Часть 1: Предпосылки бури

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О РЕВОЛЮЦИИ

1. Задача этой работы - рассмотреть Революцию с самых общих точек зрения. Мы желаем понять ее диалектику в целом, но так как общее существует только во взаимосвязи, и даже в единстве с конкретным, специфическим, то за это конкретное мы берем преимущественно Английскую революцию, хотя для иллюстрации отдельных фаз мы также прибегаем к примерам из других стран, времен, и вообще из других сфер реальности.

2. Термин “Революция” употребляется сегодня многочисленными борцами, но почти никто серьезно не задумывается над расшифровкой его значения. Это является якобы давным давно всем понятным, и поэтому вряд ли стоит задумываться над этим. Однако настоящие знания начинаются именно там, и именно тогда, когда мы начинаем ставить под вопрос то, что якобы уже давным давно всем понятно и всеми усвоено. Это есть коренной подход к проблеме, революционный. Примерами ему в современной физике могут служить такие вопросы, как “что такое свет?”, или “что такое пространство и время?”, и т.д. При помощи теории относительности, мы пытаемся дать ответы на эти фундаментальные вопросы. Речь идет по сути о методе познания. Имея в виду это, Гегель пишет (в “Феноменологии духа”): “Известное вообще - от того, что оно известно, еще не познано. Обыкновенный самообман и обман других - предполагать при познавании нечто известным и довольствоваться этим; при всем разглагольствовании такое знание, не зная, что с ним делается, не двигается с места. Субъект и объект и т.д., бог, природа, рассудок, чувственность и т.д. без всякого исследования полагаются в основу как нечто известное и значимое и составляют опорные пункты, от которых исходят и к которым возвращаются. Они остаются неподвижными, и движение совершается между ними то в одну сторону, то в другую и таким образом касается только их поверхности”. Вместо такого пустого формализма Гегель предлагает следующее: “Анализировать какое-нибудь представление, как этим раньше занимались, означало уже не что иное, как снять форму его известности. Разложить какое-нибудь представление на его первоначальные элементы - значит вернуться к его моментам, которые по меньшей мере не имеют форму представления, встретившегося с самого начала…” В данном сочинении мы предлагаем разложить понятие “Революция” на его составляющие.

3. Революция есть предмет. Это значит, что с одной стороны это есть сама реальность, а с другой - наука об этой реальности. Аналогично, когда мы говорим например об истории или экономике, то подразумеваем, с одной стороны, саму реальность, а с другой стороны процесс ее изучения, или лучше сказать само-изучения.

4. Первый и основной процесс носящий характеристики революционного есть образование Вселенной. Рассмотрением этого процесса занимается космология, в которой существует “теория большого взрыва” (Big Bang theory). Согласно этой теории, первоначально ничто не имело обособленного существования, и все находилось в одной точке. Это было примерно от 13 до 20 миллионов лет тому назад. Затем произошел большой взрыв, в результате которого суб-атомные частицы разлетелись в различные стороны и начали образовывать первые элементы, при чрезвычайно высоких температурах. Эта теория является научной, в отличии от первоначальных религиозных или поэтических измышлений об образовании мира (как например “Теогония” Гесиода). Одно из более авторитетных научных изданий, “McGraw-Hill Concise Encyclopedia of Science and Technology”, изданная в 1989 г., пишет: “Большой взрыв есть наиболее общепринятая космологическая теория. Два основных наблюдения поддерживают космологию большого взрыва. Во-первых, Вселенная постоянно расширяется … Во-вторых, Земля окутана изотропическим свечением радиации которая имеет характеристики ожидаемые от остатков первозданного огненного шара.” Революция есть некая цельность. Поэтому относится к ней следует именно так, как Рене Декарт советует в своих "Правилах для направления разума": “нет ничего что может больше повернуть нас в сторону от правильного пути в отыскании истины чем направление наших исследований не к их общей цели, но к некоторым, специальным направлениям … мы должны верить, что все науки так взаимосвязаны, что намного легче изучать их все вместе чем изолировать одну от другой. Если, поэтому, кто-либо захочет искать истину вещей вполне серьезно, он не должен выбирать одну особую науку, потому что все науки соединены вместе и взаимозависимы: он лучше должен думать как увеличить натуральный свет разума, не для того чтобы разрешить ту или иную проблему школьного типа, но для того, чтобы его понимание освещало его волю в правильном выборе во всех непредвиденных обстоятельствах жизни. Через короткое время он увидит с удивлением что он добился намного больше прогресса чем те, кто волнуется лишь о специальных целях.” Революция присутствует во всех аспектах жизни. Мы можем заниматься деятельностью которая кажется совсем не связанной с "революционной", в традиционном смысле этого слова. Однако, внутри этой деятельности можно либо стремиться к самой жизни, стремиться к всему новому и прекрасному что создается в ней, либо же мы можем удовольствоваться старыми, нудными формами которые уже мало что общего имеют с современностью. В первом случае мы выказываем революционное отношение, а во втором - замшелое, бюрократическое, старое.
5. Понятие “Революция” употребляется астрономами для того, чтобы обозначить “возвращение звезды (или любого небесного тела) в точку, из которой она ушла.” Но следует заметить, что возвращение происходит не совсем в ту самую точку из которой началось движение, а все же в несколько другую. Вообще форму движения всего, т.е. Революцию, можно представить как постоянно расширяющуюся спираль. То, что спираль постоянно расширяется говорит нам наблюдение над прогрессом наших знаний. То, что возвращение к исходной точке все же происходит, но по новому, на совсем другом уровне, говорит нам наблюдение и внимательный анализ таких процессов как Реставрация. Логика также есть возвращение, но познания к своему исходному пункту. Для нас важно знать многочисленные значения слова “революция”, ибо мы видим как например в разных языках одно слово имеет несколько, якобы не связанных между собою смыслов. Но если узнать историю, или вдуматься в само значение слова, то будет понятно, что одно значение слова вышло из другого, и таким образом одно слово имеет несколько, иногда даже противоположных смыслов. Примеры подобного в английском языке это: “arm” что означает первоначально “рука”, но также и “оружие” - ведь рука и была первым орудием человека. Другой пример в английском языке: “party” что означает первоначально “вечеринку”, но также и “политическую партию”, ибо политика (к примеру во времена Французской революции) делалась (и до сих пор делается) на неформальных встречах вождей определенного круга. Таковы были завтраки у вождя жирондистов Роллана, а также ужины у Сталина в его загородной резиденции (см.”Беседы со Сталиным” Милован Джиласа). У Гизо мы читаем: “Вожди обеих палат, особенно нижней, всякий день обедали у Пима. Там присоединялись к ним шотландские агенты, главные составители народных жалоб, значительные лица Сити; там обсуждались все дела парламента и государства.”

Галактика М100

Галактика Андромеда

Галактики М86 и М84

6. Что же касается содержания этой формы (т.е. Революции), то здесь первой, наиболее яркой чертой является взрыв, или серия мощных взрывов последующих один за другим. Однако все те, кто концентрируют свое внимание лишь на мощном взрыве не могут понять, во-первых, логику событий которая привела к такому явлению, а во-вторых, не могут понять все то, что последовало, и, следовательно, необходимость, или цель данного взрыва. Поэтому нам будет интересно обратиться к Ф. Броделю, и его книге “Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв.”. В т.3, гл.6, (“Промышленная революция и экономический рост”), он пишет, что революция является “процессом весьма длительной продолжительности - нарастающим, зачастую едва различимым, настолько мало революционным, насколько это возможно”. Поэтому, можно сказать, что Революция состоит из трех основных фаз: 1. континуума (эволюции), 2. взрыва, т.е. революции в узком смысле этого слова, 3. Нового континуума. Любой революции (в узком смысле этого слова) предшествует нарастающий кризис, разрешить который в контексте общепринятых отношений нельзя. Период кризиса в классической физике (в конце 19 - начале 20 столетий) Эйнштейн характеризует так: “Ощущение было такое, как если бы из под ног ушла земля, и нигде не было видно твердой почвы, на которой можно было бы строить.” (из книги Т.Куна “Структура научных революций”) Думается, что слова Эйнштейна также применимы и к предреволюционному кризису общества.

оглавление cледующая глава