Методы исследования у древнегреческих мыслителей

Сократ и Платон

1. Сократ родился около 460 г. до н.э. Его ученик Платон родился в 427 г. до н.э. То была эпоха Пелопоннесской войны. Ее главными участниками были Афины - торгово-промышленный полис, и Спарта, сельскохозяйственный полис с остатками примитивно-коммунистических отношений. По сути то была гражданская война между двумя различными экономическими формациями.

2. Причина возгорания войны кроется во внешней экспансии Афин. Фукидид, который был участником этих событий в качестве афинского стратега, пишет: “Что сделало войну необходимой так это рост афинской силы и страх который в связи с этим был у Спарты.” Сегодня, мы бы сказали что это была "предупредительная" война со стороны Спарты.

3. Война была проиграна Афинами. Военно-политические причины поражения были следующие:

(а) борьба на два фронта - не поставив Спарту на колени, Афины предпринимают поход против Сицилии;

(б) преобладание узкоэгоистических интересов среди афинян над общегосударственными. Один эпизод мы видим в письме генерала Никия из Сицилии: “Есть некоторые которые купили гиккарийских рабов и убедили капитанов кораблей взять этих рабов вместо их самих, таким образом подрывая эффективность флота”;

(в) на фоне внешней войны внутри самих Афин шла интенсивная борьба между различными политическими партиями. Об этом можно судить по следующему суждению Фукидида о причинах поражения сицилийской экспедиции: “ошибка была не столько промахом суждения по отношению к сопротивлению которого ожидали, как неспособностью по части тех, кто остался дома дать нужную поддержку своим собственным силам за морем. Они так были заняты своими собственными интригами с целью закрепить лидерство над народом, что они предоставили этой экспедиции потерять свою двигательную силу, и путем взаимных ссор начали привносить путаницу в политику государства”;

(г) Афины также проиграли войну потому что угнетали своих союзников чрезмерными поборами, в результате чего Спарта могла представить себя в качестве “освободителя” Греции.

4. На фоне сказанного, не удивительно что главным содержанием философии Сократа и Платона являются вопросы морально-политические. Однако здесь мы интересуемся не нравственными аспектами их философии, а тем новым, что они привнесли в методику исследования.

5. Как часто мы видим спор, участники которого даже не понимают предмет своего спора! Поэтому, первым является необходимость определять то, о чем идет речь. Познание начинается с якобы простого вопроса: “Что есть данный предмет?”, причем необходимо отметить, что каждому предмету возможно дать несколько определений, которые могут друг другу противоречить, но в то же время дополнять друг друга. Один пример подобного мы видим в диалоге “Пир” где его участники воздают похвальное слово любви. Другой пример мы видим в современных определениях того, что есть материя. Это может быть как частица, так и волна.

6. Для того чтобы определять, возможно использовать несколько родственных методов. Во-первых (см. диаграмму справа), допустим мы пытаемся определить некий род вещей “Д”. Для этого надо взять наиболее общий род “А”, выделить какие у него есть под-виды ("Б" и "В"), по каким признакам они отличаются, и затем продолжать дальше это деление ("В" в свою очередь подразделяется на "Г" и "Д"). Этот метод предполагает что у нас есть согласие насчет того, что есть тот общий род с которого мы начинаем ("А").

Первый метод определения - от общего к частному.

Заметим попутно, что тут мы имеем дело с "деревом познания". Т.е. эта схема определения аналогично той схеме, по которой строят современные информационные системы: от наиболее общих понятий (например "мой компьютер") к более конкретным ("мои документы").

7. Второй метод определения предполагает, что искомый предмет “В” есть то общее, что есть у других предметов, допустим А и Б. Таким образом, мы вначале определяем "А" (синий цвет), затем определяем "Б" (желтый цвет) . Новый предмет - В - есть зеленый! Это смесь синего и желтого.

Второй способ - "А" и "Б" как синтез дают "В"

Таким образом,  если первый метод дает определение путем анализа некоего всеобъемлющего понятия, то второй метод предполагает синтез из двух уже знакомых понятий (для чего требуется их первоначально определить) с целью дать определение третьего.

8. Третий способ определений - это использование аналогий, т.е., если мы хотим определить “Г”, то можно построить отношение типа: “А относится к Б, также как В относится к Г”. Например, если мы хотим определить что произойдет при новых обстоятельствах, то можно попробовать понять, что происходило при аналогичных обстоятельствах раньше. По сути, речь идет об определении при помощи установления причинно-следственной связи. Если раньше гравитация вызывала падение тяжелого предмета к земле, то и сегодня эта же причина должна вызвать аналогичное действие.

Третий способ определения - использование аналогии

Как мы видим, третий способ определения предполагает, что мы уже определили что такое "А", "Б", и "В". Более того, он предполагает, что мы можем сравнивать "А" с "В", т.е. что это есть два аналогичных события, и следовательно, можно строить догадки о том, что произойдет ("Г"), на основании того, что уже происходило ("Б").

9. Начало науки состоит в том, чтобы классифицировать вещи. Ведь поначалу кажется, что внутри данного понятия существует бесконечное множество вещей. Например, поначалу незнакомый язык кажется состоит из бесконечного множества звуков. Но постепенно мы учимся выделять повторяющиеся комбинации, и таким образом вычленяем отдельные звуки. Дальше, из комбинации этих звуков мы вычленяем отдельные, наиболее повторяющиеся слова. Набор слов приводит нас к наиболее типичным понятием которые существуют внутри данной культуры. Классифицируя понятия которые являются наиболее типичными внутри различных культур мы можем судить о том, на каком уровне развития относительно друг друга стоят эти культуры - в чем превосходят, а в чем уступают друг другу. Таким образом, классификация происходит постоянно, на различных уровнях познания. Она начинается с элементарных понятий (в смысле встречающихся в повседневной жизни) и поднимается вверх до самых абстрактных.

Классификация часто использует первые два метода определения (1. от общего к частному; 2. от частностей к общему).

10. Современный способ определений предполагает не  отдельное определение, а определение чего-то в системе понятий. К примеру, для того чтобы определить понятие "информация", нам следует указать на источник информации, на рецептор информации, на "шумы" которые возникают при передаче информации, и др. Таким образом, определение любого понятия выводит нас за узкие рамки этого понятия, и приводит нас к общему представлению о мире.

11. Для того, чтобы лучше представить современный способ определения, посмотрим на картинку справа. Здесь мы видим поле. На определенных точках этого поля существуют некоторые объекты-понятия. Вполне понятно, что изменение в натяжении этой сети, или поля, вызовет мгновенные изменения во всей геометрии, и следовательно во всех силах которые влияют на каждую из точек пересечения, где находятся наши объекты-понятия. Таковое изменение в "натяжении" может быть вызвано, например, "выпадением" одной из крайних сил которые влияют на натяжении одной из "нитей". Эта крайняя сила связана с "каймой", или "периметром" всей нашей Вселенной.

В современной картине мира, каждая часть определяет каждую другую.

Совершенно очевидно, что в этой концепции "матраса", "поля", понятие "причина - следствие" неадекватно, ибо каждое из событий определяет каждое.

12. Когда мы пытаемся определить нечто одно, то автоматически вынуждены определять нечто, что противоположно первому. Таким образом можно сказать что один вид исследования имеет дело с противоположностями. По словам Гегеля, истина состоит в движении противоположных моментов навстречу друг другу. Например, если хочешь определить понятие "революция", то следует внимательно вглядеться в то, что подразумевается под понятием "контрреволюция", какова жизнь и стратегия тех людей которые стоят за этим.

13. В конце определенного участка пути, полезно подводить итоги. В ходе долгого исследования полезные результаты могли быть достигнуты, но после утомительного пути могут быть забыты. Не рекомендуется откладывать подведение итогов в долгий ящик. Рекомендуется это делать как можно чаще, даже на полпути. Если мы занимаемся самостоятельными исследованиями, то итоги подводятся в ходе просмотра проделанного пути, и затем в ходе оформления общих мыслей по этому поводу. Таким образом, есть первичное собирание материала, первичная его обработка (уже в ходе собирания), вторичная его обработка (после завершения определенного отрезка пути), и так далее. Пока мысль не достигнет сферы действия, ее нельзя назвать завершенной.

Аристотель

1. Аристотель был учеником Платона, и жил он эпоху Александра Македонского. Для того, чтобы понять эту эпоху, то место которое она занимала во всем ходе древней истории, необходимо взглянуть на это с более высокой точки зрения, с точки зрения сегодняшнего дня. Отсюда мы видим, что в древнем мире проявляется необходимость к объединению. И это объединение виделось не только в экономическом и политическом плане, но и в познавательном.

Что касается политического объединения, то борьба греков против персов, с 500 г. до н.э. по 454 г. до н.э., несмотря на победу греков, показала раздробленность и слабость греческих городов. Необходимо было централизованное командование флотом и сухопутными войсками.

Вслед за "окончанием" войны против персов, последовала война между греческими городами за первенство (Пелопоннеская война). Войну, как мы знаем, выиграла Спарта и ее союзники. 

После “окончания” Пелопоннесской войны мы видим возвышение Македонии, которая в правление царя Филиппа пытается дипломатическими и военными средствами объединить под своим началом все города Греции. Сын царя Филиппа - Александр Македонский - считает замысел своего отца (об объединении Греции) слишком узким. Александр желает объединить весь знакомый ему мир.

О цели походов Александра Плутарх (в “Жизнеописаниях”) говорит следующее: “первый замысел и первое намерение его экспедиции и показывают, что у него была цель истинного философа, который совсем не был завоевателем ради удовольствия и огромных богатств, а ради того, чтобы создать всеобщий мир, согласие, единство и общение всех людей, живущих на земле.” Сам Александр характеризует свою цель так: “произвести соединение государств и переселение людей из Азии в Европу и обратно из Европы в Азию, чтобы путем браков и родственных уз установить между величайшими материками согласие и дружбу, какая существует между родственниками.” 

Тенденцию к объединению всего древнего мира завершает Рим. Завоевания римских императоров делают географической реальностью то, что намеревался сделать Александр более гуманным способом. 

2. Творчество Аристотеля можно рассматривать как познавательное дополнение того, что пытался сделать Александр. Он пытался интегрировать весь познаваемый мир в одну систему. Также, Аристотель сделал попытку разработать новые сферы знания, которые как бы напрашиваются сами собой в ходе объединения уже знакомых областей. Можно предположить, что аналогичное объединение происходит и сегодня, однако уже не на основании труда рабов, как то было в эпоху Аристотеля. Сегодня главными производителями являются люди передовых знаний, люди обладающие знаниями в нескольких областях. Сегодня во всем мире происходит интеграция называемая "глобализацией". Поэтому, сегодня становится необходимым усилие, аналогичное тому, что предпринял в свое время Аристотель.

3. Аристотель является первым, кто попытался усмотреть метод в научных доказательствах. Это есть то, что несколько ошибочно называют “логикой” Аристотеля. Под “логикой Аристотеля” ошибочно подразумевают несколько устоявшихся постулатов, как то например то, что “невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении” (“Метафизикa”). Однако, правильно мыслить надо так, что этот, и другие постулаты есть выводы из философских исследований Аристотеля, итоги его долгих исканий и блужданий по различным областям знания. То, чего не достает современным логикам - так это именно такого долгого поиска по дебрям науки, после чего возможно делать заключения о логической структуре знания. С другой стороны,  чего не достает современным ученым специалистам в разных областях знания - это именно выход на такой уровень где обобщаются результаты исследований по различным отраслям науки, где усматривается единое в многообразном, где структура Вселенной сама диктует новые логические обобщения. Мне кажется, что во многом логика - это методология познания. Поэтому, невозможно говорить о знании вообще не познавая что-то действительно, конкретно. С другой стороны, если находишься в познавательном походе долгое время, то просто необходимо взглянуть на проделанный путь с более высокой точки зрения, обобщить методы, и др.

 

4. Методологические рекомендации Аристотеля можно подытожить тремя положениями: (а) необходимо познать причину вещей, (б) необходимо рассматривать определенные категории присущие вещам, (в) возможно доказать истину более чем одним способом.

5. Во-первых, познать нечто - значит познать причину этого явления. Ведь часто лишь после долгих хождений вокруг да около подходим к вопросу, "что есть причина этого?" Например, в моем научном творчестве пришлось пересмотреть множество трудов по Французской революции прежде чем удалось сформулировать причину этого исторического явления, и других подобных событий. Лишь тогда, когда четко поставлен вопрос о причинах чего-либо, лишь тогда мы можем говорить, что имеем дело с наукой. Постановка вопроса о причинах означает переход с литературной обработки события на научную точку зрения.

6. Одним из определений “причины действия” у Аристотеля есть “то, ради чего” или "цель". Понятие о цели каждого нашего отдельного поступка, и о цели жизни вообще, до сих пор являются определяющими в построении нашей морали, т.е. понятии о том, как следует вести себя.

7. За причиной, следующим логическим понятием являются категории. Категории можно определить как “рода сущего” и они есть наиболее общие понятия в рамках которых происходит развитие знания на данный период. Следовательно, категории меняются с течением времени, с приобретением новых знаний. Основными категориями которыми оперировал Аристотель, в дополнении к “причине” и “следствию”, есть: (а) сущность, (б) количество, (в) качество, (г) взаимоотношение, (д) место, (е) время.

Понятие о “причинности” устарело в наше время. Для этого есть несколько аргументов: (а) “причина” и “следствие” взаимно определяют друг друга. Более того, это взаимодействие с течением времени имеет тенденцию изменяться; то что раньше было “причиной”, со временем утрачивает свой определяющий характер. То, что раньше было "следствием", лишь "вторичным", обретает новый характер, становится основой или фундаментом. (б) У сложных явлений нет какой-либо одной причины, а есть целая сеть взаимодействующих факторов которые взаимно определяют друг друга как единное поле. Это метко подметил еще Дамон, учитель Перикла, когда сказал, что “нельзя коснуться музыкальных правил без того, чтобы не произвести одновременно переворот в основных законах государства.” Поэтому, понятие о сети взаимоопределяющих понятий есть более правильное, чем понятие “причина”.

Допустим, понятие о "причине" есть научная точка зрения. Тогда понятие о сети взаимно определяющих понятий есть более высокий уровень познания. Наука скорее разделяет, чем соединяет отрасли познания. А ведь именно объединение познания необходимо для того, например, чтобы узреть что музыка и государственное устройство взаимно определяют друг друга. Этот после-научный, объединяющий подход к знанию я предлагаю называть "вихревым".

8. Что есть "сущность” не совсем четко указано у Аристотеля, однако до сих пор мы можем употреблять это слово подразумевая под ним то, что есть главное, определяющее в данной веще. Эта сущность обычно скрыто за шелухой обстоятельств на которые отвлекается нетренированный ум.

9. Для того, чтобы доказать истину того или иного положения возможно использовать два взаимодополняющих метода. Первый, более простой, называется дедукция. Для него необходима общая посылка (“посылка есть речь, утверждающая или отрицающая что-то относительно чего-то”), и частная посылка. Пример общей посылки: “Все люди смертны”; пример частной посылки: “Сократ есть человек”. Вывод: “Сократ смертен”. Другой метод доказательства называется индукция. Индукция состоит в том, что наблюдается ряд проверенных положений типа “н”, “н+1”, “н+2”, и т.д. Например, солнце взошло позавчера, вчера, и сегодня. Из этого мы можем сделать вывод: солнце будет всходить каждый день, т.е. вывод верен относительно всех случаев “н”.

10. Метод дедукции возможно использовать только в совмещении с методом индукции. В самом деле, ведь мы начинаем с общей посылки в методе дедукции. Но для того, чтобы образовалась эта общая посылка, необходимо сделать обобщение, что возможно только как результат индукции. Следовательно, в живой научной практике, на основании ограниченного ряда случаев делается обобщение для всего случаев данного типа. Затем встречается единичный случай данного типа с еще неизвестным результатом. Но так как есть обобщение для данного типа явлений, то на основании его делается предсказание для данного конкретного случая. Если этот результат подтверждается, то обобщение устанавливается, приобретает силу. Она становится “законом”. Но если результат опровергает предсказание, то необходимо пересмотреть обобщение. Возможно, сами категории которые используются являются грубыми, обывательскими, и следовательно нуждаются в критике.

11. Одним из возможных путей доказательства, и то как это происходит в жизни, является “доказательство по кругу”. Аристотель, во 2-й книги “Второй Аналитики” делает такое наблюдение: “так как в происходящем мы наблюдаем некоторое становление по кругу, то это возможно тогда, когда средний термин и крайние следуют друг из друга, ибо при таком [следовании] обращение возможно … [например] если земля увлажняется, то неизбежно возникают испарения; если же появились последние, то образуются облака, и если образовались облака, то может быть и дождь; а если был дождь, то необходимо, чтобы земля увлажнялась.” Таким образом: если есть что-то одно, то необходимо будет нечто второе, из чего необходимо последует нечто третье, и т.д., пока первое опять не появится, но на этот раз как необходимое следствие из чего-то десятого. Таким образом, мы видим что каждое понятие есть в одно и то же время и причина и следствие, и вещи взаимно друг друга определяют. Взаимное определение вещей, доказательство "по кругу" - все это говорит в пользу того, что знание предследует ту-же форму, что и галактика - спираль.

Суммируя сказанное

1. Первым вкладом Сократа и Платона в познание вещей является желание определить то, о чем идет речь

2. Способы определения которые они предложили есть:

3. Современный способ определения, не забывая о древних, предлагает:

4. Определить нечто значит также определить его противоположность

5. Необходимо как действительно познавать, так и делать выводы о процессе познания. По иному: периодически следует просматривать проделанный путь и подводить итоги

6. При познании нового феномена, нужно поставить вопрос о его причине; это есть поднятие его до уровня науки.

7. В дополнении к вопросу о причине, т.е. происхождении данного феномена, следует также ставить вопрос о "цели", или о тенденции развития феномена.

8. По тем категориям которые используются можно судить о том уровне мышления, который достиг ум; сами категории уже изначально, в большой мере, предопределяют результат исследований.

9. Один из способ познания есть дедукция. Тут имеется общая предпосылка, частная предпосылка и вывод.

10. Другой способ познания есть индукция. Индукция заключается в том, чтобы из ряда аналогичных, частных случаев делать обобщение.

11. В живой практике познания используются оба способа одновременно - из конкретных случаев делается обобщение, после чего это используется как общая предпосылка для накопления новых фактов.

12. Возможно также познание "по кругу" - из пункта А следует пункт Б, из пункта Б следует пункт В, и т.д., пока снова не следует пункт А. Таким образом, каждая вещь определяет каждую другую вещь.

13. Доказательство, или познание, происходит таким же образом, как и действительный процесс в природе; из этого следует, что метод познания и сам процесс суть одно и то же.

14. Направленность творчества определяется основными тенденциями данной эпохи. Интеграция мирового производства и появление новых видов производства находит свой аналог в интеграции всего существующего знания и появление новых дисциплин.

 

20 июля 1999 г.,

25 мая 2001 г.,

10 марта 2002 г.,

3 января 2004 г.,

18 ноября 2004 г.,

Киев


Другие мысли о познании

 

 

Hosted by uCoz