5. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С МАТЕРИАЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

а. Бытие и сознание в ходе Революции

1. У предыдущих историков я не заметил постановки вопроса: с какой целью совершается революция? Мне кажется, что если мы начинаем говорить о диалектике процесса, т.е. о логике его развития, то следует обязательно упомянуть о цели. Она - как путеводная звезда, на нее нужно держать курс. Мне кажется, что целью Революции есть: (а) сама Революция, т.е. постоянное развитие включающее как скачки, так и пологие спуски и подъемы; (б) как можно большая степень свободы для всего существующего, т.е. признавание себя во всем существующем; (в) повышение общего культурного уровня, т.е. Вселенная должна выявлять свои потенциальные разумные характеристики.

Естественно что всякая цель проявляется не первоначально, а лишь постепенно осознается в ходе самого развития (например отношений между людьми).
2. “Историю цивилизации в Англии” Генри Бокля (Henry Buckle, 1821-62) я считаю одним из величайших достижений Английской революции. У Бокля лучше чем у Маркса поставлен главный методологический вопрос: определяет ли бытие сознание, или наоборот, сознание определяет бытие? Маркс считает, что бытие определяет сознание, и отсюда следует его главный труд “Капитал”, т.е. понимание экономической диалектики капиталистического общества. Мне кажется, что такой подход несколько односторонний, ибо требуется одновременно развивать экономические (объективные) и субъективные стороны Революции, думать об их взаимодействии. Бокль пишет: “человек видоизменяет природу, природа видоизменяет человека; все события суть последствия такого взаимодействия.” Налицо диалектическая точка зрения которая заключается в понимании того, что не бывает действия в одном направлении, а что есть всегда взаимодействие. Гегель пишет, в “Феноменологии духа”: “На мой взгляд, который должен быть оправдан только изложением самой системы, все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект
3. Бокль углубляет свою постановку вопроса: “которое из двух движений важнее, т.е. сильнее ли действуют мысли и желания человека на природу, или природа на мысли и желания человека. Очевидно, что то действие, которое сильнее, должно, если возможно, изучать прежде …” Двухсторонняя постановка вопроса указывает на двухсторонний ответ: вначале внешние силы абсолютно господствуют над человеком (это выражается, в частности, в древнегреческом понятии “судьба”); затем ум человека перестраивает мир по своему подобию. В этом смыле интересны следующие наблюдения Энгельса: “Собака и лошадь развили в себе, благодаря общению с людьми, такое чуткое ухо по отношению к членораздельной речи, что, в пределах свойственного им круга представлений, они легко научаются понимать всякий язык. Они, кроме того, приобрели способность к таким чувствам, как чувство привязанности к человеку, чувство благодарности и т.д., которые раньше им были чужды. Всякий, кому много приходилось иметь дело с животными, едва ли может отказаться от убеждения, что имеется немало случаев, когда они свою неспособность говорить ощущают теперь как недостаток.” Животный мир поднимается до уровня сознания человека. Можно предположить, что в будущем не только органическая, но и неорганическая природа будет наделена высоким уровнем сознательности. Перефразируя тезис Гегеля (из “Философии права”), можно сказать, что все действительное должно стать рациональным, а все что есть рационального должно воплотиться в действительность.
4. Как следствие, мы имеем следующее положение (Бокля): “каждое важное прибавление знаний усиливает власть классов, преданных умственному труду, потому что увеличиваются средства, которыми они могут располагать…” Следствием этого является то, что во главе Революции каждый раз встают новые классы. Стать во главе революции значит не просто повести людей за собой на вооруженную борьбу против господствующего режима; эта значит в первую очередь организовать новые формы производства, открыть миру новые знания, образно говоря, подарить миру огонь, как то сделал Прометей. Кто те люди которые стояли во главе так называемых “буржуазных” революций? Во-первых, это такие аристократы как граф де Мирабо и маркиз Лафайет, во Франции, люди на которых феодальный режим надавил так сильно, что они больше не могли жить при нем. Во-вторых, это были торговцы, которые, среди прочего, привезли секрет пороха из Китая; в-третьих, это были ремесленники которые усовершенствовали огнестрельное оружие и при помощи его “трудовые классы” раз и навсегда покончили с феодальной армией, а значит и с феодальным режимом (см. иллюстрацию справа). В-четвертых, буржуазные революции были бы невозможны без революционной энергии крестьян, которые составили основную массу армии как Кромвеля, так и Наполеона. Но кто же стоит во главе современных революций? Этих людей, всех вместе, можно назвать “революционными романтиками”, а их жизнь - это “поэзия зрелых исканий”. Это люди которые понимают науку как “нескончаемые странствия в поисках неведомого, непрестанное проникновение в неизвестное, неукротимое стремление познать мир, в котором мы живем.” Это такие люди как Эйнштейн (выходец из разорившейся мелко-буржуазной семьи), как Че Гевара (из семьи средних классов Аргентины), как Луи Армстронг и Мальком Икс (оба из негритянской бедноты США). Именно такие люди поведут нас к будущей Революции. Испанец Paulus Jovius, в 1521 г., так описывает бой французских рыцарей с испанской пехотой: “Испанцы, проворные от природы и защищенные легкими панцырями, быстро уклонялись назад, избегая извилистыми перебежками натиска коней (рыцарей); с увеличением же их числа, будучи давно к тому привычны, да и приучены к новым приемам Пескарого, они рассыпались по всему полю в беспорядке. Этот способ сражаться, новый и непривычный, но жестокий и плачевный с первого раза, погубил при посредстве аркебузиров славу доблестной конницы: ей не помогла ни мощная длань, ни сила, которой они давно пользовались, когда многие и славнейшие вожди и рыцари, избранные из среды редких и малочисленных, погибли неотомщенною смертью от руки бесславного стада пехотинцев. Бой был чрезвычайно пагубным и неравным для французских рыцарей. Ибо их осыпали рассеянные кругом испанцы смертоносными свинцовыми пулями, которые посылались не из менее крупных (какими раньше пользовались) ружей, а из более тяжелых, называемых аркебузами; они поражали не так, как арбалеты, а часто пронизывали двух воинов или двух коней сразу. Поле быстро покрывалось кучами поверженных на землю благородных рыцарей и издыхающих коней, как только они попытались ударить на врага сомкнутым строем, а если кто-либо предпочитал славе жизнь, то и его все же не спасало бегство.”

5. Следствием сказанного есть то, что нельзя говорить об одном революционном классе на каком-либо промежутке истории. Революцию делает целая коалиция классов, а не просто “буржуазия” или “пролетариат”.

б. Научно-техническая и общественная Революция

1. В какой период наиболее вероятна общественная революция? Во-первых, ясно то, что существует взаимодействие между научно-технической и общественной революцией. В.Зомбарт, в книжке “Техника эпохи раннего капитализма”, пишет: “Важность изобретения обусловлена тем, что она преобразует внешние формы производственного процесса и, таким образом, делает необходимым новые организационные формы производства, требует новый тип рабочей силы и изменяет место расположения производства”.

2. Можно отметить, что в течении 15, 16, 17, и т.д. веков было сделано множество изобретений и научных открытий. Здесь мы опять отсылаем читателя к книге В.Зомбарта, выписки из которой мы приводим справа. Однако встает главный вопрос: если одно новшество в производстве еще не означает общественную революцию, и два новшества также, то какое же количество новшеств делает общественную революцию необходимой? Это подобно загадке: если вырвать один волос на голове человека, то он еще не становится лысым, также если вырвать два, но если этот процесс приобретает систематический и массовый характер, тогда необходимо данный человек станет лысым. В определенный момент, специфический для каждого процесса (например, для кипения воды это 100 гр. Цельсия) количество переходит в качество, и интересующий нас предмет принимает совершенно новые характеристики.

3. О новых производствах в период Английской революции мы читаем следующее в книге В. Зомбарта:

“1. Производство шоколада. К концу XVI ст. оно появляется в Италии. Во Франции распостраняется около 1650 г. … 2. Производство шипучих вин. Оно сделалось возможным только после того, как был изобретен способ закупоривать бутылки пробками (широкое применение около XVII ст.)… 3. Чулковязальное производство изобретено в первую половину XVI ст. в Испании; Генрих VIII имел шелковое трико, присланное ему в подарок из Испании. Под 1564 г. упоминается первый чулочный мастер в Англии, Вильям Ридер … 4. Производство гобелен было известно уже с давних пор; в начале XVII ст. оно было усовершенствовано П.Дюпоном в Париже и в 1667 г. братьями Гобелен возведено на высшую ступень совершенства … 5. Кружевное производство. С конца XV ст. плетение кружев было распостранено в Испании, Италии, Нидерландах и Германии. Настоящее развитие производства, как плетеных кружев, так и вязальных исходит из Италии лишь в XVI ст. … 6. Белошвейное производство появляется во Франции с XVI ст. Тогда были изобретены утюги для глажения белья и много способов шить белье … 7. Производство роялей. По новейшим исследованиям изобретателем рояля считается Бартльд Христофори, инструментальный мастер из Флоренции (1655-1731), поскольку в применении им техники молотков усматривается новый принцип … 8. Каретное производство … первая настоящая карета появилась в Испании в 1546 г., а в Англии в 1580 … В XVII ст. повсюду распостранились парадные кареты с большими стеклянными окнами … 9. Производство зонтов … относится к началу XVII ст. Дождевой зонт в 1622 г. был в Париже кричащей новостью; несколько позже вошел в моду солнечный зонт … 10. Производство ламп развивается с XVII ст.; тогда были изобретены первые лампы - лампа с рефлектором и лампа с нагнетательным насосом. 11. Зеркальное производство связано с изобретенным французом Thevart способом отливания больших стекол (конец XVII ст.) 12. Фарфорное производство (конец XVII ст.) 13. Обойное производство … Искусство делать бумажные обои происходит из Китая. В XVII ст. оно было перенесено в Европу, где в XVII ст. они уже и стали выделываться”.

Что касается нового оружия, то секрет изготовления пороха в Европе уже знали в XIII в. Р. Бэкон и А.Магнус. Зернистый порох был изобретен около 1450 г. “Производство пороха большими массами начинается, по всей вероятности, в XVI ст. … Первый пороховой завод стал известен в 1578 г. в Шпандау.”

Что касается часов, то их значение заключается “в том влиянии, которое точное определение времени оказывает на поведене хозяйствующих субъектов; рационализация этого поведения может, в свою очередь, измеряться прогрессирующим применением часов.” В связи с этим мы читаем: “Часы в их теперешнем виде - продукт XV, XVI, и XVII ст.; 1500 г. приносит с собой изобретенные П.Геле карманные часы … в начале XVII ст. - улитку, корригирующую неравномерное сжимание пружины”. В середине XVII ст. изобретены часы с маятником: “Считают, что они были изобретены в 1641 г. Галилеем, который из боязни преследования не обнародовал свое изобретение.”

Что касается мореплавания, то “первое письменное сообщение о применении компаса находят в сочинениях англичанина А.Неккем (в 1195 г.) … (однако) распостраненное применение компаса относится ко времени не раньше XVI ст.” Это открывает земной шар для человечества. Что касается ориентации, то тут мы узнаем, что “в 1473 г. Авраам Цакута составил свои астрономические таблицы (Almanach perpetuum), на основании которых Jose Vecinko и математик Мозес вместе с двумя христианскими коллегами изобрел астролябию - инструмент, при помощи которого можно определить направление корабля по солнцу.” Подзорная труба изобретается в 1608 г. “Старейшие морские карты сделаны Марино Сануто (1306 - 1324) и Педро Весконто (1318) … Весьма существенный успех знаменует введение так называемых проекций Меркатора, которые были впервые нанесены в 1569 г. на большую мировую карту их изобретателем, знаменитым картографом Меркатором (1512-1594). К концу XVII ст. Halley приготовил для мореплавателей первую карту воздушных течений. В 1665 г. иезуит А.Кирхер впервые нанес на карту морские течения. С XVI ст. искусство управлять кораблем сделалось предметом особой науки “Nautica”. В 1575 г. вышло первое лучшее сочинение по мореплаванию под названием “Itinarario de Navegacion a los Mares of tierres occidentales”. Кроме того, мы читаем что в XV ст. были изобретены шлюзы, а “16 июля 1618 г. Дж.Жильберт получил в Англии патент на землечерпалку, как будто изобретение было совсем новое”, хотя чертежи этого мы находим у Леонардо да Винчи. Начинается энергичное сооружение внутренних водных путей.

Что же касается фундаментальной науки, то тут (в силу ограниченности моих знаний) могу заметить только, что Коперник (1473-1543) перевернул верх дном представление об устройстве Вселенной: не солнце вращается вокруг земли, а земля вокруг солнца. Кеплер (1571-1630) открывает, в ходе внимательного наблюдения и сопоставления данных, что планеты движутся по эллиптическим орбитам. Галилей (1564-1642) рассматривает небо через телескоп впервые в 1609 г. Эти толчки вперед приводят к тому, чтобы основанные на Библии представления о мире, где якобы земля является центром, были отправлены в мусор. Религиозная точка зрения получает существенный удар.

Так как условием всякого человеческого производства является наличие еды, то можно привести некоторые сведения насчет сельского хозяйства. Сеялка была изобретена C.Cavallina в 1500 г.; “некоторые попытки рационального ведения сельского хозяйства мы замечаем повсюду, начиная с 16 ст.; понимание значения плодосменной системы начинается в Италии в эту пору: в 1550 г. B.Palissy учит, что почва истощается при непрерывной ее обработке, потому что из нее высасываются все растворимые вещества. Ricordo d’agricoltura (1567) приписывает открытие плодопеременного хозяйства некоему Тарелло. К этому же столетию относятся первые попытки рационального скотоводства: в Германии делают эпоху Max Fugger своей книгой о скотоводстве (1587) и “Della cavalleria” (1609) Lohneisen’a”.

Так как основой Индустриальной революции (в Англии) послужили железо и уголь, то можно привести следующую выписку: “вплоть до 15 ст. включительно знали лишь т.н. непосредственную добычу железа при помощи т.н. Rennverfahrens (сыродутный способ выделки железа прямо из руд) … Важнейшей достижение 15 ст. состояло в изобретении плавки железа и в переходе к доменному производству, т.е. к так называемой посредственной добыче железа, при которой раньше добывается чугун, а из него изготовляют ковкое железо и сталь. Исходным пунктом, как для плавки железа, так и для перехода к добыче чугуна послужило использование двигательной силы воды. Двигательная сила воды была использована в двух направлениях: для приведения в движение железного молота при ковке крицы т.н. плющильный молот, и для приведения в движение поддувальных мехов (первоначально кожаных, а с начала 17 ст. деревяных … 1) благодаря доменному процессу сделалось возможным использование тяжело плавящейся руды, составляющей большую часть запасов земли … 2) Плавка железа сделала возможным быстрое и дешевое производство больших кусков железа, что имело большое значение в связи с только что начинавшим развиваться производством военных орудий. 3) Использование двигательной силы воды повлияло на расположение промышленных районов - железоделательное производство спустилось с горных высот и из лесов в долины. 4) Новые методы производства предъявляли совершенно иные требования к организации производства. Вместо многочисленных плавильных огней появились новые солидные печи со служебными постройками, водяными колесами, поддувальными мехами, толчейными и тяжелыми молотами.”

Новые средства сообщения необходимо должны привести к новому витку научно-технической революции, а следовательно, и к общественной революции.

1492 г. Santa Maria, Nina, Pinta - корабли ведомые Христофором Колумбом к открытию Америки.

Коперникова модель мира

4. Из сказанного ясно, что 1500-е и 1600-е годы были периодом множества изобретений и фундаментальных открытий. В связи с новым научно-техническим фундаментом, меняется и экономические формы производства. При феодализме, производительным субъектом был ремесленник, который в своей персоне объединял все функции производства, координации, продажи и финансирования товара. Однако в обществе которое стало на путь Индустриальной революции, эти функции начинают исполнять разные люди; большинство ремесленников отходят к индустриальным рабочим, в то время как меньшинство становятся торговцами, предпринимателями, инженерами и др. Процесс этой социальной дифференциации описывает Кулишер: “Средневековый ремесленник не только производил товары для небольшого рынка, но и сам сбывал их непосредственно потребителю. В 17 ст. во всех важнейших отраслях промышленности господствующей формой производства уже было не ремесло, а кустарная промышленность. Хотя каждый мастер и изготовлял по прежнему товары у себя дома, в своей мастерской, но не сбывал их сам потребителю, а продавал их скупщику-посреднику, который закупал изделия у целого ряда производителей и доставлял их на рынок. Таким образом, изготовление промышленных изделий, самый процесс производства имел по прежнему характер мелкого производства, как и в ремесле. Но сбыт производился оптом, в широких размерах; в этом отношении, следовательно, уже имелось крупное производство … Из одного документа 1615 г. нам известна организация важнейшей отрасли производства того времени - шерстянной промышленности. Существовали богатые суконщики, торговцы, которые приобретали шерсть в поместьях оптом и затем раздавали ее прядильщикам, ткачам и вязальщикам для обработки, готовую же ткань сбывали на рынок. Мастер, таким образом, выполнял часть процесса производства по заказу скупщика и обрабатывал полученный от него материал. Или же кустари приобретали самостоятельно шерсть, но вынуждены были, не имея достаточно материала, покупать ее в кредит и на невыгодных условиях. В результате они попадали в зависимость от торговцев шерстью, в долгу у которых постоянно находились и вынуждены были сбывать им обработанную шерсть, готовый продукт, по установленной торговцем цене … с конца 17 ст. скупщику принадлежит не только материал - пряжа, шерсть, ткань, но и орудия производства - ткацкий станок, мельница для валянья сукна …” В результате крепкие, состоятельные ремесленники стремятся стать скупщиками, а наиболее разбогатевшие скупщики превращаются в капиталистов, т.е. класс людей который заинтересован в первую очередь в прибыли (по схеме Маркса: деньги - сырье+орудия труда+рабочая сила - процесс производства - товар - продажа товара - деньги+ прибавочная стоимость). Таким образом, в ходе Английской революции происходит распад понятия “ремесленник” на рабочего + инженера + промышленника + торговца + финансиста + лендлорда.

5. Однако сегодня наблюдается обратный процесс. Квалификация рабочего, в связи с введением все более сложных машин, непрерывно возрастает. Появляется труженик который отличается от индустриального рабочего намного более универсальным характером своей работы. Класс капиталистов (впрочем как и бюрократия) постепенно устраняется из процесса производства. Функции организатора производства уже сегодня берут на себя труженики. Таким образом, мы видим следующую диалектику:

I. ремесленник (простое ручное производство)

II. пролетариат + капиталист (узкая специализация)

III. труженик (интеграция сложного производства).

6. Изобретения и открытия (которые можно рассматривать только как достояния всего человечества) могут накапливаться, а общественная структура может оставаться прежней. Но в конечном счете общественная революция должна произойти, и постолько, поскольку она задерживается, постольку она будет радикальной, разрушительной, имеющей последствия для всего мира. Пример этого мы видим в сравнении Английской, Французской и Русской революций. В ходе Английской революции промышленность была на стадии кустарного производства, и наиболее радикальная группа которая пришла к власти была та, что возглавлял Оливер Кромвель. Это были фермеры среднего достатка. В ходе Французской революции (конец 18 в.) промышленность уже была на стадии мануфактуры. Это значит, что множество рабочих работали в одном помещении, и в результате этого имело место детальное разделение труда в самом производстве, что существенно повысило производительность, а также создало предпосылки для изобретения машин. В ходе Французской революции мы видим, что к власти приходят представители мелкой буржуазии - якобинцы во главе с Робеспьером. Если мы перейдем к Русской революции, то тут в городах мы видим самые крупные в мире фабрики и заводы, машинное производство par excellence; однако в деревнях мы видим остатки общинного строя и еще большие остатки феодализма; наверху общества мы видим полу-феодальный, полу-капиталистический режим Романовых; соответственно, революция которая произошла в России была наиболее радикальной из всех трех, и к власти привела представителей пролетариата.


оглавление cледующая глава