РКСМ(б)
4. Организация
Теория и практика
П. Былевский, в "Заметках по вопросу о так называемом госкапе", призывает соединять нас "самообразование с революционной практикой".
Что есть "революционная практика"? Марш "Антикапитализм - 2004", или изучение ошибок РКСМ(б)? Следовательно, что есть теория - изучение "трактатов" Былевского, или изучение реальных производственных отношений в бывших "социалистических" странах? Мне кажется, что правильный ответ - это второе.
Практика и теория относительны друг друга. Когда движение только становится, находится в начальной стадии развития, теория может быть только абстрактной. Аналогично и практика. Практика, сегодня, может заключаться в военно-спортивных мероприятиях. Это может быть бег и купание в проруби зимой, футбольные матчи и туристские походы летом. Походы на горных велосипедах (байках) популярны среди интеллигентской молодежи. Всё это далеко от официальных "коммунистических" "мероприятий", вроде марша "Антикапитализм - 2004".
Былевский гордится тем, что принадлежит к "реальной компартии российского масштаба":
“Госкаповцы”, как и все сектанты, любят критиковать КПРФ, а также РКРП и другие партии Роскомсоза как “старые”, “сталинистско-брежневские”… Однако это реальные организации российского масштаба, а критики относятся к группам студентов, публицистов, активистов тред-юнионистского движения (хотя могут называть себя и “партией”, и даже каким-нибудь новым “интернационалом”). Но ни политического веса, ни многочисленных сторонников у них нет.
Хорошо, утешает себя представитель любой секточки, группочки, сегодняшнее состояние – не показатель. Любая могучая компартия проходила первоначальный этап, начинала с кружков, небольшой группы соратников. Главное – правильная линия, верная теория. Завтра за нами пойдут миллионы…
Спору нет. Весь вопрос в том, верна ли “линия” на самом деле или только в собственном воображении. Правильна ли “теория”, или это просто любительский пересказ набора чуть подновлённых старых тезисов, давным-давно отброшенных историей на свалку.
И все таки, вопрос за теорией, а не за "реальной компартией российского масштаба". Вопрос за качеством идей, а не за количеством членов.
Аргументация Былевского напоминает аргументацию поэта Д. Черного, который публикуется на сайте РКСМ(б). Вот вопрос к нему:
Скажи, пожалуйста, почему при ярко выраженном радикализме твоих текстов и образа мыслей из всех левых организаций ты выбрал СКМ, и, соответственно, КПРФ?
Ответ Д. Черного:
СКМ силен численностью, инфраструктурой, хотя и слаб идеологически, ленив инициативой. Но это не досужая критика со стороны - это внутренняя моя рефлексия как члена, как идеолога окружкома ЦАО. В КПРФ вступать лишь готовлюсь. КПРФ - единственная оппозиционная сила, способная что-то изменить в стране. Но изменить надо захотеть. Неконституционным путем - пока неактуально, нас слишком мало. Вступаю, чтобы захотели менять
Тут ведь железная логика: либо ты силен вместе с Партией, либо ты горд и умен, но слаб в своем честном одиночестве. Это и Маяковский писал. КПРФ при всей слабоватости и осторожности ее политики сделала довольно много за все поганое время. Но и другие партии делают позитив: они со своих колоколен критикуют и подсказывают политику, дух борьбы, не дают скурвиться.
Как мы видим, "силу" Черный противопоставляет "гордости и уму". "Сила", для него, в количестве членов организации, во влиянии в стенах Думы. Былевскому и Черному следовало вступить к КПСС, когда та была "сильна численностью, ифраструктурой". В Германии, они бы принадлежали к социал-демократам Г. Шредера. В Англии, они вступили бы в "Лейбористскую партию" Тони Блэра. В США, они были бы членами Демократической Партии. По любому, они были бы отголосками политики "национального" капитала.
Кого представляет КПРФ? В 1996 г. Зюганов говорит:
Мы спасем частную квартиру от грабителя, а частную лавку от рэкетира. Мы защитим русский коммерческий банк от иноземного "Чейз Манхеттена" или "Баварского банка
Какую идеологию исповедует КПРФ? Зюганов пишет:
"Воссоединив "красный" идеал социальной справедливости, являющийся в своем роде земной ипостасью небесной истины, гласящей, что "пред Богом все равны", и "белый" идеал национально осмысленной государственности, воспринимаемый как форма существования многовековых народных святынь, Россия обретет наконец вожделенное общественное, межсословное, межклассовое согласие и державную мощь..."
КПРФ, таким образом, представляет Российский капитал, прикрываясь национал-коммунистическими лозунгами. Подписываясь под КПРФ, Д. Черный "отсасывает" у Российского капитала.
Умирающий марш
Рассказ о марше "Антикапитализм-2004" показывает, партии типа КПРФ пытаются направить левые молодежные течение в "правильное" русло. Это русло выражается в административных, формальных мероприятиях:
Выступления были обыденные и скучные. Редкие прохожие дивились на такое действо и иногда останавливались послушать. Самыми благодарными слушателями традиционно оставались "люди в сером". Основные же участники митинга - сами левые активисты - в большинстве своем просто стояли или же беседовали друг с другом. Чувствовалось отношение к мероприятию как к занудной, но необходимой обязанности.
За этой молодежью стоят "организаторы", которые пытаются угодить США:
… Затем схватили американский флаг и попытались его поджечь. Гореть он начал неплохо, но перепуганные организаторы чуть ли не с матюгами затушили его.
Акцию организует "МЛФ" - Молодежный Левый Фронт. Это организация, за которой стоят бывшие молодежные лидеры из КПРФ. Их задача - вымотать молодежное движение. Подобные акции - громоотвод для нынешнего правящего режима.
Но что же делать, спрашивает автор статьи "Умирающий марш":
Это ж нужно идти к людям, пытаться расшевелить их, пытаться понять их интересы, их желания, их предрассудки, причины всего этого.
Да, нужно держать одну руку на пульсе народа. Но главное - теория. Этого не понимает автор "Умирающего марша". Надо расставить приоритеты. Первое - научиться концентрировать свое внимание на теории, научиться самостоятельно мыслить перед компьютером, научиться рассказывать свои мысли другим людям. Вторичное - это понимание настроений в народе. Для этого достаточно работать и просто общаться с людьми. Для расширения горизонтов, если позволяют средства и время, можно побывать в "горячих" точках.
"Антикапитализм" - квинтэссенция молодежного левого движения в стране.
"Антикапитализм" есть есть пример того, как КПРФ водит за нос левую молодежь.
РКСМ(б) пишет:
Коммунистам необходимо активно воздействовать на сознание пролетариата, работать с пролетариатом, чтобы дотянуть его до такого уровня, который дал бы им возможность сознательного преобразования действительности.
Пролетариат является революционным субъектом в эпоху индустриализации, но не в эпоху информатизации и глобализации. Необходимо внимательно анализировать тенденции в развитии производительных сил в современном обществе, и соответственно, формирование новых людей, ведущих общество вперед.
пока мы не выясним этот вопрос, мы не сможем полноценно и осознанно работать, ибо не будем знать, с кем мы, собственно работаем, какие слои населения являются (должны являться) нашей социальной базой
Джордж Буш прекрасно знает кто есть его база. В фильме "9/11 по Фаренгейту", обращаясь к "лэди и джентельменам" одетым в вечерние одежды, он сказал: "Здесь собрались те, кто "имеют" и те, кто "имеют больше". Вы есть моя "база". Кто же есть база современного революционного движения?
Газета или сайт?
наиболее традиционным и эффективным инструментом воздействия на сознание являются средства массовой информации. Разбирая весь спектр существующих СМИ (радио, ТВ, web-сайты, печать, рассылки и пр.), мы вынуждены признать, что по соотношению “массовость — доступность” оптимальным вариантом для нас является всё же печать, газеты и журналы, а также, во вторую очередь, web-сайты. Кому-то, возможно, покажется, что сайтам следует уделять первостепенное значение. В пользу этого говорит минимальность усилий, затрачиваемых на создание и поддержку сайта, на доставку его содержимого. Однако до массовости Интернету ещё далеко. Повышенное внимание сайтам, конечно же, следует уделять постольку, поскольку среди сетевиков чаще попадается та самая интеллигенция, за умы которой мы собираемся побороться. Но не следует забывать о том, что интеллигенция для нас не самоцель, она необходима для работы с пролетариатом. И в этом смысле решающим фактором становится та массовость, которую в перспективе может получить газета. Газета сможет проникать во все слои общества и эффективно воздействовать на умы людей. Но для успешного решения этой задачи требуется решить целый комплекс проблем, в том числе и проблему финансирования, и — самое, пожалуй, главное — проблему распространения газеты. Подробнее эти тему лучше обсудить отдельно; стоит лишь предостеречь от механического подхода к решению проблемы распространения. Очень многое зависит тут не только от чисто технических мер вроде изменения цены на газету, организации подписки и т.п., но и от содержания газеты. Если газета получается низкого пошиба, не интересной людям и в то же время не повышающей их уровень сознательности, то никакими финансовыми, техническими или "идеологическими" мерами не сделаешь её лучше.
Наиболее эффективным современным средством воздействия на сознание являются сайты в комбинации с живыми лекциями, диалогами, просмотрами фильмов, обсуждением, и т.д.
Сейчас надо гоняться не за "массовостью", а за качеством. Значит, нужна не газета, а сайт, в сочетании с "семинарами", лекциями, и т.д.
"Минимальность" усилий в создании сайтов - только кажущаяся. На самом деле, чтобы написать статью - например о РКСМ(б) - нужно "перелопатить" много информации. Сейчас меньше усилий должно тратиться на чисто техническую работу, и больше усилий - на теоретическую.
Финансирование - не главная проблема (что доказал опыт многих изданий). И даже не распространение. Главное - содержание. Нужно сделать так, чтобы сайт повышали сознание людей. Нужна высокая сознательность, высокий теоретический уровень.
издание и распространение газеты, работа над ней в самом широком смысле должны стать основополагающими, связующими факторами в нашей организации
Это ленинское положение - начало 20 века - больше не верно сегодня. Сегодня эту функцию должен выполнять сайт.
Первые марксистские организации формировались именно вокруг печатных органов.
Именно: первые. Однако, РКСМ(б) на свой сайт смотрят лишь как на "визитку комсомола", а не как на организатор. Работа над сайтом - организующий и воспитывающий процесс. Необходимо "Сайтостроительство". Молодежь рвется к компьютерам, в Интернет.
Под изданием и распространением мы, конечно, не имеем в виду ту механическую штамповку номеров, которая имела место в организации до последнего времени, когда регионы почти не принимали участия в её выпуске, воспринимали газету скорее как нечто данное, а сами номера собирались скорее механическим суммированием отдельных разрозненных материалов. Нет, посредством газеты должна обеспечиваться живейшая обратная связь между регионами и Центром, заключающаяся в пересылке материалов и информировании о ситуации в регионе, обмене опытом, налаживании совместной работы и т.п.
Из "регионов", т.е. провинции, якобы может идти только "информация о ситуации в регионе", а из центра - конечно же теория и направление. Глупо. Нужна обратная связь между "центром" и "регионами". Именно сайт делает возможным обратную связь. Это есть отход от диктатуры центра.
Самая большая беда, с которой сталкивались многие наши растущие организации (зачастую неожиданно для самих себя растущие) — это “болезнь роста”, когда ячейка оказывается не способной переварить наплыв новых людей, занять их продуктивной работой. Такая неспособность ведёт, в конечном счёте, к анархии и гниению.
Значит, "рядовые" есть. Нет руководителей. А нет руководителей потому, что нет теории, стратегии, понимания цели. Кризис в РКСМ(б) - это в первую очередь кризис понимания цели. Поэтому, РКСМ(б) характеризует
бессистемность работы (деятельность ведётся урывками, вечерами после работы, учёбы и т.п., отсутствие планирования)
бесцельность работы (отсутствие сколько-нибудь ясного понимания наших стратегических и в особенности тактических целей, в т.ч. и целей, которые ставятся в ходе проведения конкретной акции)
Подводя итог организационным вопросам:
1. Практика сегодня - это отнюдь не участие в организациях типа КПРФ, РКРП, и т.д.
2. Участвую в акциях организованных этими партиями, например марш "Антикапитализм", мы погружаемся в неправильную практику.
3. Необходимо в первую очередь работать над теорией.
4. Организационная деятельность должна выражаться в создании адекватного сайта, а не в публикации газеты.
вопросы и ответы, полемика вокруг статьи "РКСМ(б)" оглавление