Поездка в Молдавию, 30 апреля - 9 мая 2005 г.
часть 1
Цель поездки - 1) понять причины конфликта в Приднестровье; 2) отдохнуть от Киева, оседлого образа жизни. Моделью для меня частично является образ Indiana Jones (из фильма) - профессора археологии, который в свободное время ездил на всякие раскопки и приключения. Моя "антропология" - социальная.
О нашем маршруте: путь лежал в сторону Кишинева, где на 2 мая мы договорились за квартиру. Если читатель посмотрит на карту крупным планом, то он увидит красной линией отмечен наш маршрут. Этап 1 - до Белой Церкви. Этап 2 - до границы с Молдавией, Могилев-Подольский. Этот город мы выбрали на карте потому, что он является одним из самых северных для Молдавии. Проехав Молдавию "вниз", мы намеревались увидеть побольше этой страны. Этап 3 - до Сороки. Этап 4 - до Кишинева. Этап 5 - до Тирасполя и Бендер. Этап 6 - до Умани (Украина). И затем 200 км до Киева.
Участники поездки - я и моя подруга Люда. Поначалу намеревались ехать втроем - я, Люда и мой бывший студент Славик. Намеревались ехать на велосипедах, т.е. до Кишинева на поезде, а по стране - на велосипедах. Славик отказался по причине здоровья. Скорее настоящая причина - интеллигентский обломизм. На поезд взяли билеты на двоих. Однако были билеты только на 29 апреля, отбытие, и 9 мая - отъезд. Это нас не устраивало, т.к. Люда училась 29 апреля, а 10 мая, утром, должна была быть в институте. Кроме того, билеты на поезд, с приходом к власти Ющенко-Тимошенко, подорожали в 1,5 раза. Выгоднее ехать было бы в автобусе: 330 гривен на поезде, против 240 на автобусе. Решили поехать на мотороллере, т.к. это еще дешевле и удобнее с выбором маршрута и временем поездки. Негативная сторона - минимальная физическая нагрузка, по сравнению с велосипедами. Людям умственного труда необходима физическая тренировка, которую удобно предоставляет велосипед.
Когда мы выехали 30 апреля, на спидометре стояло 2105 км. Когда приехали в Киев, 9 мая - 3452 км. Итог: около 1350 км. При стоимости бензина около 10 гривен за 100 км, мы потратили на проезд около 140 гривен. Итак, первая фотка - мы на старте, выезжаем из Киева 30 апреля. Для этого похода, мы специально пошили сумки, по примеру велосипедных. Туда мы положили спальники и вещи для смены, а позади на багажник - палатку. Когда стало жарко в Молдавии, на багажник мы положили также наши теплые куртки. Также, там лежала железная палка, для самообороны, и накидка на мотороллер - не понадобилась, хотя следовало использовать во время стоянки под дождем.
По пути мы видели много животных. На первой фотографии - Люда с лошадью. Она ее жалеет и любит наверное больше меня. Она с животными говорит и понимает их язык. На второй фотографии - только один аист, хотя, когда Люда указала на гнездо, там было два. Один улетел, пока я вынимал фотоаппарат. Птицы селятся вверху потому, что это безопасно.
В первый же день произошла поломка. Лямка для сумок начала расстегиваться, хотя мы предварительно сумки испытали, поехав в Переяслав-Хмельницкий - около 180 км, туда и обратно. Пришлось по дороге снять лямку, и зашить сумки вместе. Это мы сделали быстро и дружно. На фотографии - мы вместе, после первого испытания. Сумки на мотороллере.
Дальше начались первые раздоры. Где остановиться на ночь? У Люды вообще нет опыта в этом вопросе. Она настаивала на том, чтобы ждать, пока лес подойдет к дороге. Я по карте указал ей, что леса который подойдет к дороге нет, и тот лес, что мы видим и есть то, что показано на карте, хотя кажется, что он совсем рядом с дорогой. Потом, когда мы почти въехали в следующее селение, она убедилась, что я был прав. Поэтому, мы чуть вернулись, и остановились в зарослях, перед этим селением.
Самое главное в походе - самообладание, умение держать себя в руках, думать не "вообще", т.е. абстрактно, а в данной ситуации. Кроме того, демократия должна быть умеренная, т.к. один намного из участников похода более опытен, чем другой. Например, я лучше ориентируюсь по карте, чем Люда. Более того, у меня есть опыт остановки на ночь в незнакомой местности. Лидер похода должен уметь прислушаться к мнениям других, провести разведки различных вариантов (например) ночлега, и затем выбрать оптимальное решение, полагаясь на свою интуицию. Например, главный критерий, при остановке на ночлег - безопасность.
В нашей маленькой компании получалось, что Люда ратует за равноправие, но это когда дело касается равного права управлять мотороллером. Когда же дело касается того, чтобы заботиться о нем - помыть, заменить масло, снять ограничитель скорости, и т.д. - то делаю это я. С другой стороны, я меньше всего уделяю внимания приготовлению пищи, а кушаю наверное больше чем она. На первой фотке - Люда в палатке, первый ночлег в зарослях. На второй фотке - цветы и березы вечером весной. Это наверное было мое состояние души.
Мы проспали без тревог. На природе органы чувств обостряются, просыпаешься при любом подозрительном звуке. Организм программирует себя вставать с птицами, с солнцем. Образуется здоровый биоритм.
Мы проехали с десяток километров и наткнулись на горную речку - Южный Буг. С утра мы не умывались, и поэтому я решил остановиться. Я пошел купаться, а Люда грелась на солнце. Ехать на мотороллере холодно, хотя вокруг тепло. Вообще, моя привычка купаться зимой очень помогает в походе. Например, я мог купаться в Кишиневе на квартире, где не было горячей воды. Обывателям нужно воду подогревать.
Начав двигаться, мы увидели скалу, в которой было много гнезд ласточек. Рядом стояла церквушка. Это было красиво. Однако, на фотографии удалось схватить только общий план, а ласточки оказались не видны. Как видите, нас привлекала в походе не только социальная проблематика, но и "живность" - птицы, лошади, деревья, цветы, реки и т.д. "Нас тогда без усмешек встречали все цветы на дорогах земли"... Кстати, нам повезло - за все время похода практически не было дождей, только в последний день, 9 мая, лил дождь с перерывами. Но это когда мы уже возвращались домой, значит не страшно было намокнуть. У Люды зуб на зуб не попадал, и два раза она таскала меня в кафе, "напиться горячего чая". Тут проявилась ее слабая сторона: при неудачах она быстро унывает. Например, когда первые несколько раз она не могла найти кафе, где есть чай, у нее испортилось настроение. Плохая привычка. В жизни надо ожидать, что столкнешься с трудностями, особенно в походе.
Вообще, в наших кафе - бывших столовых - плохой сервис. Чая либо вообще нет, либо подают без сахара: "забыли взять", объясняет официантка, и берет с нас по рублю за стакан. Продают в основном алкоголь, разных сортов, а на верхней полочке - как на иерархической лестнице - красуется водка "Гетьман". Поэтому, мне понравились несколько молочных кафе в Бендерах. Внутри чисто, молочные продукты разных видов, пирожные, можно посидеть и почитать книгу. Музыка не напрягающая.
Наша страна гордиться своим революционно-военным прошлым. Например, типичны такие памятники как военные самолеты и танки. Однако, от наших боевых традициях осталось то же, что и от самолета на фотографии - лишь вывеска. Внутри все разбито и разрушено. Если бы Германия сегодня напала на то, что осталось от СССР, победа была бы за Гитлером. Современные фюреры не глухи к этому факту. Я думаю, что мы праздновали "60 лет Победы" с такой помпой именно потому, что пытаемся устрашить будущих агрессоров, напоминая им судьбу фашистской Германии. Не зря Путин так обнимает Буша на параде Победы в Москве. Думаю, что "наша" бюрократия с агрессорами будет за одно...
Дальше, на отдыхе возле дороги, Люда упражнялась в познании миниатюрного мира. На фотке - колючка. Когда рассмотрена вблизи, очень интересная штучка. Что-то сказочное кроется в этом. Микромир.
Мы пересекли границу в Могилев-Подольском. Я думал, что будут проблемы в мотороллером, т.к. у меня нет на него регистрации. Но чиновник об этом не знал, т.е. что это есть повод для взятки. А я уже вспоминал фразы типа "всякий вопрос имеет цену", или "давайте решим этот вопрос взаимовыгодно" (эти фразы мне подсказал один мой студент). На молдавской границе пограничники были дружелюбнее. Они были удивлены, что мы к ним на мотороллере из Киева.
На молдавской стороне, нам сразу стало жарко, и мы сняли теплые куртки. Оказалось, что в Атаках (это напротив Могилев-Подольского) - живет много цыган. Мы вначале думали, что они - молдаване. Когда мы вернулись к границе, чтобы поменять деньги - было воскресенье, 1 мая, пасха - таксисты подсказали, что надо ехать в село Унгры (или Унгурь). Там - хорошее вино, река Днестр, женский монастырь. Дальше - в Руды, там также вино и пещеры. Дальше - в Сороки, там крепость. Это и определило наш маршрут. Вообще, можно заметить, что таксисты - не глупый народ. Аналогично и моряки. Все люди, кто путешествуют, знают людей (их психологию), знают местность, достопримечательности края.
Когда мы ехали в Унгры, мы думали, что таксисты над нами подшутили - такая плохая была дорога. Рытвины. Скорость - километров 30. Но когда приехали, то оказалось, что все в порядке. На окраине, я зашел к охраннику, и спросил, можно ли у него купить вина. Он сказал: 10 лей за литр. Но была Пасха. Он позвал Люду, и мы посидели вместе с его знакомым, покушали что было на столе, и выпили много домашнего вина и кваса. Мы выложили сыр и хлеб. Потом приехал местный "лидер" - человек, на которого работает охранник. Позже, Володя - кум охранника - рассказал, что "лидеру" дали на 30000 лей хорошо отремонтированные амбары, а ему - на 35000 лей - развалины. Вот это и есть "раздел колхоза".
У лидера теперь есть несколько "манов" (от названия грузовика "MAN"). На него работают люди в селе. Лидер ездит на машине "Нива". Охраннику он платит около 75 гривен в месяц, и это после повышения (т.е. около 15 долларов). Зарабатывают люди на стрижке яблоневых деревьев - около 100 долларов в месяц. Цены в Молдове примерно такие же как на Украине.
Мы вместе с Володей и охранником Игорем сделали несколько фото на память, которые я ему выслал, после приезда в Киев. На первом - Игорь, Люда и Володя. На втором - кумовья Игоря, по краям, а в центре Володя, Люда и Игорь. Люда поднимает бутыль с молдавским квасом (очень вкусный!). После обеда, на пьяную руку, мы поехали смотреть "зеленую крыницю" и женский монастырь. Заехали к Володе домой. Он дал нам много мяса и вина. На следующее утро, мы сжарили это мясо в вине, на костре, а также сделали шашлыки. Представьте: сок мяса и вина! Это показало нам гостеприимство Молдавии. (Перед поездкой в Молдавию, мать Люды предостерегала ее, типа "смотри, там цыгане".)
Ночевали мы возле женского монастыря и кладбища. (Из одного старого венка, из проволоки, я сделал шампур для шашлыка; поход вынуждает к изобретательству.) На утром разговорился с монашкой, которая пасла коров. Ее звали Таисия, она была молода и красива. Оказывается, можно было зайти в монастырь на ночлег. В монастыре очень крепкое хозяйство. Хорошо построенный скотный двор. Есть телята, коровы и быки, свиньи, кролики, петухи и куры. Как видно, государство помогает. Монашки тоже как видно не сидят сложа руки. Больше я видел их бегающими. Люда хотела знать, что они думают, когда видят сексуальную жизнь животных.
Затем, мы поехали в "зеленую криныцю". Это - очень чистый ручей, который впадает в Днестр. Вода вкусная. Затем, был подъем наверх, на главную трассу. Более пологий подъем нам показал родственник Игоря. Мы направились в Сороки (см. карту вверху).
Сороки - столица цыган Молдавии, в ней живет "барон" молдаванских цыган. Там мы увидели роскошные, но аляповатые дома цыган. Стиль - нечто подобное "барокко", но китч, целью которого - показать достаток. Сороки раньше были частью турецкой территории, и мы заехали в турецкую крепость первой половины 16 века. Тут мы поссорились с Людой. Причина - накопилось взаимное раздражение. Люда сравнительно со мной не аккуратна. Например, берет что-то в багажнике и не кладет так, как оно было. А это важно для малого багажника мотороллера. Вообще, нужен порядок. Она внутренне не созрела для дальних походов. С ее самоорганизацией, дальше киевской области не уехать. Чем лучше человек самоорганизован, тем дальше он пойдет, тем больше совершит. (Люда считает, что подобные замечания не должны выноситься на общественное обозрение.)
Также, в походе важно четко знать свои роли. Например, кто отвечает за ориентацию на местности? Если оба пытаются это делать, то возникают споры о том, куда ехать. На незнакомой местности этого толком никто не знает, поэтому приходится полагаться на интуицию. Интуиция вырабатывается с опытом. Есть множество мелких примет, которые опытный глаз может схватить, сопоставить вместе и сделать вывод.
Примечательно, что хотя на входе в крепость была написано, что вход - 1 лея, никто не собирал денег. Это - типичное для наших стран разгильдяйство. На этой бесхозяйственности, мелкие и крупные хозяйчики делают деньги. Они учат народ быть хозяевами. Пусть потом народ возмущается, что у "лидера" - "маны". Народу дали все в 1917. На фото справа - вид крепости изнутри. Внутри, в комнатах, было холодно, даже плесень, хотя снаружи было тепло. Чувствовалось дыхание средних веков. Эту крепость, эти массивные бойницы, разрушил человеческий Ум, конкретнее - порох. Великое дело - развитие производительных сил. И сегодня надо надеяться на это...
Дальше, из Сорок мы приехали на Кишинев. Это - около 120 км, по плохой трассе, хотя на карте - это одна из центральных дорог в Молдавии. Усталость накопилась, попа болела, мы останавливались каждые полчаса. Ночью в Кишиневе, болела спина. Спину и ногу тянуло, как при радикулите, нельзя было спать, я начал думать о "тетрафармаконе" Эпикура ("боль можно превозмочь"). Люда дала обезболивающую таблетку "Кетанов", и это помогло больше. Советую всем иметь с собой в опасном походе.
Когда въехали в Кишинев, надо было позвонить. Оказалось, что стоимость телефонных разговоров - карточек - очень высокая. Поэтому, я заплатил 5 лей встречному парню и позвонил с его мобильного 2 минуты.
Мы остановились у подруги знакомой преподавательницы английского языка. Она оказалась интеллигентной женщиной, ударенной в мистику. Это - модно среди нынешний деградирующей интеллигенции, при этом воображающей о себе черт знает что. С видом знатока, наша хозяйка объяснила Люде, что мужчины "духовнее" женщин, а женщины "душевнее" мужчин. Самое живое что у нее было дома - это коты: три малых котенка, двух из которых она продала через день. После наших рассказов о встречах с "зелеными" коммунистами, она начала подыгрывать нам, показала статью о "ноосфере" Вернадского. Когда я попросил ее определить этот термин, она сделала это хуже, чем я. Мое определение подтвердилось из последующего прочтения статьи. С нас она взяла 10 долларов за день (мы были в Кишиневе 3 ночи, два дня).
После посещения квартиры "интеллигенции", думаю, что война будет ей на благо. Ремонту эта квартира вряд ли подлежит. Война разрушит эти прогнившие дома, эти замороченные "духовностью" души, этих людей. Думаю, что: 1) если этой интеллигенции будет платить другой "хозяин", то постепенно она начнет петь совсем другую песенку; 2) эта интеллигенция, по большому счету, давно перестала быть интеллигенцией, в смысле передовым умом нации. Она - умственные холопы. Эти люди не ведут вперед, а назад: в религию, в мистику. Они даже не ведут, а как бы роются "в деталях", с таким "знающим видом". Пускай мертвые хоронят своих мертвых.
В Кишиневе, я наметил встречу с Валерием Косаревым. На него я вышел через сайт НБП в Молдавии. Искал я "левых в Молдавии", через Google. Из полемики с "нацболами", я узнал, что Косарев - марксист, в газете "Коммерсант Плюс". Это - один из центров движения "Patria - Родина". Это я узнал из статьи в "Левой России".
По службе информации, я нашел телефон газеты и вышел на Косарева. Он пригласил меня в это же утро в редакцию. Мы пообщались около полутора часа. Я узнал, что он - из "зеленых" стал марксистом. Раньше работал на ПКРМ (Партия Коммунистов Республики Молдавия). После победы их на выборах в 2001 г., он ушел из редакции газеты "Коммунист" (или, его вытеснили), и стал работать журналистом в "Коммерсант Плюс".
Косарев подарил мне несколько номеров газеты "Коммерсант Плюс" и пару своих статей. Газета - в оппозиции к режиму "коммуниста" Воронина, против блока ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), направленного против России. Таким образом, газета занимает пророссийскую, антиимпериалистическую позицию. Представительной тут является статья Косарева "Антропология существования: бегство зайца от лисы или спасительные когти" (в номере за 15 апреля 2005). Речь идет о том, что Европа хочет вмешаться в переговорный вопрос вокруг приднестровского конфликта. 22 апреля был проведен "саммит" Грузии, Украины, Азербайджана, Молдавии в Кишиневе. На нем были озвучены "предложения Ющенко", которые заключается в том, чтобы вывести из региона войска России и ввести туда войска НАТО. Понятно, кто стоит за подобным предложением. Следуя, наверное, взглядам изложенными у Шон Герваси (Sean Gervasi, 1996), Косарев излагает, как Германия планирует разделить Европу на "зоны": более промышленные, менее промышленные, агрикультурные и источники сырья. Молдавия, и мы, Украина, - конечно в третьей, наиболее отсталой, наиболее эксплуатируемой зоне. Косарев пишет так: "идет расчеловечивание общество, "больных" остатками социализма и элементарной общественной солидарности". Автор призывает нас перестать быть "кроликом, умеющим просить морковку и ждать, когда из него приготовят шашлык". Выход - "вонзить когти в горло врагу". Однако, что эта метафора означает в действительности?
С Косаревым мы разошлись во взглядах на книгу Лимонова "Эта я - Эдичка". Косарев считает, что эта книга снимает табу, без которых человеческое общество превращается в скот. Я считаю, что признак революционеров - "снятие табу". Эта книга Лимонова мне понравилась, т.к. правдиво отражает мир эмигранта. В ней видны различные унижения и, как следствие, вскипание революционной ярости.
После разговора с Косаревым, мы пошли в центральный парк города, отдохнуть и подкрепиться едой из супермаркета. Люда фотографировала собор. Я разговорился с молодым человеком, который сидел на лавке возле нас. Это был американец, волонтер из "Peace Corps". Оказывается, США уже настолько заинтересовались Молдавией, что прислали сюда около 160 своих добровольцев. Наш спор с молодым человеком шел вокруг преимуществ или недостатков социализма. Он считает, что переход на рельсы "свободного рынка" обеспечивает странам бывшего советского блока процветание. Как пример, он указал на Польшу, Венгрию (о которых он знает понаслышке от других туристов). Я считаю, что переход к "рынку" обеспечивает деградацию, для населения и экономики бывших "соц." стран, и как пример указал на ту же Молдавию, где мы сейчас находимся, или на Украину, где я живу, или на Россию, которой я интересуюсь. Он спросил меня, что может сделать социализм для "простого Джо". Для "простого Джо", его отца, американский капитализм предоставил возможность купить дом в Сан-Диего и яхту - океанский "Hunter" 44 футов. Я сказал, процветание США после Второй Мировой Войны обеспечивалось эксплуатацией большей части мира. Он возразил, что СССР также эксплуатировал большинство стран, на которые он имел влияние, и это - закономерная часть глобальной политики. К сожалению, в вопросе об эксплуатации СССР по отношению к другим странам наш молодой американец частично прав. Например, имел место неэквивалентный обмен между СССР и такими странами как Югославия после Второй Мировой Войны. Сегодня, мы видим как российская политическая и культурная элита пытается эксплуатировать различные малые народности на территории бывшего СССР, чем вызывает против себя волну справедливого национализма.
Через Косарева, мне дали телефон Владимира Москалева, одного из лидеров партии КПМ-КПСС. Партия, по его словам, пытается возродить коммунистическую партию в Молдавии. В нее устремляются все те, кто не согласен с политикой проводимой ПКРМ. Главный лидер КПМ, Игорь Кучер, на данный момент в тюрьме Владимира Воронина. Официальное обвинение - укрывательство оружия и врага государства, офицера МГБ Приднестровья Д. Соина. Не официальная же причина - как видно в том, что партия власти боится конкуренции со стороны более левой организации.
С Москалевым мы встречались на следующий день. Он произвел впечатление самого образованного человека. По профессии он - программист, настраивает почтовую программу Молдавии.
Москалев призывает к сотрудничеству с Россией. Указывает на ГУАМ как на "разделительный пояс" между Европой и Россией. Нашим странам готовится судьба сырьевого придатка. Игорь Кучер - лидер КПМ - один из акционеров табачного комбината, т.е. бизнесмен который пошел в политику. Программа КПМ сводится к: 1) государственному контролю за производством; 2) усилению профсоюзного движения; 3) передачу предприятий под "народный контроль". Причины Преднистровского конфликта Москалев видит в "национальном угаре", охватившем Молдавию в начале 1990-х. Однако, это объяснение на самом деле не объясняет причины возникновения "угара", и не только в Молдавии. Решение приднестровской проблемы Москалев видит в "федерализации Молдавии". Это по видимому означает равноправие Приднестровья и официального Кишинева. В отношении собственности, Москвалев против пересмотров итогов приватизации, что должно обеспечить за кланами Смирнова и Воронина главную часть собственности в бывшей МССР.
В общем, позиция КПМ-КПСС - не революционная. Мне кажется, что КПМ близка к "социалистам" на Украине, т.е. умеренной оппозиции слева, "левоцентристская" партия. Подобные партии, как видно, выражают интересы бизнесменов средней руки и "демократической интеллигенции". Не думаю, что режиму Воронина следует особенно опасаться КПМ-КПСС.
После 3-4 часов политического интервью с Москалевым и его товарищем по партии, мы с Людой захотели посмотреть на культурную жизнь Кишинева. Перед ЦУМом выступали артисты. Форма выступлений - либо национальная молдавская, либо копирование американской культуры (рэп). Таким образом, сегодня в Молдавии господствует либо фашиствующий национализм, либо империализм США. Однако и в этой скудной альтернативе случаются приятные, творческие "изгибы". Например, на фотографии справа мы видим одетых в черные халаты людей, что символично, что схоже с тем, что я видел в Югославии (Белграде) в 1991 г.
Дворцы Парламента и Президента находятся друг против друга, на главной улице Кишинева, Штефана чел Маре (Стефана Великого). Стефан был первым царем, который объединил Молдавию, создал ее государственность. Один наш знакомый рассказал, что памятник Стефану приезжали разводить попы с его женой, которая кажется была не той веры или национальности, которая угодна официальному Кишиневу.
На фотографии справа - здание администрации Президента Молдавии (сегодня - Владимир Воронина). Слева - здание Парламента. Недалеко мы заметили посольства России и Украины. У России более официозный особняк, чем у Украины. Сказывается выпендреж.
В центральном кинотеатре Кишинева ("Patria") идет "американская фигня", фильмы типа "Константина". Фильмы о Второй Мировой Войне (мы были в городе 4 мая) - только утром, когда никто не ходит в кино. Вместе с тем, официально проводится пропаганда того, что мы якобы не забыли эту войну. В холе кинотеатра - советские плакаты Второй Мировой Войны (ВМВ), которая ложно названа "Великой Отечественной". Ложно - потому что надо было давить империалистов вообще, а не помогать одним империалистам бить других. Вспоминаются слова Высоцкого:
И когда наши девушки сменят шинели на платьица
Не забыть бы тогда, не простить, и не растерять.
Увы, мы забыли и растеряли. Поэтому, будем опять проходить то же самое, но суровее... Против Югославии в 1999, и против Ирака, США применили боеголовки с обедненным плутонием. Это - "грязное" атомное оружие. Последствия - заболевания раком у солдат и у местного населения.
Возле кинотеатра Люда познакомилась с молдавским солдатом, который показал ей изнутри БТР, что стоял рядом. Когда мы спросили у солдат об экспонатах мин, что стояли рядом, не создалось впечатление, что они знают что это такое и заинтересованы в своем деле. Они объяснили нам, что они - разведчики. Как будто разведчик не должен знать о минах! Но их ответ - типичная забюрокраченность армий после-советских режимов.
Мы все же решили попытаться найти другой кинотеатр, и таким образом объездили город, на мотороллере. "Слова пророков написаны на стенках метро", гласит одна из американских песен. На графити слева мы увидели чувства современной молдавской молодежи. Но кто им, и нам, объяснит, кто есть эти "разжигатели войны"?
Ведя мотороллер несколько улиц против движения, мы приехали в "Парк Славы", где похоронены солдаты ВМВ (Второй Мировой Войны). Это - лучше, чем смотреть либо пошлые американские фильмы, либо старые советские фильмы. Видели много рядов белых могилок с красными звездами. "На братских могилах не ставят крестов, и вдовы на них не рыдают"...
В парке к нам подъехали местные школьники, на мотороллерах. Хотя их машины мощнее нашей (150 кубов и более), за городом они никогда не были. Гоняют по городу, удирают от полиции. Они рассказали, что их аппараты - ворованные, из Италии и Германии. Делать в Кишиневе нечего, в основном люди едут на заработки в Россию, в Европу. Один наш знакомый смог заполучить себе румынский паспорт, что позволит ему без виз поехать в Европу, батрачить на Запад. Когда я попытался поговорить не об индивидуальном пути к выживанию, а общественном, меня не поняли. Ребят спугнули менты, которые подъехали на "кутузке". Мы также скорее покатили, но в другую сторону. Люда боялась, что я оставлю ее парке.