Наблюдения о том, как преследовал познание Леонардо да Винчи (1452 – 1519)
Сведения о человеке для нас интересны не постольку, поскольку они освещают частности его жизни, а постольку, поскольку они могут помочь нам в собственной жизни, могут научить нас учиться. Поэтому, в исследовании Леонардо да Винчи мы ищем не биографических сведений, и тем более не сенсационных моментов (например, обвинения в гомосексуализме), а понимание пути, которым он преследовал познание.
Что значит знать?
Знающий человек есть тот, кто понимает логику развития. Таким образом, он может делать предсказания о том, что он знает. Например, Эйнштейн предсказал, что свет должен изгибаться под влиянием гравитационного поля, и это предсказание оказалось верным.
Процесс познания состоит из систематического наблюдения, размышления и взаимодействия с познаваемым предметом. 1) Только через систематические наблюдения мы можем получить временные срезы с наблюдаемого феномена, и таким образом наблюдать его развитие во времени, т.е. в движении. 2) Через размышление мы можем понимать как один факт соотносится с другим. Таким образом мы можем придумать систему которая объясняет соотношение всех известных нам фактов. 3) Взаимодействие с феноменом может быть либо научным экспериментом, либо живым опытом. Необходимо попытаться применить знания приобретенные на первых двух этапах познания для того, чтобы повлиять на объект. Если наши знания верны, то мы сможем повлиять на познаваемый объект так, как мы того хотим, мы сможем произвести тот результат, которого мы желаем. Наше взаимодействие с познаваемым объектом в свою очередь дает новые факты для осмысления. Если результаты нашего взаимодействия с предметом познания не соответствуют тому, на что мы надеялись, тому что предсказывала наша теория, тогда что-то неверно в нашей теории. Некоторые эксперименты могут частично подтвердить, и частично опровергнуть нашу теорию.
В любом случае, познание обязательно существует как система. Эта система включает в себя наблюдение, размышление, и опыт.
Различный теоретический характер различных эпох
Каждая революция, или эпоха, строится на различном теоретическом фундаменте. Итальянская буржуазия, провозгласившая Возрождение во всех областях жизни, строила на искусстве. Французская буржуазия эпохи Просвещения строила в основном на фундаменте философии. Русская радикальная интеллигенция конца XIX – начала XX века строила на фундаменте Марксизма.
Социальные задачи современной эпохи вроде бы ясны. С одной стороны требуется победить бюрократию которые борется за то, чтобы реставрировать капитализм на территории бывших “социалистических” республик. С другой стороны, требуется победить верного союзника реставраторских классов – мировой капитализм, в первую очередь империализм США.
Эти задачи уникальны. С ними не встречалась еще никакая предыдущая эпоха. Для разрешения этой грандиозной задачи требуется новая теоретическая база. Это не может быть трудом в какой-то одной области (пусть самой важной), а должна быть цельная новая система взглядов на мир как таковой. “Карта познания” может послужить шагом, в направлении преодоления современного теоретического кризиса. Должно быть создано движение, сопоставимое с движением Энциклопедистов во Франции, сопоставимое с движением марксистов.
Эпохи прогресса и реакции
Физиономия буржуазии изменяется от эпохи к эпохе. Эпоха Возрождения прославилась итальянскими банкирами и купцами. Дом Медичи покровительствовал многим людям искусства, включая Микельанжело. На картинке слева можно увидеть итальянских менял XIV века. Однако, со временем эти банкиры и купцы пробовали принять респектабельный вид, и потому покупали земли и в целом адаптировали манеры аристократов. Итальянский капитализм эпохи Возрождения со временем принял “патрицианский” характер. Именно такой патриций из Флоренции заказал у Леонардо портрет своей 24-летней жены, Моны Лизы. Заказ как видно стоил достаточно много денег, т.к. Леонардо мог себе позволить нанимать музыкантов и шутов во время того, как эта женщина сидела для портрета. Это делалось для того, чтобы развлекать ее и его, и таким образом ее взгляд сохранил свежесть, а сам художник также не утомлялся.
В то время как Возрождение было прогрессивным периодом, период Барокко (1600-1750) был периодом реакции на период Возрождения. Хотя в определенных областях период Барокко был шагом назад (вспомните помпезный, якобы греческий стиль архитектуры и мебели того периода, картины Рубенса в которых подобострастно изображаются либо королевы, либо герои греческих легенд), в определенных областях культуры период Барокко дал много нового и хорошего. В этот период были сочинены “Времена года” Вивальди, “Адажио” Альбинони, “Адажио” Марчелло, и др.
Новый прогрессивный период – это Просвещение, так называемый “классический” период в музыке. В этот период “Третье сословие”, представленное такими личностями как Моцарт, в Германии, как Руссо, во Франции, становится лидирующим во всех основных областях жизни. К нему присоединяются выходцы “аристократического” класса, в качестве протеста на угнетающие их условия. Таковы были граф де Мирабо, барон фон Гольбах, и др.
Вслед за эпохой Просвещения наступает период реакции. Этот период длился с периода правления Наполеона и вплоть до конца 19 века. В культуре он называется Романтизмом. Толчок к нему дала феодальная реакция по всей Европе на Французскую революцию. Это течение вначале возглавили такие личности как аристократ Шатобриан, много потерпевший от революции. Но позже к Романтизму присоединились такие революционные личности как Шопен. В эпоху Романтизма мы наблюдаем расцвет заводов и фабрик в Европе. Это подготавливает следующий период.
Эпоха Индустриальной революции породила увлечение революционными идеями, и вместе с ними культ пролетариата. Новый спаситель виделся именно в этом классе. Когда в 1830 г. на суде у Огюста Бланки спросили кто он, то он гордо ответил: “Пролетарий!” (хотя на самом деле был студентом, учителем, исследователем, революционером). Эпохе романтизма пришел конец вместе с индустриальной революцией и увлечением идеями социализма.
Сейчас мы живем в эпоху, которую можно обозначить как реакцию на социализм предыдущей эпохи. Распад СССР, его движение к капитализму означает новый реакционный период в истории, в ходе которого мы видим как все более агрессивный империализм США пробует установить свое монопольное мировое господство через политику “изменения режимов”. Однако, несмотря на кажущуюся беспросветность нашей эпохи, в наши дни происходит информационная революция. Попутно с этим мы наблюдаем развитие глобального мирового сообщества, объединение всех культур мира, появление единого мирового информационного и лингвистического пространства. В нашу реакционную эпоху вырабатываются предпосылки для следующей революционной эпохи.
Центральная форма познания в каждую эпоху
Наиболее передовыми в эпохи Возрождения были люди искусства. Нам не следует думать, что в эпоху Возрождения не было других форм творчества. Спектр эпохи Возрождения тянется от полу-религиозной поэзии Данте в XIII веке до ранних коммунистических построений Компанеллы в XVII веке. Однако центром этой эпохи были все же люди искусства.
Таким образом, можно вывести гипотезу, что в каждую эпоху одна форма познания является центральной, в то время как другие также присутствуют, но как сопровождающие. В наше время, информатика есть такая центральная форма познания. Но это лишь оболочка для передачи и развития знания, а вовсе не цель сама по себе (как к ней относится большинство людей причастных к компьютерам). Информатика в наши дни – также как искусство в эпоху Возрождения. Это новый метод который следует использовать для познания мира, а не для того, чтобы лучше выполнять требования власть придержащих. Новое поколение революционеров будет использовать компьютеры и компакт диски также легко, как революционеры прошлых дней использовали типографии и брошюры.
Каким образом может гений выжить?
Заметим каким образом Леонардо зарабатывал на жизнь. Это делалось главным образом через его инженерное искусство в услужении таких подлых, хитрых и жестоких государей, как Цезарь Боржиа (см. картинку слева). Кажется именно с Цезаря Боржиа Маккиавелли списывал портрет в своем “Государе”.
Леонардо да Винчи в обращении к государям, которое сохранилось в его тетрадях (нынешний эквивалент было бы “резюме”), дает указание на то, что он может строить легкие мосты, которые могут помочь догнать отступающего врага, или обеспечить собственное отступление. Леонардо также говорит, что он знает, как делать крепости, и как их разрушать. Например, он знает, как отводить воду из-за рва, который окружает крепость. Свои архитектурные и художественные способности Леонардо указывает в конце “резюме”, как бы как свое хобби. Леонардо не говорит о своих разносторонних исследованиях, как то об аппарате который может летать или планировать; он говорит только о том, что может обеспечить ему позицию при дворе государя. Ключ к выживанию заключается в том, что Леонардо использует лишь небольшую часть своих многосторонних талантов для того, чтобы обеспечить себе ту свободу, которая, с его слов, есть “наиболее ценный подарок природы”. Он не становится мальчиком на побегушках. Он не просит денег, как Ван Гог, и не живет за счет богатых друзей, как Карл Маркс (Добавление: Маркс также зарабатывал на жизнь путем журналистики. Он писал статьи по экономической жизни в Англии для "New York Herald Tribune", либеральной газеты. Это отвлекало его от его научных интересов). Леонардо следует древней пословице: “Воздай Кесарю кесарево, и воздай Богу богово”.
Искусство как путь к систематическому знанию
Однако главным в жизни Леонардо было искусство. Под этим словом он понимал исследование вообще. Техника рисования используется им для того, чтобы изучать вещи.
Рисование учит нас внимательно наблюдать. Это есть первое условие познания – внимательное наблюдение за предметом познания. Глаз наблюдает, и передает сигналы руке, которая рисует именно то, что глаз видит, а не то, что воображает ум.
Леонардо видит искусство как устремление к науке. Он пытался сделать живопись наукой. Например, в рисунке слева он пытается уловить пропорции нормального взрослого человека по отношению к основным геометрическим фигурам.
Что следует понимать под словом “наука”? “Наука” для Леонардо это “алгоритм”, который начинается с безусловно верных предпосылок, и устремляется к четко определенной цели. Таким образом, ключевыми элементами науки есть: 1) аксиомы (или предпосылки); 2) логический аргумент; 3) цель. Существует постоянное взаимодействие между нашей целью и предпосылками. Как пишет Реджи Дебрей, один из участников революционной экспедиции Че Гевары в Боливию в 1966-7 гг.: “Это правильно бороться. Это правильно открывать причины для собственного поражения. Это правильно бороться опять, на базисе уроков полученных из предыдущего опыта. И продолжать это делать, бесконечно, без устали, до победы”. (“Партизанская война Че”). Таким образом, устремление к цели модифицирует предпосылки с которых человек начинает свою борьбу.
Что есть “безусловно верные предпосылки”? Любые предпосылки должны иметь свое происхождение в опыте (если мы не желаем адаптировать доктрину Канта об “априорном”, т.е. вне-опытном знании). Эти предпосылки должны быть настолько очевидны для всех. Однако, некоторые “самоочевидные” предпосылки оказываются ложными. Одним таким примером может служить мнение, существовавшее до Коперника о том, что Солнце вертится вокруг Земли. Это оказалось ложным. Наиболее важные революции происходят, когда люди начинают ставить под вопрос предпосылки, которые до этого казались незыблемыми, “непреложными истинами”.
Если мы примем мнение Леонардо о том, что научный метод состоит из аксиом, логического аргумента и цели, то следует видеть это как циклический, постоянно повторяющийся процесс, нежели чем как то, что происходит линейно, постоянно в одном и том же направлении. В результате нашего научного поиска, мы возвращаемся опять и опять к нашим предпосылкам, для того чтобы утвердиться в их истинности, или же для того, чтобы заменить их на новые. Таким образом, процесс познания есть как кругообращение, так и спираль (в результате замены предпосылок).
На рисунке справа, мы видим как старые предпосылки, обозначенные черной жирной точкой [A (old)], в результате нового подхода к предмету, показанного голубой линией, заменяются на новые предпосылки, обозначенные фиолетовой жирной точкой [A (new)].
Научный метод, однако, не дает полного представления о том, как преследовал знание Леонардо. Эпоха Возрождения знаменует собой окончание средних веков в Европе, с их засильем феодальных отношений и идеологии. Люди, которые стояли на переломе эпох и устремлялись к знанию, все были универсальными людьми, или может даже “всесильными” людьми. Леонардо писал, что можно быть довольно тупым, и все же хорошо делать какую-либо одну вещь, если ты делаешь эту вещь всю свою жизнь. Например, один человек может быть искусен в изображении лиц, а другой – изображении моря. Что является более совершенным искусством, так это умение изображать и первое, и второе.
Собственные интересы Леонардо простирались на все области познания. Например, он изучал как течет вода, как устроено человеческое тело, пытался создать летательные аппараты, раздумывал о будущем человечества. Живопись Леонардо, которая вся делалась под заказ церковных или купеческих бонз, не может передать весь диапазона его поисков (поэтому не понимают Леонардо те, кто ограничивают его живописью). Мне кажется, что истинные Леонардо лучше всего понимается через комплексный подход изучения его рисунков, дневников, живописи, воспоминаний современников (книга Джоржио Васари “Жизни художников”).
Следует заметить, что другие выдающиеся личности, которые также как Леонардо стояли на смене вех, также были универсальными людьми. Например, Рене Декарт пишет в своих “Правилах для направления ума”: “Целью исследования должно быть направление ума к формулировки логических и правильных суждений о всех вещах которые предстают перед ним. Нет ничего, что больше может отклонить нас от поиска истины, чем направление наших исследований не к их общей цели, а к специальным исследованиям … Мы должны проникнуться убеждением, что все науки так взаимосвязаны между собой, что легче всего их изучать вместе, чем отделять одну от другой. Поэтому, если кто-либо серьезно намеревается искать истину вещей, ему не следует выбирать одну специальную науку, потому что все науки соединены друг с другом и взаимозависимы. Ему лучше следует думать о том, как увеличить натуральный свет его разума, не для разрешения той или иной трудности схоластического типа, но для того чтобы его понимание могло освещать его волю во всех аспектах жизни. Через короткое время он увидит, что он прогрессировал больше, чем те, которые пекутся о конкретных целях…”
Леонардо рекомендует, опять и опять, преследовать знания не через прочтение книг, созданных в предыдущую эпоху, или через исследование рисунков, картин, или чертежей других людей. Леонардо рекомендует учиться у самой природы, извлекать знания из непосредственного опыта. Копирование рисунков других, прочтение мыслей написанных другими может быть лишь началом познавательного процесса. Если это начало познания будет восприниматься как весь процесс познания, если метод который мы адаптировали в юности мы будем применять и в зрелые годы, то в результате мы только засоряем свои мозги ненужным хламом. Тогда становится непонятным, кто более умен, развит – тот, кто вообще ничему не учится, или тот, который проводит всю свою жизнь за перевариванием поноса других.
Заметим, что Декарт в этом вопросе опять вторит Леонарду. Когда один посетитель захотел увидеть его книги, Декарт заметил “Вот мои книги” указывая на зайца, которого он препарировал.
Для преследования знания, необходимо быть одному, для того, чтобы друзья или подруги не отвлекали от дальней цели которую мы преследуем. Леонардо выражает это так: “Художник должен быть одиночкой, особенно когда он желает погрузиться в мышление … если ты один, ты будешь принадлежать сам себе. И если ты в компании одного друга, только половина тебя будет принадлежать тебе, и даже меньше, если его поведение невежливо; и если ты будешь с несколькими людьми, ты будешь предметом даже большего дискомфорта … ты не сможешь игнорировать их пустые разговоры. Ты не можешь служить двум господам в одно и то же время. Ты будешь плохим товарищем, и еще хуже будет результат твоего мышления об искусстве”.
Аналогичное мышление мы находим у Декарта. Французский философ пишет: “хотя это верно, что каждый человек должен продвигать благо других, постольку поскольку он это может, и быть бесполезным для кого-либо значит вообще ничего не стоить, однако также верно то, что наша забота должна простираться за пределы настоящего времени, и это хорошо воздержаться от вещей, которые возможно принесут благо тем, которые живут в настоящее время, когда мы нацелены на то чтобы делать вещи, которые принесут большую пользу будущим поколениям”.
Из сказанного вовсе не следует, что Леонардо советует игнорировать человеческое общение полностью. Леонардо (в книге об искусстве) говорит, к примеру, что лучше рисовать в компании с другими, чем самому. Конкуренция возникающая когда несколько человек делают одно и тоже приводит к желанию не быть худшим, и возможно делать лучше чем другие. Кроме того, следует заметить, что есть вещи, которые можно понять только в результате непосредственного общения с другими людьми.
Необходимо научиться самостоятельно оценивать результаты собственной работы, а не ждать оценки других. Леонардо рекомендует художникам рассматривать свои произведения через зеркало, для того чтобы лучше оценить собственные ошибки. Изображение в зеркале скрывает детали оригинала и оставляет только основные тона и формы. Леонардо также любил прогуливаться по полям вокруг города. В ходе прогулок человек с одной стороны отвлекается, а с другой стороны заряжается энергией, новыми мыслями о том, что ему предстоит сделать.
Я попробовал выразить свое понимание метода познания Леонарда в картинке внизу.
Основные выводы о познании, через Леонардо да Винчи
1. Знать - значит уметь делать правильные предсказания о поведении системы.
2. Различные эпохи строили на все более высокой познавательной основе.
3. В истории мы наблюдаем последовательное чередование (относительно) прогрессивных и реакционных эпох.
4. Хотя в каждую эпоху присутствуют различные формы познания, одна является наиболее характерной.
5. Для того, чтобы человек идущий впереди своего времени мог материально выжить, ему следует частично приспосабливаться к запросам своего времени.
6. Центральными категориями систематического знания являются: (1) предпосылки; (2) логическое развитие; (3) цель.
7. Наиболее радикальные революции в познании происходят тогда, когда в корне меняются предпосылки.
8. Цель познания следует видеть в познании реальности как таковой, а не отдельного ее аспекта.
9. Зрелый исследователь учиться у первоисточников.
10. Другие люди помогают в твоем познании если они соревнуются с тобой, вызывая тем самым необходимость в превышении самого себя. Посторонние люди мешают в познании, если они отвлекают тебя ненужным разговорами или делами.