3. 1960-е по 1980-е - этап застоя и гниения
1. В 1960-х годах, в то время как ЮКП сохраняет монополию на власть, в стране нарастают капиталистические тенденции, такие как производство на рынок (т.е. капиталистически мотивированное производство), децентрализация государственного производства, выезд югославов за рубеж (особенно в Западную Германию) с целью заработать деньги, и др. | Таким образом, этот период в истории Югославии напоминает период "перестройки" в СССР, и в Китае период со времени смерти Мао в 1976 г. по нынешнее время. Этот период знаменателен открытием Китая для капиталистического производства, а также лозунгом Дэн Сяо-пина "Одна страна, две системы". Русская, Югославская и Китайская революции - это три основные революции современности, которые должны рассматриваться вместе, для того, чтобы понять их общую диалектику. |
2. Первыми признаками недовольства со стороны бюрократии было появление национализма в Югославской федерации в 1960-х. За этим стояли те, кто в свое время привел Югославию к победе против немецкого фашизма, как-то Франко Туджман, генерал повстанческой армии и видный член ЮКП. Причиною такого выражения недовольства может быть то, что страна развивалась так, что северные провинции, ближе к Германии (Словения и Хорватия), были более индустриализованы чем южные районы (например Монтенегро, Косово, и т.д.). Для сравнения, в 1986 г. национальный доход в Словении = 124% от национального среднего, в то время, как доход в Македонии = 86% от национального среднего. Безработица в Словении, на тот же период составляла 2%, в то время как в Македонии она составляла 27%. Вместе с тем, центральное руководство изымало большую часть прибыли которую приносили эти предприятия для развития менее развитых регионов. Поэтому, бюрократия более индустриализованных регионов была недовольна.
3. В этот же период, мы наблюдаем стагнацию югославской экономике и обществе. Это выражается в неповоротливой торговой системе, в плохом качестве обслуживания, в отставании югославского производства в введении автоматизации, внедрения компьютеров и др. Югославское, как впрочем и советское общество, не создали ни одного достойного писателя или ученого, который бы не сидел в тюрьме или не был бы в изгнании (Джилас, Солженицын, Сахаров). Это указывает на недемократичность такого вида общество, его неспособность воспринять критику и новшества. Это означает только застой и следовательно смерть данного общества.
4. Если говорить об экономике этого периода в цифрах, то можно привести следующее свидетельство о Югославской экономической истории (из сайта Библиотеке Конгресса США):
Between 1954 and 1965, gross material product ... increased by an average of 8.4 percent per year. In the same period, gross industrial output increased at a yearly average of 12.2 percent; industrial employment, 6.6 percent; social sector employment, 5.9 percent; exports 11.7 percent; and fixed investments 9.2 percent per year. In the mid-1960s, however, these rates began to fall because the 1965 reform caused excessive demand on resources, growing inflation, continuing balance-of-payments problems, and expanded unemployment. From 1965 to 1974, average annual GMP growth dropped to 6.4 percent, gross industrial output to 7.7 percent, industrial employment to 3.3 percent, social sector employment to 2.9 percent, exports to 5.6 percent, and fixed investments to 8.2 percent per year. | Между 1954 и 1965 гг. валовой материальный продукт ... увеличивался в среднем на 8,4% в год. В тот же период, валовой промышленный продукт увеличивался в среднем на 12,2%; промышленная занятость на 6,6%; занятость в общественном секторе на 5,9%; экспорт на 11,7%; капитальные вложения на 9,2% в год. В середине 1960-х, однако, эти показатели начали падать (указывается проблема с инфляцией, проблема взаимных платежей между предприятиями, увеличение безработицы) С 1965 по 1974 гг., рост среднего годового материального продукта упал до 6,6%, промышленный рост до 7,7%, увеличение промышленной занятости до 3,3%, рост экспорта до 5,6%, и рост капиталовложений до 8,2% |
5. Если говорить философским языком, то у каждого живущего существа, будь то целое общество или один человек, есть в сущности только два выбора. "В дорогу живо, или в гроб ложись", если говорить словами В. Высоцкого, т.е. перед нами только 2 выбора - развитие или смерть, революция или пресмыкательство. Интересно описывает эту дилемму Гете, в своем "Фаусте":
Фауст: Пусть мига больше я не протяну,
В тот самый час, когда в успокоенье
Прислушаюсь я к лести восхвалений,
Или предамся лени или сну,
Или себя дурачить страсти дам
Пускай тогда в разгаре наслаждений
Мне смерть придет!
Мефистофель: Запомним!
Фауст: По рукам!
Едва отдельный миг я возвеличу,
Вскричав: "Мгновение, повремени!" -
Все кончено, и я твоя добыча,
И мне спасенья нет из западни.
Тогда вступает в силу наша сделка,
Тогда ты волен, - я закабален.
Тогда пусть станет часовая стрелка,
По мне раздастся похоронный звон.
- конец третьей части: обсуждение и дискуссия -