11. ОПРАВДАНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

1. Ради чего было пролито столько крови? Ради чего было написано столько буклетов? Ради чего люди страдали и шли на пытки? Зачем необходима общественная революция? По всей видимости она необходима потому, что дает необыкновенный толчок к развитию производительных сил нации, если она происходит в национальном масштабе, или всего мирового общества, если она происходит в мировом масштабе. Сказанное возможно кратко проиллюстрировать на примере Английской революции.

2. Во-первых, основной производительной силой страны надо считать самого человека. Так вот, интересно отметить, что в Англии мы наблюдаем умеренный прирост населения с эпохи Тюдоров (т.е. примерно с середины 15 века) и по эпоху Елизаветы (т.е. начало 17 века). Затем, в силу ряда причин, и главными из них являются (а) предреволюционный кризис общества; (б) гражданская война, население Англии понемногу снижается. Однако, в последующие эпохи, мы наблюдаем действительно фантастический рост населения. У А.Тойнби (“Промышленный переворот в Англии в 18-м столетии”) мы читаем: “До 1751 г. высший прирост населения за десятилетия … равнялся 3%. Для каждого из последующих трех десятилетий прирост равнялся 6%; затем между 1781 и 1791 гг. он составлял 9%; между 1791 и 1801 гг. - 11%; между 1801 и 1811 гг. - 14%, между 1811 и 1821 - 18%. Это высшая цифра прироста, когда-либо достигнутая Англией, потому что, начиная с 1815 г., она постепенно умерялась обширною эмиграцией …” О дальнейшем росте населения мы читаем у другого английского автора, D.McDowall: “In 1815, the population was 13 million, but this had doubled by 1871, and was over 40 million by 1914.” (“An illustrated history of Britain”, 1989). Вывод который можно сделать из сказанного это то, что рост населения общества отражает и является частью роста его производительных сил. Если общество движется назад, если его терзают противоречия которые оно не может преодолеть, и которые следовательно его уничтожают, то и население его постепенно снижается, вместе с падением культурного уровня вообще, и в частности вместе с падением его производительных мощностей, как то науки и техники. С другой стороны, если общество находится в состоянии застоя, то и количество населения в нем как бы достигает определенного устойчивого уровня. И с третьей стороны, если общество стремительно развивается, то и количество населения в нем быстро растет, что отображает общий рост его производительных сил. “В 1815 г. население было 13 миллионов, но оно удвоилось к 1871 г. и достигло более 40 миллионов к 1914 г.”

Из сказанного следует, что для того, чтобы понять на какой фазе революции находится данное общество, достаточно посмотреть на динамику его демографии. Если все мировое общество движется вперед, то это отображается в приросте его населения. Однако, если определенные страны движутся как бы назад, то это отображается в падении количества населения. Количество браков не является хорошим индикатором для будущего, потому что институт семьи является давно отжившим, и следовательно будет постепенно отмирать.

3. Революция 1688 г. поставила у власти Вигов, т.е. представителей джентри (крупных помещиков ведущих свое хозяйства на капиталистической основе) и крупных купцов. С “окончанием” революции класс йоменов, т.е. мелких и частично средних фермеров, сходит на нет, количество огораживаний существенно увеличивается (Ѕ всех земель были огорожены с 1740 по 1789 гг.), и естественно, что эти земли приобретают джентри, а также все те, кто был заинтересован в политическом влиянии, право на которое дает владение землей. Укрупнение сельского хозяйства делает возможным практиковать научные методы, что и делают некоторые джентри. Именно они становятся во главе Революции (понимая этот термин широко, как совмещение производственного и политического развития). К примеру, Тревельян, в третьем томе своей “Социальной истории Англии” пишет: “the age of enclosures was also the age of new methods of draining, drilling, sowing, manuring, breeding and feeding cattle, making of roads, rebuilding of farm premises, and a hundred other changes, all of them requiring capital … Owners of large compact estates took the lead … Townshend and Coke introduced into Norfolk new crops and new methods - above all, root crops and the marling of light land. Their example put their backward county at the head of English agriculture. Between 1776 and 1816 Coke so improved the land as to raise the rental of his Holkham estates from 2200 to 20000 pounds a year, and yet make the fortunes of the tenants who paid these higher rents…” До 600 человек, экспертов по сельскому хозяйству, собираются регулярно на этих фермах для того, чтобы наблюдать за тем как надо обрабатывать землю и кормить овец. Таким образом, можно сделать вывод, что общественная революция ставит во главе общества - и после победы над Реставрацией “окончательно и бесповоротно” - тот класс людей, который способен развивать это общество в будущем, вести его к следующей революции, которая в случае Англии была Индустриальной, т.е. та, которая дала ей превосходство над всем миром, и вывела эту страну на первое место в первой половине 19 века. “эпоха ограждений была временем новых методов осушения, сверления, посева, удобрения и выращивания скотины, создания дорог, перестройки ферм, и многих других изменений требующих капитала … Собственники больших владений взяли первенство … Таунсхенд и Кок ввели новые посевы и новые методы - превыше всего корневые посевы и посыпка земли известью. Их пример поставил их отсталую губернию во главе английского сельского хозяйства. Между 1776 и 1816 гг. Кок так улучшил свои владения что поднял ренту с 2200 до 20 тыс. фунтов, и в то же время сделал богатыми тех фермеров, которые арендовали у него землю …”
4. Интересно отметить то, что класс джентри стоит впереди не только в сфере материального производства, но также и в сфере духовной культуры. Это были отнюдь не ленивые и тупые помещики в которых превратились их наследники в 19 веке. Например, английский поэт Somerville пишет о своих современниках:

A rural squire, to crowds & courts unknown

In his own cell retired, but not alone;

For round him view each Greek & Roman sage,

Polite companions of his riper age”

Следует отметить, что такие историки и философы как Давид Юм и Эдуард Гиббон, такие литераторы как Даниэль Дэфо были именно представителями джентри в культуре. А то, что эти люди были представителями наиболее революционных взглядов для своего времени можно не сомневаться, прочитав к примеру то, как встречали Давида Юма в 1763 г. в Париже (где он получил должность при английском посольстве): “Those who have not seen the strange effects of modes will never imagine the reception I met with at Paris, from men and women of all ranks and stations”. Следует помнить, что это была эпоху Просвещения во Франции, и следовательно она бурлила наиболее радикальными представителями литературы, искусства, и науки. Позиция Юма в истории по отношению к королям, и в философии по отношению к богу, и познанию вообще, была очень по вкусу этой просвещенной публике.

Сельский сквайер, неведомый толпам и дворам

В собственной каморке уединен, но не один

Потому что вокруг него находятся греческие и римские святые

Мудрые спутники для его зрелого возраста.

“Те, которые никогда не видели странных влияний моды никогда не вообразят ту встречу которая была оказана мне в Париже, от мужчин и женщин всех рангов и сословий.”

5. Во главе общества, таким образом, в ходе Революции, становится тот класс, который способен вести во всех областях жизни - в материальной и умственной культуре. Представители более низких классов, как то например пролетариата, не могли в данный момент прийти к власти ибо общество в целом еще не развилось до того, чтобы предоставить им возможность для широкого самообразования. К примеру, у Тревельяна мы читаем: “The lower strata of the population of the capital, the dockers and unskilled casual labor of the great mart and port, lived under the most filthy conditions of overcrowding, without sanitation, police, or doctors, and far beyond the range of philantropy, education and religion … Jonathan Brown, a leading personality among the bargemen, confessed to Calamy the Dissenting preacher that he and his companions ‘had never so much as heard who or what Christ did’, though they could easily be set on by their betters to burn meeting-houses or popish chapels according to the political requirements of the hour. It was to combat this state of things that the charity schools were being founded by public subscription …”Вывод который мы можем сделать это то, что не случайно такие движения как диггеры и солдатские Советы были подавлены в ходе гражданской войны. Время этих классов в 17 веке еще не пришло, и эти движения воистину есть видение будущего. Поднятие таких глубоких пластов общества происходит постепенно, на протяжении столетий. Их время жить и действовать придет лишь вслед за Индустриальной революцией! “Нижние классы населения столицы, как то докеры и неквалифицированные рабочие, жили в самых грязных условиях, в тесноте, без докторов или полиции, вдалеке от всякого образования или филантропии … Джон Браун, один из вожаков грузчиков, признался проповеднику, что он и его товарищи “никогда не слыхали кто такой Христос”, хотя их легко было взбудоражить на погром папистов, согласно политическим требованиям времени. Дабы бороться с этим были созданы школы милосердия через общественную подписку…”
6. Первые две трети 18 века принято называть эпохой агрикультурной революции. В ходе этого времени, создаются предпосылки для следующего этапа развития общества. Во-первых, из всех сфер государственной жизни вышибают “духовных” людей и на смену им приходят светские. М. Торнер пишет, что в Англии в 15 в.: “духовные были секретарями правительства, хранителями малой печати, членами кабинета, казначеями, посланниками, коммиссарами, при открытии парламента и коммиссарами в Шотландии, президентами королевских советов, инспекторами построек, канцлерами, архивариусами, председателями суда, гос. архива и врачами, как короля, так и герцога глостерского”. Однако: “с 17 в. не было примера назначения духовного лица в звание лорда-канцлера, а с начала 18 в. ни одно духовное лицо не занимало дипломатического места и вообще не было назначаемо в какую-либо важную гос. должность.” Во-вторых, в Англии создается самая широкая территория в мире на которой возможна свободная торговля, что делает возможым обмен в рамках всей страны без взимания феодальных пошлин. Таким образом, стимулируется развитие промышленности. Тревельян пишет: “The shrewd Venetian envoy, Mocenigo, at the end of his residence in our island, reported to his masters in 1706 that freedom from internal duanes was one reason why ‘industry was further advanced in England than in any other part of the world’.” В-третьих, в этот период в Англии накапливаются капиталы в руках финансистов и в руках джентри, что является необходимым условием для создания современной крупной промышленности, как то например железные дороги. Англия в этот период ввязывается в ряд колониальных войн, и под предлогом этого создается крупный национальный долг. Деньги естественно попадают в лапы финансистов. Колонии Англии создают возможность для выгодных поставок английских товаров, а также рынки сырья для английской промышленности. В-четвертых, существенно поднимается культурный уровень среднего класса Англии. Торговцы и промышленники начинают посещать кофейни, где они обмениваются экономическими и политическими новостями. Ставятся под вопрос и даже подвергаются нападкам отдельные моменты политики джентри. В стране печатаются первые газеты, что делает возможным для средних классов из других городов узнавать в течении нескольких дней новости из Лондона. “Хитрый венецианский посол, Мосениго, в конце своей резиденции на нашем острове сообщал своим хозяевам в 1706 г. что свобода от внутренних налогов была одной причиной почему в Англии промышленность была более продвинута, чем в какой-либо другой стране мира.”
7. В Англии происходит Индустриальная революция, ибо там образуются условия требующие и, главное, делающие возможным массовое производство промышленных товаров. Согласно “Экономической истории зарубежных стран” (Минск 1996), “крупнейшие открытия и изобретения в науке и технике, сделанные в 18 - первой половине 19 в. в науке и технике, принадлежат именно англичанам”. В эту золотую серию открытий и изобретений следует включить: (а) классическую физику (Ньютона), (б) учение об эволюции (Дарвина), (в) паровой двигатель (Уатта), (г) паровоз (Стефенсона), (д) телеграф и телефон, (е) токарный станок с суппортом (что делает возможным взаимозаменяемость деталей). Процесс производства становится машинным, а экономическая организация трансформируется с мануфактуры к капиталистическому фабричному производству. К власти в Англии приходят промышленники. Это выразилось в частности в том, что так называемые Corn Laws (хлебные законы), принятые в 1815 г. в связи с окончанием наполеон

овских войн, и которые преследовали повышение нормы прибыли для землевладельцев, были отменены в 1846 г. Энгельс пишет в 1845 г. об Англии: “60-80 лет назад это была такая же страна, как и другие, с неразвитой и несложной промышленностью и редким, но, сравнительно, многочисленным земледельческим населением; а теперь - это страна, совершенно отличная от всех прочих, со столицей в 2,5 миллиона жителей, с огромными фабричными городами, с промышленностью, которая снабжает своими изделиями весь мир и почти все продукты выделывает с помощью сложных машин, с деятельным, интеллигентным, густым населением, две трети которого заняты в промышленности, которое состоит из совсем других классов, даже, можно сказать, представляет собой совсем иную нацию, с иными нравами и иными потребностями, чем прежде.”

Таким образом, изобретения и открытия появляются чаще всего тогда, когда того требует эпоха, хотя фундаментальная наука может и существенно опережать свое время.

 


оглавление cледующая глава

 

Hosted by uCoz