МРП
I. Вопрос о пролетариате
"Марксистский" догматизм
МРП означает "Марксистская Рабочая Партия". В названии акцентируется "рабочесть". Они пишут: "пролетариат - единственный до конца революционный класс". Однако, что значит сегодня быть "революционным классом"?
Или мы встречаем: "Историческая миссия рабочего класса обусловлена не какими-либо исключительными качествами рабочих, а их местом в системе общественного производства". Эта фраза, которая имела смысл в работах Маркса, сегодня звучит как догма.
В "Программе МРП" мы встречаем определение: "Под пролетариатом понимаются все наемные работники, которые, будучи лишены собственных материальных условий, необходимых для осуществления способности к труду, вынуждены, чтобы жить, продавать свою рабочую силу." Следовательно, под пролетариатом понимается как посудомойщик, который скребет посуду, так и кухарка, которая командует этими посудомойщиками, так и директор, который командует всем летним лагерем. Ведь все они - наемные работники, ибо всех, включая директора, нанимает на работу "Центр". Следовательно, по определению МРП, все они - "пролетарии". Однако, как расскажет вам всякий, кто работал на кухне лагеря, есть большая разница между группой посудомойщиков и кухаркой, которая ими заведует. Аналогично, есть большая разница между директором лагеря и этой кухаркой, и другими руководителями среднего уровня.
В переписке с представителем МРП, за 22 апреля 2005 г., мы слышим: "пролетариат - это не только промышленные рабочие, но ВСЕ наемные производители прибавочного продукта. Пролетарием может быть учитель частной школы - своим трудом он создает прибыль для ее хозяина (а вот в муниципальной школе этого уже нет!). Пролетарием может быть реализатор товаров на рынке, может им быть и певица в ресторане, если ее пение привлекает клиентов, что является одним из условий получения прибыли хозяином ресторана". Таким образом, по определению МРП, пролетариями являются интеллигенция, торговцы, артисты, и т.д. Единственным критерием является то, являются ли они наемными работниками или нет.
Как же выглядит современный пролетарий? Ответ на этот вопрос мы находим в статье члена МРП(б) Светланы Байбородовой "Мастер Слава": "Политикой Слава не интересуется, отвечает: некогда, да и незачем. У него ни разу не возникало мысли, что возможно что-то предпринять вместе с товарищами по цеху, чтобы облегчить свое и их положение. К профсоюзам относится с безразличием. Как, в сущности, и к своей жизни. Единственное, что ему всегда хочется - это выспаться." Спрашивается: разве это портрет представителя "революционного класса"? Не думается, что сознание этого пролетария самое передовое.
Одним из марксистов действительно веривших в передовое сознание пролетариата был, и может до сих пор является, Олег Дубровский, из Днепропетровска. Этот человек, после того, как он стал марксистом в армии, решил стать частью рабочего класса, работал на промышленных предприятиях Днепропетровска. Вот один из его опусов о состоянии пролетариата в 2001 г.: "На уровне литейного цеха "профсоюз" скорее мертв, чем жив: никто из рабочих не может назвать дату последнего отчетно-выборного собрания; никто не знает цеховой "профактив"; одни литейщики считают, что кто-то где-то, - какой-то цехком должен быть, другие придерживаются мнения, что все давным-давно развалилось. Но и с тех, и с других исправно удерживаются членские взносы... Такой "профсоюз" (по крайней мере у завкома есть помещение и есть "освобожденный" профбосс) с такими задачами (которые ставит начальство!) по поводу распоряжения от 20-го июля, естественно, не издал ни звука ни в июле, ни в августе... А как отреагировали на возмутительную выходку господ сами рабочие? Да никак... Молча расписались в ознакомлении с распоряжением те, кого оно непосредственно касалось; молча выслушали его и разошлись по рабочим местам все остальные. Лишь потом, между собой, в курилках и беседах, отмечали: мол, о зарплате ни слова, а сразу угрозы... Да подшучивали над шаролитейщиками: смотрите, попадете в саботажники..."
Производительные силы: определение
В определении того, что является "революционным" сегодня, следует исходить из развития производительных сил. Что представляют из себя производительные силы?
Энциклопедия "Кирилла и Мефодия", 2003, определяет это понятие как "система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которых воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его развития".
Из этого определения следует, что №1 производительная сила - это человек, его физические и умственные способности, которые следует постоянно развивать. №2 производительная сила - это вещественные, не живые средства производства, которые создает человек, производительная сила №1. Полная система производительных сил - это комплекс, состоящий из человека и вещественных, неживых средств производства.
Смысл производительных сил, их предназначение - освоение, понимание, и развитие тех богатств, тех возможностей, которые заложены в природе и самом человеке. По словам Гегеля, природа - это невеста, с которой сношается дух. Человеческий "дух" проникает в природу. Таким образом, природа все больше одухотворяется, становится все более живой, разумной. Современные "умные телефоны" - "smart phones" - есть лишь один пример этого. Умные телефоны служат также, как карманные компьютеры.
Последняя часть определения "КиМ" - необходимость воспроизвести условия существования самого человека. Без самовоспроизводства система производительных сил перестанет существовать. Следовательно, исследование сексуальной революции - альтернативно: распад семьи - является очень важной частью современных производительных сил. То, как люди воспроизводятся сегодня и будут это делать завтра является очень важным вопросом.
Но, кроме воспроизводства людей на "самовоспроизводство" способны также и системы, созданные людьми. Первый и наиболее наглядный пример этого - компьютерные вирусы. Теорию "самовоспроизводящихся систем" - self-replicating systems - первым создал математик 20 века Джон фон Ньюманн. Эта теория была сделана с видом на развитие роботов, электронно-вычислительных машин, у истоков которых и стоял фон Ньюманн (в 1940-х).
Дальше происходит процесс "развития" - как людей, так и искусственно созданных ими инструментов. Этот процесс развития, для людей, называется "воспитанием" и "образованием". Теория и практика современного воспитания и образования, следовательно, является интегральной частью современных производительных сил. Мы продолжаем делать это, как было установлено в век промышленной революции, т.е. во-первых акцентируя разделение физического и умственного труда, и никоим образом не заботясь о том, чтобы воспитать в молодых людях навыки самостоятельности и способности вести за собой людей, быть лидерами. Современный образовательный процесс должен быть более похож на "Робинзона Крузо" или рассказы Джек Лондона, чем на унылое сидение за партами. Образ современного высокообразованного человека дан на фотографии справа. Это - пилот космического челнока Джерри Росс, апрель 2002 г.
К сожалению, мы не додумались пока до "образовательного" процесса для наших машин, средств производства. В то время как предполагается, что человек, после рождения, должен учиться, и по возможности всю жизнь, предполагается что "аппарат", после его создания, должен являться миру полностью готовым к действию, или до конца запрограммированным. Способность программ или машин или искусственных средств учиться на собственных ошибках, на ошибках других аналогичных систем, находится пока в зачаточном состоянии. Первые шаги в этом направлении мы видим, например, в операционной системе "Windows", которая, после сбоя, предлагает нам отправить эту информацию разработчикам по Интернету.
Подводя итог: производительные силы - это система "человек + то, что он создал". Таким образом, предназначение человека - это быть создателем, творцом. Творчество - научно-техническое, социальное, художественное - есть главная производительная сила на сегодняшний день. Быть революционером - значит быть творцом.
Современные производительные силы
Производительные силы, которые способствуют образованию и развитию современного человека можно разбить на три категории: 1) физические, 2) интеллектуальные, 3) организационные.
Среди современных средств физического воспитания велосипеды заняли одно из ведущих мест в последнее время. Имеются в виду не заезды на скорость (хотя и это имеет место быть), а путешествия, то ли по городу, то ли за городом. Велосипедный спорт, горные велосипеды в частности, становятся все более популярными среди интеллигентской молодежи, и это по нескольким причинам. Во-первых, этот вид спорта находится в средней ценовой категории. Велосипедный вид спорта дороже, чем, допустим, футбол, однако дешевле, чем яхты или самолеты. Во-вторых, велосипедом можно заниматься либо индивидуально, либо вместе с другими. Футбол же требует хотя бы небольшой команды. В-третьих, велосипед прекрасно вписывается в запросы повседневной жизни в передвижении. Вместо того, чтобы бесполезно тратить время на неудобный общественный транспорт, гораздо приятнее - потому что едешь сам - прокатиться на велосипеде. Как скажет опытный велосипедист, он может быстрее доехать из одного конца города в другой на велосипеде, чем на общественном транспорте (или за равное количество времени). В-четвертых, подобное передвижение снимает одну из главных проблем интеллигенции - отсутствие физической нагрузки. Через велосипед, физическая нагрузка получается не потому, что преследуется именно эта, а побочным образом - также, как мы учим иностранный язык, пытаясь что-то интересное прочитать. В-пятых, велосипеды имеет возможность заменить нашу автомобильную культуру на куда более благоприятную для окружающей среды. 90% перевозок, которые делаются внутри города можно делать на велосипедах. Люди обленились, приучились к пассивной роли, и потому едут на автобусах и машинах. Эти виды транспорта следует запретить в черте города. Автобусы и автомобили предоставлять только для инвалидов. Таким образом, моральный кодекс будущего будет смотреть на едущего на автомобили как на инвалида, чем как на "прыща". Такого человека можно жалеть, но не завидовать. Велосипед будет приучать людей к большей самостоятельности. Велосипеды надо будет выдавать всем, обучать уходу за ними всех, оборудовать места для стоянки велосипедов у общественных мест, как то допустим сегодня мы видим в Голландии, и других высокоразвитых странах. В-шестых, общественные велосипедные прогулки имеют потенциал стать новым, коллективным видом спорта. Здесь главное будет не скорость, а именно познавательная ценность путешествия, человеческие качества которые проявились в ходе него.
Одним словом, велосипед - это одно из главных средств физического воспитания в ближайшем будущем, одна из основных производительных сил. Наличие велосипеда - один из признаков современного, революционно настроенного человека. С другой стороны, наличие автомобиля - это признак уходящей эпохи промышленного производства. Также как лошадь, в современности является признаком феодальной культуры, так и автомобиль - признак культуры промышленного производства. На лошадях сегодня ездят либо отсталые крестьяне, либо дегенераты, которые не могут забыть о своем феодальном прошлом.
(Здесь можно прочесть "Опус о значении велосипеда", присланный мне одним из моих студентов.)
Основным видом развития умственной культуры сегодня являются информационные технологии. Информационные технологии есть та техническая база, на которой основываются все остальные виды современной умственной деятельности, или многие из них. Информационные технологии все больше заменяют ставший традиционным, в ходе промышленной революции, источник информации - печатный пресс. Газеты и книги сходят на нет, на их место идут тексты в электронном виде, мультимедиа, Интернет сайты. Однако, главное преимущество информационных технологий не в том, что они дают нам количественно больше информации, чем средства эпохи промышленной революции. Главное их преимущество в том, что они дают нам возможность обрабатывать эту информацию. Книга лишь предоставляет информацию, в то время как текстовый редактор позволяет обрабатывать ее. Вместо голого "предъявления", мы имеем возможность анализа.
Продвинутая публика сегодня работает вокруг информационных технологий - карманных компьютеров, ноутбуков, Интернета - вместо того, чтобы читать газеты или смотреть телевиденье. Современная публика активно формирует свое информационное поле, вместо того, чтобы быть пассивными зрителями или читателями. Эта, кстати, есть одна из причин по которой, концепция "газеты-организатора" - ленинская "Искра" - сегодня устарела. Сегодня нужен "сайт-организатор".
Будущее информационных технологий - в развитии "искусственного интеллекта". Один пример подобного - попытка создать "цифровой Аристотель", т.е. программу способную интегрировать все существующие знания в цельную систему (см. "Project Halo", http://www.projecthalo.com).
Информационные технологии будут востребованы в нанотехнологиях для создания самовоспроизводящихся систем, наподобие живых организмов. Теория "самовоспроизводящихся систем" может быть расширена до теории "саморазвивающихся систем", т.е. таких систем, которые способны учиться в ходе собственного существования, самосовершенствоваться, как то делают люди. Для этого понадобиться общая теория образования и развития, которая будет применима и к людям.
Кто ведет подобное развитие? Слесарь или токарь? Нет, скорее всего это творческие личности - в математике, в области информационных технологий, в теории познания. (На фотографии: Тим Бернес-Ли, изобретатель WWW). Как помощников, они используют труд простых рабочих. Рабочие - это руки изобретателей. Иногда, они сами трудятся как рабочие. Один пример подобного предприятия - это Burt Ruton и его компания, которая выпустила SpaceShipOne, первый самолет который полетел в космос. На предприятии Burt Ruton(а) все - включая инженеров - должны приложить свой физический труд к изготовлению самолета. Сам директор подает пример. Кроме того, с кистями и красками он уезжает подальше от "технологий" для того, чтобы представить образ будущей машины, ее эстетику. Burt Rutan - творческая личность высокого полета.
Именно такой человек - который живет идеей, который знает чего он хочет, который работает одновременно как художник, как инженер, как руководитель проекта, как организатор, в конце концов как простой рабочий - такой человек направляет людей в бесклассовое общество. Разговоры же о "пролетариате как классе-авангарде", "до конца революционном", и т.д. - до конца безмозглые, до конца догматические. Покажите мне действительно авангардную личность, и я вам покажу человека, которые перестал быть просто "инженером", или просто "рабочим", или просто "руководителем", а поднялся над своей собственной ограниченностью. Только так человек, работающий и на кухне, сможет руководить и обществом.
Как было уже сказано, основным видом деятельности в будущем должно стать творчество. Исследовать творчество - что это такое, каковы его закономерности (разговоры о том, что "творчество есть вдохновение" и потому не познаваемо - такой же блеф, как и доктрина что природа, в конечном счете, не познаваема) - это есть задача будущего. Одним исследованием, которое уже проведено на эту тему является "Теория Развития Творческой Личности", сформулированная Г. Альтшуллером и И. Верткиным (см. http://www.altshuller.ru)
Эстетика является одним из главных средств воспитания молодежи к понятию творчества. Теория эстетики должна стать таким же обязательным предметом изучения, каким сегодня есть математика или родной язык. Теория эстетики подводит нас к возможности быть творцами - и следовательно новаторами, изобретателями, первооткрывателями, иконокластами - в любой сфере человеческой деятельности.
Другими, наиболее перспективными областями творчества являются: 1) научная фантастика - развивает воображение и ум у детей и подростков. Альтшуллер рекомендует систематическое прочтение фантастики и составление списка идей из прочитанного, составление основных категорий проектов будущего ("фонда научно-фантастических идей"). 2) Космические исследования (сюда входят разработки новых видов космических двигателей, таких, например, которые используют "солнечный ветер"). 3) Единая теория поля, она же - теория струн, суперсимметрия. 4) Исследование структуры ДНК, лечение болезней основанных на расстройстве ДНК (например, рак), клонирование отдельных частей тела, биологических систем и целых организмов, с целью продления жизни. 5) Исследования фракталов, fuzzy logic (размытая логика). 6) Составление новой универсальной "энциклопедии", "карты познания", которая поможет все поле наших знаний. 7) Исследование самого процесса творчества, в разных областях, выведение закономерностей.
Итог
"Наемные работники" революционерами не являются. В своей массе, это люди, которые находятся в постоянной спячке, не осознают того, как они живут, ради чего они живут. Они живут "автоматом". Если им скажут явиться с веревками для собстенного повешания, они будут жаловаться, что веревки не будут выдавать.
Быть революционером - значит быть творцом. Быть революционером - значит: 1) возглавлять развитие производительных сил, в той или иной области; 2) сознательно применять такие методы в организации труда, которые ведут к упразднению разделения общественного труда на "физический" и "умственный", на "управляющих" и "исполняющих"; 3) сознательно, планомерно упразднять деление общества на социальные и половые классы.