Что есть бывший СССР?
Образование
1. 18 июля 1997 Министерство общего и профессионального образования РФ направило письмо общеобразовательным учреждениям, в котором именно государство определяет обязательный минимум. Таким образом, государство контролирует основное содержание предметов, которые преподаются в частных школах.
2. Государство также контролирует основной поток специалистов, который выходит из ВУЗов. KM.RU, за 15 марта 2005 г., сообщает: "Ежегодно за несколько месяцев до вступительных экзаменов Министерство образования и науки РФ устанавливает контрольные показатели приема в государственные вузы. Они, как сообщил директор Департамента экономики и финансов Андрей Петров, формируются с учетом потребностей экономики в тех или иных специалистах и на основании заявок федеральных органов исполнительной власти, в чьем ведении находятся учреждения профессионального образования." Дальше мы читаем: "По мнению чиновников, количество бюджетных мест необходимо уменьшить в гуманитарной сфере. Так, квота на подготовку филологов сократилась на 7,2%, план по приему экономистов и управленцев сокращен на 4,4%, а педагогов - на 2,2%. Зато на 1% будет увеличен прием на специальность “Автоматика и управление” и на 2,6% возросло число бюджетных мест по специальности “Сфера обслуживания”. Это показывает, что ближайшее будущее в России - за информатикой.
3. Образование на территории СНГ можно характеризовать как бесплатное и платное. Количество "бесплатных" мест в ВУЗах уменьшается. KM.RU пишет: "В 2004 г. аттестат о среднем образовании получили 1,2 млн подростков. На бесплатные отделения в российских ВУЗах в прошлом году имели возможность поступить лишь 610 800 выпускников. Министерство образования и науки РФ в 2005 г. сократило количество бюджетных мест в государственных вузах на 43 тыс. На бесплатное обучение могут рассчитывать лишь 567 тыс. 285 выпускников. В то же время аттестат о среднем образовании в этом году получат 1 млн 293 тыс. человек, то есть лишь у 44% от общего количества абитуриентов будет шанс поступить в ВУЗы." "Бесплатное" образование характеризуется различными "подношениями", "угощениями" и "отработками". Например, студент окончив медицинский институт в Киеве "бесплатно" должен поехать работать в деревню на несколько лет. Студенты этого не хотят, т.к. в деревнях нет условий для современной работы и жизни. Следовательно, в ход пускаются "связи" и "блат", у кого они есть. Система коррумпируется и молодые люди еще больше деморализуются.
4. В целом, образование далеко от действительных проблем, с которыми сталкивается общество. Образование "академично", т.е. под предлогом "высокой теории" студентов уводят от понимания действительности. Поэтому, более умные студенты учатся сами. Главная цель любого учителя - это показать человеку, как он может учиться самостоятельно.
5. Другой стороной современного образования является капиталистическая направленность. Понятие "юный изобретатель" изменилось на "юный предприниматель". Дети занимаются бизнесом. В "Известиях" за 20 марта 2005 г. мы читаем: "юными предпринимателями был изобретен свой собственный вид страхования, который вряд ли встретишь во взрослой страховой фирме. Это страхование от плохих оценок: в случае хорошей успеваемости за полугодие клиент компании, заплативший страховой взнос в размере 50 рублей, получает 30-процентное денежное вознаграждение. … Если у родителей есть возможность, то устройством своих чад на подработку занимаются именно они. Здесь может идти речь о работе секретаря, помощника, работающего на удаленном доступе веб-дизайнера, художника-оформителя, а месячный заработок составить - 4-5 тысяч рублей в месяц. В департаментах занятости крупных городов несовершеннолетним предлагают вакансии курьера (возможная зарплата до 6 тысяч рублей в месяц), продавца газет, мороженого, кваса (200-350 рублей в день), распространителя рекламных листовок (в среднем 100 рублей за час работы), расклейщика объявлений (50-100 рублей в день), разнорабочего на стройках (500-800 рублей в день). В регионах молодежные биржи и службы занятости предлагают значительно более низкий уровень месячного жалованья - от 600 до 1000 рублей в месяц … В городе Сухой Лог (Свердловская область) старшеклассники одной из школ провели собственное маркетинговое исследование и установили, что местные невесты перед свадьбой не могут найти себе необходимые аксессуары к платью: в единственном ателье города, где шьют свадебные наряды, не производят перчаток, накидок, муфточек. Тогда школьники создали свое акционерное общество под названием "Невеста", в которое сначала вложились родительским капиталом. Разработали бизнес-план, заключили договор с ателье, закупили сырье и оборудование и теперь поставляют в ателье все эти аксессуары, работая с прибылью."
6. В России введен единный государственный экзамен для поступления в ВУЗ. Эта мера борьбы с коррупцией. Тем не менее, широко практикуются взятки преподавателям, например плата за оценки, за сдачу экзаменов, и др. Репетиторство является скрытой формой вымогательства. По некоторым сведениям, место в ВУЗе стоит около $5000.
7. В то время как количество выпускников ВУЗов увеличивается, качество образования падает. Большинство гонится за дипломом или научным званием для того, чтобы увеличить свои доходы или престиж. Звание "профессор" больше не является отображением действительного знания, а приобретает издевательский смысл. Один пример мы видим в "профессоре" Януковиче (см. карикатуру).
8. Основные потоки государственного финансирования идут на обслуживание личных нужд высшей прослойки бюрократии, например Российской Академии Наук (РАН). Когда чиновники из РАН говорят о приоритете финансирования фундаментальной науки, в действительности они понимают рост бюджета РАН, и в конечном счете собственное благополучие. В 2001 г. РАН получала более 30% всех ассигнований на гражданскую науку. В то время как бюджет РАН исполняется на 103,3%, бюджет МГУ (Московского Государственного Университета), ведущего ВУЗа России, исполняется лишь на 30%. Что можно сказать о провинциальных ВУЗах?
9. Также как на Западе уменьшается приток молодых людей в церковь, т.е. загнивающее учреждение, в бывшем СССР уменьшается приток молодых людей в науку. В период 1996-2001 гг. количество молодых людей (до 30 лет) уменьшилось на 30%, в то время как общее количество исследователей уменьшилось на 20%. В 2003 г.: "По данным Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) Минпромнауки РФ, процесс ухудшения возрастной структуры научных кадров привел к тому, что почти половина (47.4%) российских ученых перешагнула пятидесятилетний рубеж, включая 59.8% кандидатов и 84.1% докторов наук; примерно каждый пятый ученый в нашей стране - старше 60 лет (в том числе 30.5% кандидатов и 56.2% докторов наук) и лишь 10.6% - моложе 29 лет; средний возраст исследователей составляет 49 лет, кандидатов наук - 53 года, у докторов наук он достигает 61 года, превышая пенсионную планку."
10. Уменьшается количество молодых людей, которые идут в инновационное производство, НТР. В 1996 г. процент молодых людей (до 35 лет) в инновационном производстве составлял 26%, в то время как в 2001 г. лишь 12%. Молодые люди с мозгами: 1) уезжают в США, Канаду, или Западную Европу; 2) либо пашут на те же западные компании, но у "себя дома"; 3) либо занимаются "предпринимательством", например, организуют ремонт квартир или автомобилей для "новых русских".
Информатизация
1. В 2001 г. в России был 1 компьютер - на 500 учащихся, и это устаревшей модели. В Европе приходится 1 компьютер на 10 - 15 студентов, и это современная модель.
2. Отмечается постепенное возрастание людей которые имеют собственный компьютер. Так, если на Украине в 1998 г. было продано от 90 до 200 тыс. компьютеров (точное число неизвестно, т.к. многие продажи нелегальны), то в 2000 г. было продано уже от 140 до 280 тыс. компьютеров. В 2005 г. около половины студентов медицинского ВУЗа, в котором занимается моя подруга, имели компьютер. Особенно плохой доступ к компьютерам в деревнях и маленьких городках.
3. Все большую популярность приобретают мобильные компьютеры и телефоны: ноутбуки, карманные компьютеры, "смартфоны". Если в 1990-х фирмы только торговали импортным оборудованием, то в начале 2000-х в России и на Украине появились предприятия, которые выпускают собственные сервера, ноутбуки, и т.д. Одна такая компания в Киеве - "Версия" (см. фото за 2003 г.).
4. Интернет появился на Украине примерно в 1997 г. 27-го июня 1999 г. увидел свет Указ Кучмы "О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности", который, в частности, предусматривает лицензирование права на предоставление интернет-услуг. Обязательным условием получения лицензии является, согласно Указу, установка спецаппаратуры по слежению за полным графиком провайдеров (за счет самих провайдеров!).
5. Согласно одному англоязычному источнику, за декабрь 2000 г.
The State Telecommunications Committee has forecast the number of regular Internet users will grow to more than 320,000 by the end of this year from 190,000 at the end of last year. There were about 100,000 Internet users in Ukraine in 1998. The growth is expected to pick up pace in 2001 and 2002, with the number of regular net users rising to 1.3 million by the end of next year. This figure could almost to 2.4 million, or around five percent of the population by the end of 2002… | Комитет по государственным телекоммуникациям предвидит, что количество пользователей Интернета вырастет до более чем 320 тыс. к концу этого года, с 190 тыс. в конце прошлого. В 1998 г. было около 100 тыс. пользователей Интернета на Украине. Ожидается увеличение спроса в 2001 и 2002 гг. Количество пользователей в конце следующего года составит около 1,3 миллиона человек. Это вырастет до 2,4 миллиона к концу 2002 г., т.е. 5 процентов населения. |
6. Количество людей, которые пользуются Интернетом в России, возрастает следующим образом:
осень 2002 | зима 2002-3 | весна 2003 | лето 2003 | осень 2003 | зима 2003-4 | весна 2004 | лето 2004 | осень 2004 | зима 2004-5 | |
пользуются каждый день | 2,1 миллиона чел. | 2,8 миллиона чел. | 3,2 миллиона чел. | 3,0 миллиона чел. | 3,2 | 3,8 | 3,3 | 5,0 | 5,5 | 5,2 |
каждую неделю | 4,6 | 5,5 | 6,4 | 6,1 | 6,9 | 8,2 | 8,5 | 9,5 | 10,1 | 10,3 |
каждый месяц | 6,5 | 7,7 | 7,9 | 9,0 | 9,9 | 11,6 | 12,0 | 13,4 | 13,7 | 14,2 |
Культура
1. Для культуры 1990-х годов типичен яркий контрреволюционный настрой. Присутствует возрождение религии и мистики. Певец В. Тальков в 1992 г. пишет:
Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином,
Твой Петербург мирил врагов
Высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины.
Россия...
Священной музыкой времен
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но даже самый тихий, он
Кому-то не давал покоя.
А золотые купола
Кому-то черный глаз слепили:
Ты раздражала силы зла
И, видно, так доняла,
Что ослепить тебя решили.
Россия...
Разверзлись с треском небеса,
И с визгом ринулись оттуда
Срубая головы церквям
И славя красного царя,
Новоявленные иуды.
Тебя связали кумачом
И опустили на колени,
Сверкнул топор над палачом,
А приговор тебе прочел
Кровавый царь-великий...гений.
Россия...
2. Для культуры 1990-х характерен также антисемитизм, что является ярким контрастом с традициями советского общества 1960-х, когда виднейшие поэты, например Е. Евтушенко, сочиняли оды в память евреев, таким образом противопоставляя себя правительству. Тот же Тальков, хотя себя анти-семитом не считает, пишет: “Антисемитизм”, уважаемый мой читатель, придуман не русскими и даже не русофилами, не простыми евреями, а сионистами, т.е. евреями-националистами. Таким образом, мы должны понимать, что антисемитизма нет.
3. О литературе 1990-х Владимир Волков, на сайте WSWS (World Socialist Web Site), за сентябрь 2002 г., пишет: "Литературный критик Лев Аннинский, давая несколько лет назад краткие характеристики трем наиболее известным российским писателям-постмодернистам — Виктору Ерофееву, Владимиру Сорокину и Виктору Пелевину, — писал, что если наиболее характерным для Ерофеева является крайний эротизм (“фаллократия”) и “тоска по смыслу”, а для Пелевина — психоделические фантасмагории и представления о мире как о некоей виртуальной реальности, создаваемой кем-то, вопреки воле и сознанию людей, населяющих привычную нам обыденную среду, то индивидуальная специализация Сорокина — это неограниченная тяга к изображению всех плотских и физиологических отправлений, “биофилология”, “фекальное раблезианство”... Изначальный постмодернистский посыл их творчества определялся стремлением разрушить основы всей предшествующей культуры. Борясь против соцреализма советской эпохи, они с самого начала пошли гораздо дальше, направляя свои удары прежде всего против культурных традиций, выросших их европейского Просвещения и международного социалистического движения конца XIX — начала XX веков. При этом они охотно заимствовали приемы и методы из культурно-пропагандистского арсенала сталинизма. В результате вместо символов духовного возрождения они стали элементами и движущими силами культурного упадка постсоветской эпохи." Пост советская культура направлена на уничтожение социализма. Волков пишет: "это литература, которая не в состоянии просвещать, двигать читателя от невежества в сторону лучших достижений человеческой культуры. Скорее наоборот, она пытается растоптать его, смешать его душу с грязью грубых физиологических отправлений, лишить его права считать себя частью рода homo sapiens." Следует добавить, что особый жанр составила литература рассчитанная на обывателей разного уровня. К этой литературе принадлежат такие писатели как Дарья Донцова и Паоло Коэло.
4. Окостенелая библиотечная система как зеркало отражает идиотизм в обществе. В современных библиотеках очень мало современного оборудования - компьютеров, Интернета. Царят старые организационные методы, например, человек без научной степени не может записаться в библиотеку Академии Наук. Более того, чтобы записаться, нужна прописка, которую как-бы давно отменили. Для того, чтобы взять книгу для пользования, нужно прождать в длиннейшей очереди, иногда пол-часа или больше. В аналогичной очереди нужно прождать, чтобы сдать книгу. Книги необходимо сдавать, если человек хочет выйти из библиотеки, подышать свежим воздухом, размяться. Для различных уровней бюрократии в образовании существуют особые привилегии. Для них существуют особые места выдачи книг, они могут брать книги на дом, и т.д. Цены в кафетерии намного выросли по сравнению с тем, какими они были в советское время, хотя качество еды осталось прежним. Долгое время кафетерий был закрыт, т.к. руководство библиотеки настаивало на высокой арендной плате, которую кафетерий должен был платить.
5. Для современной культуры характерно презрение к простому человеку, идущему по дороге пешком. Возвеличиваются всякие "крутые", которые могут себе позволить переехать пешехода безнаказно. Высокообразованные специалисты "mass media" притупляют сознание через телевиденье, музыку и рекламу. Качество программ на телевиденье падает. Ранее солидные газеты приобретают бульварный тон. Народу дают Верку Сердючку, которую он, осознавая подлог, обзывает "Лерка Пердючка".
6. В конце 1990-х - начале 2000 г. мы замечаем появление
певцов и групп, которые несут некоторый позитивный заряд. К числу таких
относится, в России, Любэ, Земфира, Ленинград, и др. На Украине это Вопли
Видоплясова, Океан Эльзы, и др. Один из лучших альбомов Любэ - это "Песни о
людях". Видео Земфиры "Бесконечность" показывает нам обычную жизнь
трудового народа.
Ленинград бросает вызов условностям; в альбоме "Пираты XXI
века" они поют: "Даешь Интернет, блядь!". Лучший альбом ВВ - первый,
где показана самобытность украинской
культуры. Океан Эльзы отличает романтизм на фоне общего холода (песня
"Холодно").