.
Кропоткин замечает, что "по всей вероятности, есть доля справедливости в замечании Буанарроти, что боязнь, как бы Робеспьер со своей группой не пустился в меры, которые послужили бы поощрением инстинкта равенства у народа, содействовала гибели этой группы в перевороте 9 термидора".
Фрерон, один из организаторов переворота против Робеспьера, объясняет через 1 месяц после 9 термидора почему заговорщики не выступили раньше: "Тиран, который угнетал своих коллег даже больше чем нацию, был до такой степени окутан видимостью наиболее популярных добродетелей, и доверие и предупредительность людей, которые он получал в течении 5 лет беспресстанного лицемерия, до такой степени создавали вокруг него невидимую стену, что мы бы наверняка поставили под угрозу как нацию так и саму свободу [это он намекает на опасность исходящую от роялистов] если бы отдались нашему нетерпению убить тирана". Надо заметить, что переворот в Париже произошел, когда республиканские армии начали побеждать монархистов, как например под Флюре. Возможно, что по той же причине фракции Сталина удалось так долго удержаться у власти против правых: Советский Союз находился под постоянной военной угрозой со стороны капиталистических государств с конца 20-х годов, и в 30-е годы, а затем был поглощен второй мировой войной. Взять более правый курс чем тот что у Сталина, значит было поставить под угрозу само существование первого некапиталистического государства. Для бюрократии это неприемлимо.
Заговор против фракции Робеспьера организуется в Комитете общественной безопасности, но к нему также присоединяются 2 члена из Комитета общественного спасения, Билло-Варенн и Колло д'Эрбуа. Заговорщики обвиняют Робеспьера в умеренности по отношению к католикам и в заигрывании с "болотом". Это была риторика направленная на то, чтобы привлечь левых против Робеспьера. Термидорианцы всегда опираются как на правых так и на левых, потому что Термидор проводится против центристов которыми недовольны как правые так и левые.
Робеспьер против своей воли помогает заговорщикам: 23 мессидора (11 июля) он нападает в Якобинском клубе на левого Фуше, который был комиссаром Конвента, и также членом Якобинского клуба. 26 мессидора Фуше отказывается явиться в Якобинский клуб на суд. В результате, левые в Конвенте сговариваются с правыми для того чтобы устранить фракцию Робеспьера (вкл. Кутона, Сен-Жюста, и др.)
5 термидора, "несмотря на то что цены на все припасы страшно поднялись вследствие пониженного курса ассигнаций, Совет Коммуны велел обнародовать во всех 48 секциях Парижа максимум заработной платы, установленной законом о максимуме, которой должны были довольствоваться рабочие. Коммуна, таким образом, теряла последние симпатии в народе. Что же касается до Комитета общественного спасения, то он уже был непопулярен в секциях, так как он уничтожил, как мы видели, их независимость и присвоил себе право самовольно назначать членов их комитетов" (Кропоткин).
В речи 8 термидора перед Конвентом, "Робеспьер требует полную чистку Комитета общественной безопасности и частично Комитета общественного спасения" (Олар); также он обличает финансистов и коррумпированных политиков, таких как лидера болота Барера. Таким образом, обе стороны (фракция правительства и фракция термидорианцев) готовят государственный переворот, и обе стороны пытаются заручиться поддержкой левых.
8 термидора Робеспьер делает доклад в Конвенте, который все встречают аплодисментами, однако публикация речи Робеспьера откладывается. Это есть признак того, что большинство в Конвенте настроено враждебно. В этот же вечер Робеспьер выступает в Якобинском клубе, который его поддерживает. Речь заходит о восстании против Конвента. Билло и Колло вычеркиваются из списков Клуба.
Те, кто почувствовал на себе дыхание гильотины, всю ночь 8 термидора проводят в тайных совещаниях. Предвидя чистку государственного аппарата, они решают выступить первыми. Предвидеть и предупредить следующий шаг противника - это одно из основных правил войны.
9 термидора в Конвенте Сен-Жюст пробует говорить, но его перебивает Тальен; затем Билло-Варенн обвиняет якобинцев в заговоре, а самого Робеспьера в укрытии Дантона. Этот маневр налево имеет под собой некоторую почву. Затем вскакивает Тальен, и с кинжалом в руке обвиняет Революционный Трибунал в варварстве. Это маневр направо; это и есть подлинная партия Термидора. Конвент сразу же проводит декрет об аресте Анрио и его офицеров. Затем Тальен обвиняет Робеспьера в заговоре, указывая на его речь от 8 термидора. У Робеспьера коридор для маневра крайне ограничен; он пробует обратиться к депутатам "болота": "К вам, честные люди, я обращаюсь; не к этим негодяям ...", однако ему не дают говорить. Затем он поднимается на 4 скамьи вверх и смотрит на галереи, где находится народ наблюдающий за дебатами, но народ смотрит полу-враждебно на Робеспьера. Какой смысл в том, чтобы обращаться к революционной силе за поддержкой, когда он сделал многое для ее нейтрализации? В этом заключается парадокс судьбы Робеспьера, а также Троцкого. Конвент арестовывает Робеспьера, его младшего брата, Сен-Жюста, Леба, Кутона, и др.
На место Анрио назначается Хесмар, но Анрио арестовывает Хесмара, когда узнает об этом. Государственный аппарат находится в состоянии двоевластия. Анрио собирает жандармерию на Гревской площади, бьет в колокол, запирает заставы, пробует собрать санкюлотов в секциях. Затем он идет в Комитет общественной безопасности, т.е. в логово термодорианцев, с целью освободить Робеспьера. Его там арестовывают, но затем спасают товарищи которых он привел с собой.
Колокол собирает некоторое количество национальных гвардейцев верных Анрио перед зданием мэрии, но среди них нет единодушия по отношению к Робеспьеру. Они колеблются; у них нет "особого энтузиазма то ли за, то ли против Робеспьера" (Олар). Отношение гвардейцев точно отражает саму двойственную позицию Робеспьера.
Коммуна, т.е. правительство Парижа, поддерживает Робеспьера и Анрио; она объявляет, что находится в состоянии восстания, издает указы об аресте заговорщиков в Конвенте - Колло, Фрерона, Тальена, и др.
В это время, фракцию Робеспьера из Комитета общественной безопасности привозят под конвоем в Люксембургскую тюрьму, однако тюремщик отказывается принять арестантов, следуя приказам Коммуны. Робеспьеристов освобождают и ведут в Отель де Виль, здание мэрии, где находятся их сторонники. Якобинский клуб объявляет о своей поддержке фракции Робеспьера.
Вечером 9 термидора Конвент утверждает Барраса на пост головы собственных вооруженных сил, ставит Робеспьера, Леско-Флюре, и др. вне закона. "Этот указ, который стал немедленно известен по всему Парижу, привлек к Конвенту большинство секций, и внушил ужас той толпе вооруженных людей которая ожидала приказов Коммуны на Гревской площаде. В 12 часов ночи сильный дождь разогнал почти все эти группы, и когда войска Конвента в два часа ночи пришли на площадь, она была почти пустой" (Олар).
Несмотря на то, что Коммуна поддерживает Робеспьера, санкюлоты секций отказываются подняться на его защиту, ведь "их звали к бунту во имя тех, кого они обвиняли в казни своих любимцев Шометта и Эбера, в смерти Жака Ру, в удалении Паша и в уничтожении независимости секций" (Кропоткин). Комитеты секций состоят из членов "зависевших только от Комитетов Конвента - общественного спасения и общественной безопасности. Вся политика шла помимо секций" (E.Mellie, "Les sections de Paris pendant la Revolution", P. 1898).
В 2 часа ночи фракцию Робеспьера арестовывают жандармы Конвента, во главе которых стоит Бурдон. Многие из его политических товарищей пробуют кончить жизнь самоубийством. Вероятно, сам Робеспьер тоже пробует прибегнуть к этому средству, но пуля попадает ему в челюсть. Он и остатки его сторонников казнены на следующий же день, 10 термидора. Перед толпой их объявили роялистами и сторонниками иностранных держав; следовательно, себя термидорианцы выдают за "истинных патриотов", на языке Сталина, за "истинных ленинцев".