Поездка в Тульскую область и на Кавказ в августе 2001 года
Trip to Tula region and Caucasus in August 2001
Дорогой читатель! В ходе моего путешествия мне пришлось столкнуться с книгой Радищева "Путешествие из Питербурга в Москву" (или наоборот). В ходе своих путешествий, Радищев отражает социальную обстановку в России конца 18 века. С каждой из остановок связана какая-либо деталь тогдашнего уклада царской России. Хотелось бы, чтобы мои заметки имели похожий характер, но шли дальше Радищева в том, что я был вооружен цифровым фотоаппаратом, и значит могу показать основное из того, что видал (хотя и не все у меня было ума сфотографировать, как то например некоторые русские дороги, которые больше напоминают кирпичную свалку чем дорогу).
Итак! В дорогу со мной!
Первым делом я пообещал посетить товарища в Туле. С ним меня связывает многолетняя дружба на почве коммунистических убеждений. Мы оба, получив высшее образование, подались в рабочие, так как марксизм твердит о том, что рабочий класс есть наиболее передовой и революционный класс современности. Когда я говорю "рабочий" я не имею в виду наемного служащего, а действительно рабочие специальности. Например, мой товарищ прекрасно, даже с искусством, ложит кирпичи. Я также некоторое время был рабочим, например помощником столяра или доставлял почту. Но позже вышел из этого, как мне теперь кажется, заблуждения - о том, что рабочий класс есть действительно передовой класс современности.
Не желая ехать прямо в Тулу, а немного опять увидеть русскую деревню, я взял билет до Сухиничей. Это - около 180 км к западу от Тулы. Как обычно, я взял с собой моего друга - горный велосипед с палаткой (1,5 кг) и спальным мешком. Мы выбросились в Сухиничах около 1 часа ночи. Маршрут до Тулы указывала моя карта автодорог СНГ. Проехав до окраины города, я наткнулся на развилку. Указателей нет. Спрашивать некого, да и в ночное время редкая машина вряд-ли остановиться - ведь в России идет война, и бандитизм на подъеме. Поэтому, не долго думая, я нашел кусты у развилки, бросил свой спальный мешок на землю, и решил поспать до рассвета. По дороге иногда проходили веселые компании парней и девушек. Они горланили, и я боялся быть замеченным. Но этого не произошло, и вот я уснул на пару часов ночи.
Проснулся с рассветом, когда небо было еще полу-темное. Сработал будильник внутри меня. Уже можно было разлядеть мой вело, и как следовало собираться. Понежившись немного, я собрался. Ночью мне пришла мысль по какой из дорог на развилке надо ехать. Сравнив где центр города, я догадался, что надо ехать в противоположную сторону. Эту догадку подтвердила продавщица в магазине который работал круглые сутки недалеко от того места где я заночевал. Итак, в дорогу по России! Но, спрашиваю тебя - разве трудно поставить указатели на дорогах? В США они есть. Тут же часто приходиться ехать по интуиции и по подсказкам местных или других водителей. Таковы у нас дороги - зачастую без указателей.
Солнце только всходило. Это начало пути. Чтобы показать эту красоту, и символически для начала рассказа, я сделал первый снимок (Picture 1). Это то, как русские поля выглядят утром, на заре.
Russian field in the morning mist
Дорога из Сухиничей привела меня в Козельск, и дальше мне указали дорогу на Белев, которая на моей карте не была обозначена. Это была действительно не дорога, а мучение. Щебенка, выбоины, разбитые кирпичи. Нет указателей на развилках - один раз пришлось ждать машину, которые там редко ходят, чтобы узнать, по какой из дорог ехать. В пути я сел поесть - прямо у дороги, на которой за все время проехал только один самосвал, на самой медленной скорости. И хотя со мной были только хлеб и вода, и немного конфет к хлебу, они показались необыкновенно вкусными - ведь я так устал!
Дальше мой труд нашел вознаграждение. У дороги в гору чинил самосвал один человек. Я спросил у него, сколько км до Белева. Завязался разговор. Он узнал, откуда я. Пригласил в дом на чай. Он оказался дагистанцем по имени Искандер. Мне он был особенно интересен, ведь изначально я намеревался ехать в районы, близкие к Чечне, узнать больше о войне. Но день пути по щебенке и выбоинам отбил у меня охоту ехать на Кавказ. Гостеприимство Искандера и разговор с ним о причинах войны возобновил мое первоначальное решение податься, после Тулы, на Кавказ.
Это оказался не просто чай, а два вида домашнего сыра, вкусная яичница, мед, и конечно овощи и фрукты, которые его жена выращивает в огороде. Отношение к жене у него как к прислуге. Он приказывает, она молча исполняет. В разговор мужчин ни она, ни его дочка не вмешиваются. Они были в основном на кухне. Восток ... Чем-то напоминает описание роли женщин в "Одиссее" Гомера, где сын (Телемах) приказывает матери (Пенелопе) заниматься хозяйством, смотреть за работницами.
Искандер не одобрял действий чеченцев. Его племянник, служа в русской армии, был тяжело ранен в живот, подорвашись на мине (фугасе). Но Искандер также не одобрял действия русской армии. Он считает, что русские офицеры и генералы преднамеренно затягивают войну, так как получают "боевые" за каждые сутки. А это - большие деньги, для России. Около 900 рублей, т.е. $30/сутки. Он также поведал о том, как США замешаны в эту войну. Его товарищей, на "фурах", пригласили на границу с Ираном. Там они загрузились контейнерами с блоками "Marlboroгgh". Заплатив таможенный сбор за сигареты, они пригнали фуры в Чечню. Там они это выгрузили. Им дали по блоку, и сказали отваливать. Побоявшись быть убитыми, они уехали. По пути у его товарища кончились сигареты, и он решил закурить то, что ему дали. Открыв блок с "Marlborough", он обнаружил там сто-долларовые купюры. После этого, он продал фуру, купил заправку, отличный дом, и живет сейчас припеваючи. Такой рассказ поведал мне водитель Искандер.
А сам он уехал из Дагестана, т.к. в горах жить трудно. На русском поле намного легче. Сначала он был главным инженером колхоза, но потом увидел, что никто не хочет работать, и решал работать сам на себя. Вот он и чинил свой самосвал, для которого в деревне находится много применений. Искандер не будет жить бедно.
Он все просил, чтобы я попробовал все на столе, и не забыл мед. Он также сказал, что если я подожду пару часов, то жена сготовит мясо. Но ждать я не захотел. Я чувствовал себя немного не в своей тарелке. Опыт народной дипломатии дается мне трудно - привык я быть одним. Мы вышли в сад дома, где его дочь сделал следующий снимок меня с ним (Picture 2).
Together with a driver from Dagestan
Здесь я пытаюсь объяснить его дочери, как фотографировать. (Я бы назвал это фото "дружба народов".)
Искандер, посмотрев со мной на карту, упомянул, что я могу ехать в Минеральные Воды. Это запомнилось, как и его гостеприимство. Однако жена его, когда ей стало удобно присоединиться к разговору, была против, так как считала, что меня могут сделать заложником. В поезде до Сухиничей я слыхал подобные предостережения. Это вызывало колебания, как и предостережения одной из моих подруг в Киеве, которая училась в Пятигорске. Она придерживалась целиком расисткой точки зрения. Мол чеченцы - дикий народ, и был таковым даже в мирное время. Трудно преодолеть такие предрассудки и рассказы, но действительный опыт, гостеприимство Искандера, придало мне решительности ехать на Кавказ, после Тулы.
По пути в Белев (провинциальный городок) я встретил памятник недалеко от дороги. Сошедши с велосипеда, я увидел следующее:
Border of Tula region, sign from czarist times
Как видит читатель, это знак царских времен - вот только двухглавого орла, над короной, крестьяне сшибли, ненавидя что он обозначает. А современное русское правительство (Ельцин, Путин) возрождает эту символику. Вот куда докатилось современная Реставрация - в смысле как была реставрация Стюартов в Англии и Бурбонов во Франции.
Дальше я въехал в Белев. Там, меняя деньги, имел возможность убедиться, что государство предлагает нам наихудший курс доллара к рублю, по сравнению с частными конторами. Решил дальше не ехать на вело, так как, во-первых, дорога до Белева (70 км) забрала все мои силы, и во-вторых, по рассказам соседей которые живут у моего друга в квартире, он уезжает на дачу на выходные. А был четверг, и еще 100 км пути. Я подумал, поколебался, и принял решение взять билет на автобус. Там, на станции, ко мне присоединился алкаш. Я сидел на ступеньках, а он подошел, сел, и спросил, пью ли я водку, пиво. Нет. Разговариваю ли я? Да. И начал он рассказывать, что даже имея авто, нельзя заработать, так как бензин стоит дороже, чем крестьяне могут заплатить за услугу, допустим по доставке сена. Эта тема еще будет повторяться, и является важным указателем кризиса современной СНГ-ой экономики. Цены на бензин приближаются у нас к мировым, а цены на сельхоз продукты низкие. Государство якобы пытается не допустить голода.
За багаж - мой вело - водитель попросил 10 рублей. Я пошел в кассу разменять 100, и там за этот же багаж взяли около 17. Итак: лучше было договориться "по хорошему" с водителем. Но я этого не знал. Урок стоил всего 7 рублей. (около 25 центов), в то время как в Колумбийском университете брали около 1500 долларов за такие абстрактные уроки как мат. логика. Урок такой: лучше договориться с частником, чем с государством. Опять и опять, государство выказывает свою анти-народную суть.
Сложив вело в спец. сумку, которую я впервые увидел и купил в Испании в 1999 году, я сел на автобус, и более чем за 3 часа проделал 100 км. Какова средняя скорость русских автобусов? Они плохо выдерживают сравнение например с испанскими провинциальными автобусами. Это и вонь, и опоздания (изначально автобус подошел к месту посадки лишь за 5 минут до отправления и отошел с 20 мин. опозданием), и толкучка (не все получают места). Плохой аргумент в пользу "социализма", пусть даже бывшего. Ведь Испания пережила десятилетия фашисткого режима Франко.
Приехав в Тулу в четверг вечером, встретил товарища лишь на следующее утро. Его соседи дали возможность мне переночевать у него в комнате. Там царит полный хаос. Нельзя ступить на пол. Все завалено - пыльными книгами, шмотками, огрызками, монетами, сигаретами, мусором. Таков внутренний мир моего товарища, на данный момент. Ведь обстановка нашего жилища отражает нашу душу. Как оказалось, у него несчастья на личном плане - и смерть родителей, и распад его семьи (в которую он вложил много труда), и уход любимой к соседу. Соседи не понимают этого, и ругают его за бардак - ведь они купили ту часть квартиры, которую продала им бывшая жена. Полный обвал. Сейчас он стабильно работает дворником, расставляет торговые палатки, а также сторожит одну из них, ночью. Днем мы пошли на озеро, где я сделал следующий снимок:
My friend in Tula
И все же у этого человека сильный стережень. С ним можно оказаться под Курской дугой (говоря условно), и он не подведет. Программой моего визита было: обсудить мои статьи (которые я выслал) и ввести его в Интернет. В обеих пунктах - поражение. Мы ограничились тем, что он еще раз прочитал некоторые из моих работ (так как в первый раз читал невнимательно). И мы один раз пошли в И-т кафе. Он считает, что это для него преждевременно. Нужно созреть еще пару лет. Зачем ждать? Вместе с тем, он утверждает что общество еще не доросло до его идей. У меня сложилось впечатление взаимного непонимания, и почти нетерпения.
Наш главный враг - полная изоляция от людей с подобным мировозрением. Думаю, с этим надо бороться - в первую очередь, пытаясь их найти через И-т, но также через личные встречи в городе, и шире. Но мой товарищ целиком ушел в повседневную жизнь, ее мелкие заботы, как то починить телефон или еще одна женщина.
Продолжал я сомневаться в Туле, ехать ли мне в Ставропольский край? И решил, что да, так как там сердце современного конфликта в нашем обществе. Цель - говорить там с людьми, узнать о войне в Чечне.
Дальше я записал в записной книжке: "В городе, а тем более в селе, сегодня нет места для настоящей молодости. Молодость сегодня - на дорогах, в океанах, на войнах. Молодость - в поиске, и следовательно, в кочевничевстве, а вовсе не в оседлости. Возможно, мы вернемся к оседлости, но на много более высокой стадии развития. Надо искать путь - к яхтам, в космос, т.д."
С мои товарищем А. мы были на его даче. Противно мне все это дачное хоз-во. Личная собственность и полу-курятники. Я чувстовал, как тону в этой трясине. Когда взял билет на Мин. Воды, на душе полегчало. Это - указатель верного пути.
Пытаясь узнать что-то о Тульской области, я купил местную газету. Во главе Тульской области стоит бывший ГКЧП-ист Василий Стародубцев. Он лобирует интересы председателей колхозов - той части, что против нынешней приватизации земли. А кроме Стародубцева, в газете новостей не было. Она работает по старинке, на дотациях. Читать нечего.
На следующий день мы тоже были на этих курятниках, что называются дачами. По дороге с озера, наблюдал как старушка боится за свой урожай, боясь что мы с А. намерены его забрать. Я сделал такое наблюдение: "Супружество прекрасно сочетается с личным, деревенским укладом жизни. Но уже в городской жизни - оно не в ритм. Это переходный период от личного к общему." Ведь подумай, читатель! Муж с женой работают вместе, на одном хозяйстве, в деревне. Но в городе этого уже не происходит. Они - в разных местах, и их объединяют единственно дети, забота о них.
Взял билет на поезд "Москва - Нальчик". Сел в Туле. Оказывается, этот поезд называется "Эльбрус", так как идет к этой самой высокой в Европе горе. В поезде подумал о том, что следовало бы более внимательно проложить курс - мой авто. карта не дает представление о топографии. В поезде предлагали: мед, очки, оправы, мягкие игрушки, фрукты, овощи, булочки, мороженное, пиво, мин. воду, сервизы, приспособление для консервации, кульки, халаты, майки, пирожки, колбасы, ряженку, казинаки, журналы и газеты, брошюры об изготовлении самогона, и т.д. Все это ходили по поезду люди, и предлагали. Следует заметить, что если они предлагали за 10 рублей 1,5 литра мин. воды, то в поезде проводница хотела за 0,5 литра ту же сумму. Лучше покупать у частника, чем у государства.
На перонах предлагали еще много разного. В Ростове мне сказали, что рядом стоят гробы с телами солдат из Чечни. Сейчас их стало поступать меньше. Шел дождь и наш поезд отправлялся. Поэтому я не стал идти смотреть.
С нами в Туле сели в "командировку" в Чечню военные. В поезде уже ехали пьяные, татуированные "контрактники" (отличный сырой материал для русских фашистов, РНЕ) и солдаты срочной службы, одетые, для маскировки, в милицейские брюки. Якобы там не война, а "беспорядки". Этим солдатам обещали дать в дорогу хорошую еду, но выдали лишь немного гречневой крупы. Денег вообще не дали. Зато контрактники пировали, и к ним присоединились молоденькие "срочники". Контрактники надеятся на квартиры где-то в России, например в Иваново. Им деньги выдали.
Родители призывников не знают, что их дети направлены в Чечню. Письмо из части в глубинку идет 3-4 месяца. А обратно ... В общем, каменный век.
Срочников отправляют в Чечню на 14 месяцев. Иногда снимают с боевых позиций, и отправляют в тыл. Это - праздник. "Боевых" больше не платят - что больше всего заботило моих собеседников. Начисляют "окопные". Это - что-то между миром и войной. Такова реальность там. А заплатят ли то, что начислили - это под вопросом. Опять - кумовство, лизоблюдство, подхалимство. Раньше за 1 день в Чечне начисляли 3 дня действительной службы, а теперь это сняли.
По дороге разговаривал с бывшим солдатом. Его дядя - один из правителей "Лукойла". Поэтому, этому парню светит квартира в Москве. Сначала он поработает в Волгограде, затем "заберут" в Москву. Кумовство - противно и завистно. Этот бывший солдат рассказал, что когда в новостях объявили, что взяли в плен наших (русских) 15-20 человек, то он слыхал, на радио-перехвате, что чеченец просил придти забрать 250-300 пленных русских солдат, так как их кормить нечем. Такая же ситуация с убитыми. Верить официальным новостям нельзя.
Бывший солдат также заметил: боевиков берут в кольцо, но уничтожить не хотят, дают выйти. Почему? Московские чины вымогают у чеченцев деньги? Иногда случается также, что части русской армии обстреливают друг друга. Затем, рапортуют потери и победы. Такова граммота наших генералов.
Контрактники продают чеченцам оружие. Их интересуют деньги, в первую очередь. Они наказывают: этим оружием можете стрелять по "срочникам", но если по нам, то мы вас уничтожим. Русские продают же русских. Как можно служить, когда знаешь, что тебя продают свои же? Когда начальство некомпетентно? Когда элементарная еда приходит через подхалимство или грабеж мирного населения? Все это объясняет почему это - уже не былая Красная Армия, почему они потерпели поражение в Первую Чеченскую Войну.