ГЛАВА 2: ШТУРМ БАСТИЛИИ 14 ИЮЛЯ 1789 ГОДА
1) Продовольственный вопрос в 1788-9 гг.
Общие причины Революции о которых речь шла выше для демократического населения Парижа проявляются как нехватка хлеба. Как видно такая форма кризиса специфична для феодального режима вообще, а не только для одной Франции; согласно Карлейлю, композитор Глюк "сознается, что лейтмотивом одного из лучших его пассажей в одной из лучших его опер был голос черни, услышанный им в Вене, когда она кричала своему кайзеру: "Хлеба! Хлеба!". Можно ожидать, что и современное общество дойдет до состояния когда оно будет кричать своим кайзерам "Хлеба! Хлеба!". Вопрос о хлебе насущном, таким образом, является не только основным требованием демократических слоев выходящим из оков феодализма капиталистического общества, но также основным требованием того общества что выходит из недр капитализма. В Австрии требования народа о хлебе прогрессировали до Австро-венгерской революции 1918-1919 годов.
"Засуха погубила урожай 1788 года", говорит Кропоткин, "и зима стояла суровая." В силу этого, т.е. в силу голода, по стране начали происходить крестьянские бунты. "Характер этих бунтов был почти везде один и тот же. Вооруженные вилами, косами, дубинами крестьяне сбегались в город и там заставляли землевладельцев и фермеров, привезших на рынок хлеб, продавать его по известной "честной" цене ... или же брали хлеб у хлебных торговцев и "делили его между собою по уменьшенным ценам" с обещанием заплатить после следующего урожая; в деревнях же иногда заставляли помещика отказываться на двухмесячный срок от взимания пошлин за муку или вынуждали городские управления назначить таксу на хлеб, а иногда "повысить на 4 су плату за рабочий день". Там, где голод свирепствовал всего сильнее, например в Тьерри, рабочие шли из городов снимать хлеб в деревнях. Часто взламывали хлебные амбары религиозных общин, торговцев-скупщиков или частных лиц и муку отдавали булочникам. Кроме того, именно в то же время стали собираться шайки, состоявшие из крестьян, дровосеков, а иногда и контрабандистов, которые ходили по деревням, захватывали хлеб, и мало-помалу они начали жечь земельные записи и принуждать помещиков отказываться от своих феодальных прав."
Положение народа перед восстанием можно резюмировать следующим образом: люди "живут на хлебе из мякины и на варенной траве", и поэтому они начинают опять опробовать силы с их непосредственным угнетателями.
2) Неспособность королевской власти
Королевская власть встречается с многочисленными неразрешимыми проблемами, среди которых выделяются дефицит бюджета, крестьянские восстания, и общая оппозиция буржуазии. Королевский долг равняется, в 1789 году, 4,5 миллиардов ливров. Ежегодные выплаты по нему равнялись 250 миллионов ливров, что составляет половину от всех поступлений в бюджет. Все это еще больше увеличивает дефицит бюджета. Где взять деньги? Обложить крестьян новыми налогами? Но они и так уже нищие и бунтуют. Возложить новые налоги на буржуазию? Но она отказывается регистрировать королевские эдикты в своих парламентах, а это тоже равнозначно бунту, который к тому же поддерживает народ.
Состояние королевской власти можно охарактеризовать как состояние паралича. Mallet du Pan, в своих "Memoires", пишет: "В Версале политические системы и идеи меняются каждый день. Никаких руководящих правил, никаких принципов. Солнце не освещает три дня подряд в Версале одних и тех же мнений. Полная неизвестность, вытекающая из слабости и неспособности." Королевская власть оказывается неспособной решать проблемы встающие непосредственной перед ней. Это есть одно из условий революции.
3) Созыв Генеральных Штатов
1789 год - это год созыва Генеральных Штатов во Франции, феодального эквивалента буржуазного парламента. Генеральные Штаты не созывались с 1614 года. Непосредственною причиною их созыва является дефицит королевского бюджета. Представители трех сословий королевства должны были договориться каким образом будет выплачиваться громадный государственный долг. Необходимо было привести государственные расходы в соответствие с государственными доходами, т.е. фактически, с феодальными налогами. Эти взимались в основном с третьего сословия. Поэтому, борьба вокруг вопроса о дефиците является фактически формой классовой борьбы между первыми двумя привилегированными сословиями (духовенством и дворянством) и третьим сословием.
Немаловажен тот факт, что прототипом для Генеральных Штатов образца 1789 года послужили провинциальные собрания. Впервые будучи учредены в 1779 году в Берри и в Верхней Гиенни, они в 1787 году распостранились по всем провинциям. В их главные обязанности входило распределение налогов и организация общественных работ. Средние слои буржуазии господствовали в этих собраниях, а это, среди прочего, означает что "подача голосов была установлена не по сословиям, а поголовная" (Олар).
4) Вопрос о порядке голосования
5 мая 1789 г.- начало заседаний Генеральных Штатов в Версале. Очень важная подробность отличает эти Генеральные Штаты от предыдущих: количество представителей от третьего сословия, т.е. фактически от буржуазии и крестьянства, равняется количеству представителей от первых двух сословий, т.е. дворянства и духовенства. Автоматически поэтому встает вопрос, как должны проходить голосования: посословно, что означает объеденение и дворянства и духовенства, обеспечивая гегемонию феодалов над третьим сословием на основной политической арене государства, или же голосования должны проходить поголовно, что означает объединение меньшинства духовенства и дворян с громадным большинством третьего сословия, обеспечивая гегемонию буржуазии на этой важной стратегической позиции. Наличие этой позиции обеспечивает моральный перевес третьего сословия над феодалами, т.к. его требования таким образом облекаются в легальную и даже конституционную форму. "Законность" всегда имеет магическое влияние над массами.
На следующий день после начала заседаний Генеральных Штатов, 6 мая, начинается борьба которая на поверхности выглядит как парламентские маневры, но на самом деле является скрытой формой гражданской войны между третьим сословием и дворянством. Эта скрытая борьба в ходе своего развития вырастет в открытую борьбу. Духовенство и дворянство решают заседать раздельно друг от друга и от третьего сословия. Духовенство конституируется в отдельную палату 133 голосами против 114; дворянство делает то же самое но с большим перевесом, 188 против 47 голосов. Суть происходящего: быть ли этому собранию представителей французской нации Генеральными Штатами феодального образца, где все вопросы решаются посословно, или же быть этому собранию Учредительным собранием нового, буржуазного общества. Ведь можно не сомневаться, что основная масса дворянства и духовенства которая проголосовала против посословных заседаний готова присоединиться к третьему сословию, которое в таком случае автоматически получает большинство. Таким образом, как мы видим, борьба из-за формы заседаний есть не больше и не меньше как борьба за господство в собрании либо аристократии либо буржуазии, а значит борьба за власть в государстве.
5) Вмешательство народа в политику
Другая важная подробность обстановки в которой начались Генеральные Штаты - это открывающаяся возможность для народа вмешаться в политический процесс. Во-первых, это происходит посредством выборов депутатов третьего сословия, во-вторых посредством составления и написания наказов для этих депутатов, в-третьих посредством организации комитетов выборщиков, которые, после того как они избрали депутатов (выборы для третьего сословия не были прямые) не расходятся, а продолжают встречаться, вначале в тавернах. В-четвертых, рядом с комитетами выборщиков продолжают встречаться демократические слои населения и обсуждать ход выборов, ситуацию вокруг Генеральных Штатов, и политику вообще. В Пале-Руаяле, демократическом клубе Парижа под открытым небом, даже был сооружен специальный деревянный навес, чтобы можно было произносить речи даже во время дождя; толпа, состоящая из мелкой буржуазии и санкюлотов, слушая очередного оратора, встречала "громом рукоплесканий каждое проявление недюжиной тредости". Так народ проявляет свою революционность. В-пятых, открытие Генеральных Штатов породило массу политической литературы; согласно Карлейлю, в Париже, "в лавке Дессена, торгующего пафлетами, нельзя добраться до прилавка, не поработав локтями; каждый час порождает свой памфлет или ворох памфлетов: "сегодня - 13, вчера - 16, на прошлой неделе - 92". В-шестых, Генеральные Штаты открываются в зале для "Малых забав", где помещаются 1200 человек депутатов и 2000 человек наблюдателей на галереях. Как говорит Жорес, "Зрителей собиралось множество, и у них вошло в привычку, сохранившуюся до самого конца существования Конвента, вмешиваться в обсуждение: это повышало престиж третьего сословия и ставило представителей под контроль и влияние революционного общественного мнения." Интересна также та особенность, что когда король захотел провести государственный переворот 23 июня (1789 года), то строжайше запрещалось впускать зрителей на галереи; войска охраняли все входы и выходы, впрочем как и все подступы к залу "малых забав". Из конюшен королевы на помещение были наведены пушки.
Вмешательство народа прямым образом в политический процесс не является специфичной чертой Французской революции, а является характеристикой Революции вообще. Вот что, например, свидетельствует Троцкий в своем предисловии к части первой "Истории Русской Революции": "Наиболее бесспорной чертой революции является прямое вмешательство масс в исторические события. В обычное время государство, монархическое, как и демократическое, возвышается над нацией; историю вершат специалисты этого дела: монархи, министры, бюрократы, парламентарии, журналисты. Но в поворотные моменты, когда старый порядок становится дальше невыносимым для масс, они ломают перегородки, отделяющие их от политической арены, опрокидывают своих традиционных представителей и создают своим вмешательством исходную позицию для нового режима... История революции есть для нас прежде всего история насильственного вторжения масс в область управлениия их собственными судьбами."
Итак, перед нами диалектика революционной эпохи: пробуждение масс к политической жизне, повод для которого создают правящие классы; за этим следует непосредственное и насильственное вмешательство масс в управление собственными судьбами. Какие пути, трещинки, в засохшем грунте общественного бытия найдут массы для такого вмешательста в политическую жизнь каждого конкретного общества - это является спецификой каждой конкретной революции. Во Франции конца XVIII века таким путем к пробуждению явилось открытие Генеральных Штатов; за этой политической завесой стоит острый экономический кризис. Одной из задач науки о Революции является проследить диалектику такого политического пробуждения на примере каждой революции, и таким образом попытаться предвосхитить возможные варианты такого вмешательства в будущем.
Каждый этап мировой Революции имеет свои причины, которые отличаются в некоторых чертах от причин предыдущего этапа Революции. Так, например, если Французская революция XVIII века разрешила проблему феодальных отношений, то Революция сегодня вызывается рядом других причин. То, каковы причины данного этапа Революции определяет и то, каковы ее задачи; вернее можно предположить, что причина есть потенциальная задача Революции, а задача есть реализация причины Революции, постольку поскольку реализация чего-либо означает отрицание этой сущности. Можно представить себе это отношение в виде оси, на одном конце которой мы видим "причину", а на другом конце "задачу". Совершенно понятно, что такое сложное явление как Революция может иметь комплекс причин и соответствующий комплекс задач.
То, что сказано о причинах - о специфике каждой для каждого этапа мировой Революции, - верно также и для метода вмешательства масс в область управления их судьбами, т.е. в национальную или международную политику. То, что вызывало энтузиазм у масс в XVIII веке -национальный парламент - то, с чем был связан революционный энтузиазм и большая доза иллюзий, сегодня вызывает только апатию и отвращение. То что способно пробудить массы к политической жизне сегодня есть нечто иное, и скорее всего оно должно иметь международный характер и быть связаное с войной. Так например повышение политического сознания людей во всем мире мы видим в связи с такими событиями как Вьетнамская война. Таким образом каждый этап Революции имеет свои специфические причины-задачи, свои специфические методы пробуждения людей к политической жизни, а также, надо добавить, свои специфические методы организации боевого отряда революционеров для решения тех задач которые стоят перед ними. Ведь вполне понятно положение о том, что каждая задача требует свои особенные пути для разрешения.
6) К первой попытке государственного переворота
Вопрос о форме заседаний в Генеральных Штатах, а значит и вопрос о форме голосования, а значит и вопрос о том, какой класс будет гегемоном в законодательном органе нации, подводит короля, а вместе с ним дворянство и духовенство, к мысли о государственном перевороте.
Логика событий такова: Третье сословие, следуя совету Мирабо-сына, пробует объединить свои заседания с духовенством, внутри которого, как мы видели по голосованию, дух оппозиции существующему режиму был более сильным чем среди дворянства. Однако елейное духовенство не идет на такое объединение, и формулирует контр-предложение, в котором "все три сословия призывались пойти на примирение, дабы сообща бороться с дороговизной продовольствия и обеспечить народу хлеб" (Жорес). Все это звучит вполне в духе современной пост-советской бюрократии, которая всячески призывает нас к практицизму. Но как для духовенства, так и для бюрократии, истинный смысл сказанного в следующем: "требуем отстранения народа от политики и сохранения статуса кво".
10 июня - аббат Сийес призывает третье сословие отказаться от бездействия и самостоятельно образовать Собрание, требуя, а не просить от других сословий присоединения. Статистика подтверждает более чем правоту его требований: третье сословие составляет 96% нации.
13 июня - "приходской священник Жалле и несколько других появляются среди депутатов третьего сословия."
17 июня - по предложению Леграна собрание состоящее в основном из депутатов третьего сословия принимает название "Национальное Собрание". В этот же день Собрание объявляет, что все налоги взимаются противозаконно, т.е. без его санкции, но что они могут продолжать взиматься "до первого дня роспуска этого Собрания, по какой бы причине он не произошел."
Такой оборот дел является объявлением войны со стороны третьего сословия королевской власте. Во-первых, принцип Генеральных Штатов, а значит с ним и господство феодалов, объявляется погребенным. Вместо него провозглашается парламентский принцип образования национального представительного собрания, а значит и господство "народа", т.е. буржуазии. Во-вторых, все существующие налоги объявляются незаконными; таким образом, королевская власть, которая ввела эти налоги и которая финансово опиралась на них, объявляется незаконной. Однако, буржуазное Национальное Собрание не хочет, в действительности, идти так далеко в отношении королевской власти; поэтому, оно объявляет что налоги могут взиматься до того дня, пока оно не будет распущено насильно. Тем самым, Национальное Собрание подстраховывает себя на случай насильственного разгона.
19 июня - день когда королевская власть решается на государственный переворот. В этот день, во-первых, 149 депутатов от духовенства, решаются присоединиться к третьему сословию. Во-вторых, видя такой оборот дел, дворянство направляет королю слезное жалованье: "Депутаты третьего сословия сочли себя вправе сосредоточить единственно в своих руках власть Генеральных Штатов, не ожидая содействия всех трех сословий и санкции Вашего Велиичества ..." В-третьих, в этот же день кардинал де Ларошфуко и архиепископ Парижский едут в Марли, к королю, для переговоров насчет плана разгона Национального Собрания.
20 июня - председатель Собрания Байи находит зал "Малых забав" закрытым для депутатов. Ему объявляется о подготовке заседания всех трех сословий вместе с королем. В этот день депутаты третьего сословия собираются в Зале для игры в мяч и клянутся не расходится, пока они не выработают конституцию. Скрытая причина для такой клятвы - предчувствие, что королевкое заседание может оказаться последним для настоящего Национального Собрания. Поэтому депутаты принимают еще одно решение, на этот раз конкретное и боевое, по сути вырабатывают тактику своего общего поведения: не расходится после окончания королевского заседания, а оставаться в зале и продолжать работу, несмотря ни на что. Иными словами, они предвидят приказ короля разойтись после окончания королевского заседания, где, естественно, последнее слово будет за королем.
Дар предвидения - это уже один признак зрелости для власти, который проявляют депутаты Национального Собрания. Они лучше понимают сложившуюся обстановку чем феодалы, хотя инициатива заговора, а ровно как и номинальное командование войсками, пока находятся именно в руках этих последних.
Однако предвидение, само по себе, недостаточно, чтобы взять власть. Требуется сила, которая подкрепляет наше понимание. На данном этапе революции такой силой является народ плюс французские солдаты, т.е. крестьяне одетые в солдатские шинели. Именно активная поддержка со стороны народа и солдат даст Собранию мужество противостоять королевской власти. Как считает Кропоткин, "Если бы не страх перед восставшим народом, двор, наверное, распустил бы Собрание, как это делалось не раз впоследствии: 18 брюмера - Наполеоном I и 2 декабря - Наполеоном III во Франции, а в самое недавнее время - в Венгрии и в России ... без ГОТОВОГО ВОССТАТЬ НАРОДА, без предварительной революционной работы, оставившей след в массах ... собрание представителей бессильно перед установленным правительством, с его сетью чиновников, с его послушной армией!" Не мешало бы генералу Руцкому и Руслану Хасбулатову прочесть эти строки перед тем, как решаться призывать "народ" на защиту здания Российского парламента в октябре 1993 года; если бы они понимали что-либо в революционной динамике, то они вообще бы не шли на конфликт с исполнительной властью, без существенной поддержки народа. Но зачем народу надо было умирать за генерала Руцкого?
7) Состояние армии перед восстанием
Для королевского собрания, которое должно состояться 23 июня, Версаль, а ровно как и Париж, наполняются войсками. Но что это за войска? Можно ли армию разглядывать отдельно от народа? Не являются ли проблемы гражданского общества также и проблемами армии, но только доведенные до крайности в связи с жесткой субординацией и регламентацией?
Армия, как две капли воды, моделирует гражданское общество; проблемы гражданского общества можно разглядывать как бы под увеличительным стеклом на проблемах армии. Здесь традиционно можно найти национальную вражду поощряемую высшим командованием, и хищение государственной собственности в особо крупных размерах, а значит и полу-голодное существование рядовых солдат, и полную несостоятельность командования в вопросах собственно военного искусства, и антагонизм между высшим командованием и основной массой солдат и офицеров. Все эти проблемы перенесены в армию из гражданского общества и имеют свое происхождение именно в нем.
Исследовать историю, состояние и проблемы армии - вот что предстоит нам, революционерам, если мы серьезно думаем о проблемах общества. Борьба за сердце солдата в предверии восстания, полководческое искусство необходимое в ходе самого восстания, а затем в ходе гражданской войны, новые формы организации революционной армии - вот для чего нам нужно знать армию. Ведь в конечном счете судьба Революции решается именно вопросом на чьей стороне сила, а значит люди в униформах в этом классовом уравнении играют немаловажную роль.
Жорес вот как характеризует состояние французской армии накануне восстания: "... именно для армии были более всего невыносимы дворянские привилегии: только дворян могли производить в офицеры; дисциплина была сурова; жалованье мизерное. Солдаты получали на свое пропитание всего по 8 су в сутки [и это при стоимости фунта хлеба 4 су!]. И большинство из них были вынуждены, чтобы прокормиться, дополнять свое жалованье, занимаясь каким-нибудь ремеслом в свободные часы, оставляемые им печальной жизнью в казарме, где они должны были провести восемь лет."
Проблемы французского общества отражаются на проблемах армии. Дворянство занимает привилегированные позиции, и это не в силу своего военного искусства а только в силу своего сословного происхождения. 135 тысяч солдат-крестьян получают из казны ежегодно около 140 миллионов ливров, а 12 тысяч офицеров-дворян получают такую же сумму; разница в жалованье больше чем 1:10. А ведь к жалованью присоединяются еще различные служебные и сословные привилегии, как например то уплата или неуплата налогов.
Кроме сословного неравенства и унижения, мы еще видим перед собой просто проблему выживания для рядовых солдат. Дневное жалованье солдата равняется двум фунтам хлеба. Поэтому солдат вынужден браться за дополнительную работу в послеслужебное время для того, чтобы прокормить себя, и возможно свою семью. Проблемы солдата в французской армии до революции одна к одному напоминают проблемы простого работающего человека в современном пост-советском обществе.
Когда человек не может прокормить себя на одной работе, он легко заражается революционными идеями. А таковых во французском обществе накануне восстания 14 июля было предостаточно. Мирабо следующим образом формулирует обстановку: "[сумеют ли правящие классы] заставить французских солдат оставаться бездушными автоматами, отгородить их от интересов, мыслей, чувств своих сограждан? Какая неосторожность в их образе действий - приблизить солдат к месту наших собраний, наэликтризовать их контактом со столицей, пробудить в них интерес к нашим политическим дискуссиям?..."
Здесь Мирабо даст нам, революционерам, четко понять, что нужно делать в отношении армии: "пробудить в них интерес к нашим политическим дискуссиям". Такое пробуждение возможно только при наличие политических дискуссий в передовых слоях общества вообще, как то в Пале-Руаяля, где Марат, читает народу "Общественный Договор" Руссо и вызывает бурные аплодисменты. Политическая грамотность народа - одна из основных задач революционера, ибо это означает также и политическую грамотность армии, что в свою очередь означает ее поддержка наших требований. "Двигателем прогресса является правда, а не ложь" - вот наше кредо, вот как оно прогрессирует, развивается, и означает завоевание власти.
Таким образом, состояние армии перед восстанием можно охарактеризовать как: 1) голодная, 2) солдаты социально унижены и без перспективы, 3) наэликтризованная политическими идеями, вместе со всем остальным обществом.
8) Что придаст смелости Мирабо 23 июня
Король проводит совместное заседание трех сословий 23 июня. На этом заседании, он анулирует постановления Национального Собрания от 17 июня как "незаконные и противоречащие институтам королевства" и приказывает всем разойтись после окончания его выступления. Третье сословие, как и было намечено раньше, не выполняет этот приказ короля. Посланик короля, церемониймейстер маркиз де Брезе, говорит председателю Собрания: "Мосье, вы ведь слышали повеление короля", на что Мирабо отвечает, " ... подите скажите вашему господину, что мы находимся здесь по воле народа и покинем наши места, только уступая силе штыков." Король не решается довести противостояние до его логического конца. Почему? Как мы узнаем, во-первых, что 11 солдат были заключены в июне в тюрьму Аббатства за то, что они отказались заряжать свои ружья боевыми патронами. Они подозревали, что их пошлют стрелять в народ. Во-вторых, согласно Карлейлю, который ссылается на выписки Национального Собрания от 10 сентября 1791 года, французская гвардия была не расположена действовать в этот день: "две роты не стреляют, когда приказано стрелять!". В-третьих, Артур Юнг, который путешествует в это время по Франции, пишет: "Войска отказались бы стрелять в народ". В-четвертых, мы узнаем у Кропоткина, что в карете у архиепископа Парижского, того самого который секретно ездил к королю в Марли подготавливать переворот, в этот день были выбиты стскла в карете, и сам он унес ноги от разъяренной толпы только благодаря резвости своих скакунов. Как пишет один из современников об этом эпизоде, архиепископ Парижский и хранитель печати были "освистаны, опозорены, оплеваны и осмеяны так, что можно было умереть от стыда и бешенства." Епископа города Бовэ чуть не убили камнем, брошенным ему в голову, и похожая участь постигла аббата Мори и депутата д'Эпремениля. Депутаты дворянства и духовенства были просто освистаны после королевского заседания.
23 июня примечателен тем, что король в этот день фактически навсегда потерял контроль над своими войсками, а значит и власть в стране. Однако, этот факт является еще скрытым и неустановленным для большинства. Революционная пропаганда, а еще больше повседневная жизнь простого солдата, сделали свое дело и солдаты отказываются стрелять в народ, а народ уже сам начинает самосуд над своими угнетателями. Жизнь перечеркнула слова Лукана, которые Руссо приводит в своем "Рассуждение о происхождении неравенства":
"Если мечом поразить повелишь мне любимого брата,
Иль дорогого отца, иль супругу с младенцем в утробе,
Сердце сожмется в груди, но исполнит рука приказанье."
9) Оформление многовластия
Национальное Собрание, впрочем как и любой другой парламент, неспособен организовать вооруженное выступление против существующего режима. И это по двум основным причинам. Во-первых, любой парламент (рабоче-крестьянский парламент, Советы 1905 и 1917 годов) состоит из множества партий представляющих множество классов и отдельные его прослойки. Поэтому, достигнуть согласия среди различных партий по такому вопросу как уничтожение существующего режима является нереальной перспективой. Во-вторых, в парламент попадают люди которые не являются по своей ментальности представителями наиболее угнетенных классов, т.е. резкими и непримиримыми противниками существующего строя. В парламент попадают люди умеющие лавировать и договариваться с другими партиями, дипломаты. Даже большевисткие депутаты в Думе не показали себя с лучшей стороны во время судебного процесса над ними.
Во Французской революции сознательной и продолжительной подготовки к восстанию, такой как мы видим на примере большевисткой партии, не было. Во французском обществе вообще не существовало понятия "партия" в современном смысле этого слова. В XVIII веке принадлежность к "партии" рассматривали как недостаток, ибо считалось что такие люди выказывают недостаток собственного мнения, отсутствие "независимости". На тот момент существовали клубы депутатов, комитеты выборщиков, различные образовательные кружки среди беднейших слоев населения, и они являлись прародителями той формы которую мы именуем "партия". Естественно, примитивные формы организации XVIII века не могли думать серьезно о том, чтобы направить русло истории по заранее подготовленному плану. До сих пор представители буржуазии в науке отрицают, что возможно сознательное вмешательство человека в стихийный ход истории. Их слепоте можно посочувствовать.
Хотя перед 14 июля и не было подготовки к восстанию, в смысле организационной и теоретической борьбы за революционные принципы, но был другой существенный момент предваряющий восстание - двоевластие. Состояние двоевластия в общем-то всегда существует в обществе раздираемом классовыми противоречиями. "Единовластие, необходимое условие устойчивости каждого режима, сохраняется до тех пор, пока господствующему классу удается навязывать всему обществу свои экономические и политические формы, как единственно возможные." (Л.Троцкий, "История Русской Революции") При подавлении хлебного бунта в Бетюне, звучит приказ "пли!", роздастся "сердитый стук прикладов об землю", и солдаты стоят "мрачные со странным выражением лица"; тут перед нами уже пример двоевластия на отдельном, местном уровне. Когда дело подходит к восстанию, то состояние двоевластия как бы более четко оформляется, расширяется на все ветви власти.
Королевское заседание 23 июня ясно показало, насколько шатка и призрачна власть короля, и всего придворного охвостья, над войсками. Но Национальное Собрание, как показывает история, не способно было закрепить организационно свою власть над войсками. Французская армия продолжала номинально подчиняться королю, и графу де Мирабо, от имени Собрания, приходилось в начале июля писать льстивые ноты королю с просьбой убрать солдат подальше от места заседаний Собрания. Смысл взятия Бастилии в том, что шатание власти между буржуазией и королевской властью решается твердо в пользу буржуазии.
Нелегальным организационным центром буржуазии является комитет выборщиков третьего сословия Парижа. После избрания депутатов в Генеральные Штаты этот комитет не расходится, а продолжает встречаться и обсуждать происходящие события. Вначале, эти собрания происходят в тавернах, где их тепло и сочувственно поддерживает обывательская буржуазия. 25 июня собрание выборщиков происходит уже на улице Дофине, в помещении музея Парижа. 28 июня собрание выборщиков чувствует себя достаточно окрепшим, чтобы провести свое заседание в Большом зале ратуши. Что происходит на самом деле - так это оформление нового муниципалитета, который пока что проживает бок о бок со старым.
Основное двоевластие на данный момент - это между третьим сословием и королевской властью. Однако, внутри этого двоевластия скрыты и все последующие, которые будут выявляться на последующих этапах революции. Народ действует совсем иначе чем Национальное Собрание и комитет выборщиков; народ действует отдельно от них. В частности, его интересует судьба тех 11 солдат, которые посажены в тюрьму Аббатства. Ходят слухи, что их хотят перевести в более строгую тюрьму, под названием Бисетр. 30 июня Лустало, редактор газеты "Revolutions de Paris", взбирается на стул в Пале-Руаяле напротив кафе Фуа и призывает народ к действию за освобождение солдат. Двести молодцев, увеличиваясь как лавина до четырех тысяч человек вооруженных ломами, направляются к тюрьме Аббатства, взламывают ее, и отводят солдат в Пале-Руаяль. Что произошло дальше описывает Кропоткин: "В это время прискакали в карьер драгуны, готовые броситься на народ; но и они поколебались, вложили сабли в ножны и стали брататься с толпой - обстоятельство, нагнавшее страх на Национальное Собрание, когда оно на другой день узнало, что войско оказалось заодно с бунтовщиками. "Неужели мы станем трибунами разнузданного народа?" - спрашивали господа депутаты."
В Пале-Руаяле народ предоставляет солдатам пищу, ночлег в театре "Варьете", и защиту от военных властей, которые хотят вернуть солдат в тюрьму силой. Некоторые члены из собрания выборщиков помогают укрывать солдат. Казармы наблюдают за противостоянием народа и военных властей, и все происходящее производит на них огромное впечатление.
Инцидент с солдатами не исчерпан. 6 июля собрание выборщиков, поддерживаемое революционным мнением Пале-Руаяля, отправляет 24 депутата в Версаль, и просит своих представителей заступиться за солдат перед королем (которого, по наивности, народ считает добрым и великодущным отцом нации, обманутого придворными). Вначале Собрание, под влиянием правого крыла, отказывается принять депутацию парижан. Однако позже Собрание меняет свое мнение, так как боится потерять опору в народе во время своего резкого противостояния с королевской властью, и поэтому посылает депутацию к королю с просьбой о помиловании солдат. Под давлением Пале-Руаяля и комитета выборщиков, под пристальные взгляды казарм, под давлением Национального Собрания, король милует солдат, и тем самым выдает себе testimonia pauperatis.
Как мы видим, Национальное Собрание не только не причастно к освобождению солдат, благодаря которым оно вообще существует, но даже отрицательно относится к их освобождению; если бы не угроза справа, то оно вообще бы предпочло чтобы солдаты были посажены обратно в тюрьму. Революционная инициатива народа Собранию явно не по душе. Собрание выборщиков, как таковое, к акту освобождения солдат также не причастно, однако оно согласно заступиться за солдат перед королем, посредством делегации к Национальному Собранию. Революционной инициативы от него ждать не приходится. Прямым образом к освобождению солдат причастна только демократическая публика, собиравшаяся вокруг Пале-Руаяля, возглавляемая редактором мелкобуржуазной газеты.
Таким образом, двоевластие "Национальное собрание-король" отходит в лету, не успев даже расцвести; его звездным часом надо назвать дни с 17 по 23 июня 1789 г. Перед взятием Бастилии уже наметилось и бурно развилось другое противостояние: "комитет выборщиков-Национальное собрание-король". Это уже не двоевластие, а троевластие. Но за комитетом выборщиков уже поднимает голову демократическая буржуазия, передовые слои армии, санкюлоты Парижа и крестьяне провинций. Это является следующим противостоянием, которое уже гнездится внутри троевластия. Таким образом, каждая последующая фаза революции гнездится в предыдущей и проявляет себя заранее, хотя и не в полную силу.
Состояние многовластия всегда существует в обществе раздираемом классовыми антагонизмами, хотя зачастую находится в скрытом состоянии. В революции, когда все существующие отношения ставятся под вопрос и проверяются самой жизнью, когда власть переходит из рук одного класса в руки другого, скрытое состояние многовластия обнаруживается как открытое противостояние, ибо каждый класс, каждая его прослойка обнаруживает свои притязательства на власть, или свои требования к властям (смотря по уровню сознательности и зрелости). Поэтому можно сказать, что количество классовых претендентов на власть определяет многовластие как конкретную, исторически обусловленную цифру. Это как бы уравнение, где по разные концы знака равенства находятся различные классы. Многовластие - это силовое выражение классовой борьбы в обществе в данное время.
10) Ко второй попытке государственного переворота
23 июня 1789 г. двор, во главе с королем, потерпел фиаско. Первая попытка переворота неудалась. Солдаты отказываются стрелять в народ. 30 июня Пале-Руаяль освобождает солдат заключенных в тюрьму за их симпатии к народу. Власть короля ставится под вопрос, и поэтому двор решается на вторую попытку переворота. В первых числах июля в народе распостраняется слух, что двор готовит разгон Национального Собрания, со всеми отсюда последующими реакционными последствиями, на 16 июля. Слухи об этом исходили от слуг придворных, которые находили внимательных и сочувствующих слущателей среди толпы в Пале-Руаяле. Как оказалось, слухи были верными; отставка Неккера виделась двору лишь как первый шаг на пути к перевотору. 10 июля герцогиня де Беврон говорит генералу Дюмурье: "Знаете новость, Дюмурье? Ваш приятель Неккер прогнан; король снова восходит на престол; Собрание низвергнуто; ваши друзья - всего 47 - теперь, может быть уже в Бастилии вместе с Мирабо, Тарже и еще сотней таких же нахалов из третьего сословия; а маршал де Брольи теперь, наверное, в Париже с тридцатитысячным войском." Из этого следует, что за увольнением Неккера, двор строил планы в которых разгон Национального Собрания, арест его вождей, и военное положение для Парижа играли главную роль.
Обращение герцогини де Беврон к генералу Дюмурье слышали более 60 присутствующих придворных. А раз планы были известны придворным, они были известны и их слугам, которые хотя и прислуживают своим господам, но тайно в душе их ненавидят. Отсюда о планах двора узнал и Пале-Руаяль. Урок для нас: необходимо иметь своих агентов среди секретарей, водителей лимузинов, курьеров, кухарок, и прочей прислуги привилегированных. Их сообщения должны немедленно переправляться в революционный штаб.
Тайные агенты используются обеими сторонами для понимания динамики классовой обстановки. Так например 30 июня 1789 г. тайный агент полиции доносит, что "если войска дадут хоть один выстрел, все будет сожжено и разнесено... Благоразумные люди не решаются выходить на улицу." Угнетатели используют тайных агентов для выбора наиболее подходящего дня для гос.переворота, для выбора подходящих армейских полков для этого дела, и др. Революционеры могут и должны использовать тайных агентов для выбора правильных лозунгов на каждом этапе борьбы, для выбора подходящего дня восстания, для диагностики поведения армии во время восстания, и др. Вот например что говорит Троцкий, в "Истории Русской революции", о выборе дня восстания: "Между тем моментом, когда попытка вызвать восстание должна еще неизбежно оказаться преждевременной и привести к революционному выкидышу, и тем моментом, когда благориятную обстановку приходится уже считать безнадежно упущенной, протекает известный период революции, - он может измеряться неделями, иногда немногими месяцами, - в течении которого восстание может быть проведено с большими или меньшими шансами на успех. Распознание этого сравнительного короткого периода и затем выбор определенного момента, уже в точном смысле дня и часа, для последнего удара, ставят перед революционным руководством самую ответственную из задач. Ее можно с полным правом назвать узловой проблемой, ибо она связывает революционную политику с техникой восстания..."
У бюрократии и враждебных нам классов можно многое перенять в смысле техники работы "секретных сотрудников". Перед ними стоит серьезная задача разведки информации о враге, о настроениях масс, о расположении складов с оружием, о безопасности революционеров, и др. А. Свечин пишет следующее о разведке: "Весьма важно, чтобы всю разведочную работу объединяла одна голова, освобожденная от всяких других забот. Не следует останавливаться перед тем, чтобы выдвигать на нее наиболее талантливого сотрудника полководческого штаба. Разгадка неприятельской стратегии может быть под силу только выдающемуся уму."
Разведка не может быть в штабе Революции стихийным делом, каким она была во времена Ленина. Угнетатели поставили это дело на высокую научную основу, подпираемую финансовыми ресурсами государства. Коммунистические революционеры, не имея денег, зато имея идейное оружие, должны поставить разведку на более высокий теоретический и организационный уровень, дабы нейтрализовать те ресурсы, коими обладают государства.
11) Народ готовится дать отпор
Народ, узнав о намерениях двора, готовится дать отпор. При этом он употребляет интересную технологию агитации, описание которой мы находим у Кропоткина: "Одним из излюбленных средств... были петарды и фейерверки; их продавали за полцены, и когда на каком-нибудь перекрестке собиралась толпа, чтобы посмотреть на фейерверк, кто-нибудь обращался к ней с речью и передавал ей известия о заговоре двора. Чтобы рассеять эти сборища, "прежде достаточно было бы одной роты швейцарцев; теперь же понадобился бы целый полк, а через несколько дней понадобится целове войско", - писал Артур Юнг перед 14 июля."
Для нас важно подчеркнуть следующий момент: народ, обычно столь пассивный, идет на восстание дабы предотвратить готовящийся гос.переворот со стороны двора. Как нам кажется, это характерная черта восстания вообще; так, например, петроградское восстание 1917 г., хотя оно и замышлялось предварительно, непосредственно было вызвано нападением правительственных войск, т.е. отрядов Керенского, на типографию большевиской газеты. Это должно было стать началом репрессии большевиков вообще, за которыми бы последовали другие социалистические партии. Поэтому, нападение восставших, являясь с одной стороны защитой от нападения правительства, является с другой стороны попыткой взять полноту власти в свои руки, а таким образом шаткую систему многовластия заменить единовластием. Итак, характерным сценарием восстания является следующее: революционный класс, как штангист, делает толчок который поднимает его на высоту открытого конфликта с правительством. Здесь борьба обостряется, ибо правительство стремится вернуть "штангу" в исходное положение, а революционеры стремятся толкнуть ее вверх. Правительство делает несколько попыток вернуть себе всю полноту власти; революционный класс, посредством своих агентов и руководителей, предвидит такое развитие событий и готовится дать отпор. Когда же момет нападения правительства наступает, революционный класс делает решающее усилие. Этот удар правительству можно вполне правдоподобно замаскировать как самозащиту своих прав, которые возрастают в момент двоевластия. Этот "правовой" момент удобен для легимитизации переворота перед народом.
12) Собрание выборщиков: новый орган власти
10 июля cобрание выборщиков Парижа, шумно заседающее в ратуше, выдвигает предложение "организоваться в настоящее, действенное собрание парижских общин." Жорес описывает этот эпизод следующим образом: "...округа обязуют собрание выборщиков образовать ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ. Это как бы сочетание старого легального муниципалитета с новым революционным муниципалитетом. Он был составлен из восьми членов тогдашнего городского управления и из четырнадцати членов, назначенных выборщиками. На этот комитет возложили обязанность отразить контр-революционное наступление немецких орд, наемников короля." Эти немецкие наемники есть сегодняшний эквивалент "спецназа", гвардии, т.д.
Нарастает понимание среди самой буржуазии что это собрание идет на смену официальному муниципалитету, во всех функциях этого последнего. Примечательно, во-первых, численное соотношение между членами старого муниципалитета и членами постоянного комитета выборщиков в новом муниципалитете. Явный перевес на стороне комитета выборщиков. Это указывает на соотношение сил в данный момент между старым режимом и буржуазией, которая объединяет вокруг себя весь народ. Во-вторых, примечательна задача возложенная на этот новый муниципалитет ("Постоянный комитет"). По сути это бороться с частями армии которые остались верными королю. Такими частями были немецкие полки. А это значит, что контроль над другой частью армии, или во всяком случае весомое влияние, уже находились в руках буржуазии.
Организационных предложений в Постоянном комитете было много, но 11 июля принято одно из наиболее важных; это предложение о немедленной организации парижской вооруженной силы, буржуазной гвардии - буржуазной по своему происхождению, по своему составу, и по своим задачам. Интересен метод по которому происходит формирование этой гвардии: постоянный комитет решает, "что каждый из 60 избирательных округов Парижа выберет 200 граждан, известных и способных носить оружие, которые образуют милицию в 12 тыс. человек для охраны общественной безопасности. В течение четырех дней предполагалось довести численность этой милиции до 48 тыс. человек... В ночь с 13 на 14 июля постоянным комитетом был назначен и главнокомандующий этой национальной гвардией; это был человек дворянского происхождения - герцог д'Омон. Он отказался; тогда начальство было дано другому дворянину, маркизу де ла Салль, который сперва был назначен помощником главнокомандующего."
Уроки которые здесь содержатся это следующее: во-первых, буржуазия основывает свое господство на избирательных округах, где властвует цензовая публика. Здесь она набирает свои штурмовые отряды. Рабочие в Русской революции основывают свое господство на крупных промышленных предприятиях, где появляются различные рабочие комитеты. На этих предприятиях формируются отряды Красной гвардии. Каждый класс черпает свои вооруженные силы в тех местах, где концентрируются его представители. Во-вторых, создание военной организации революционного класса происходит одновременно с оформлением этого класса во власть. Постоянный комитет осознает себя как самостоятельную силу в происходящих событиях 10 июля, а уже 11 июля создается вооруженное крыло этой буржуазии. По своей сути военная организация идущего к власти класса - это то же самое что и его революционная организация. Революционная организация пролетариата должна быть именно военно-революционной организацией. В-третьих, заметим что командиром буржуазной гвардии выбирается человек из старого правящего класса. Это потому, что только старые спецы имеют необходимые знания военного дела. Современные революционеры должны сами предварительно изучать военное дело, дабы быть готовыми стать во главе революционной армии.
13) Реакционный переворот зажигает фитиль народной бомбы
Как было сказано выше, номинальный контроль над армией все еще у короля. Однако Национальное Собрание уже чувствует за собой достаточно силы для того, чтобы 8 июля просить короля убрать войска из Парижа и Версаля, где они сосредотачиваются для государственного переворота. В выражениях, которые Собрание употребляет для своего прошения, уже звучит угроза: "Французские солдаты, приблизившись к центру дискуссий, приобщившись к страданиям и интересам народа, могут забыть, что обстоятельства сделали их солдатами, и вспомнить, что природа сделала их людьми." Это рассуждение указывает на влияние идеологии Руссо на данную ситуацию. Именно Руссо говорит о цивилизации которая развращает человека, и о природе которая создала его добродетельным. Естественно что не общая теория Руссо направляет действия Национального Собрания. Однако Собрание использует язык Руссо, его противопоставление существующего и естественного права, для обоснования своих классовых требований.
Вообще можно предположить, что буржуазная революционная идеология не проявила себя как способной направлять революционные действия своего класса. Максимум на что она способна, так это противопоставить существующий порядок "естественному" нормативу и таким образом выражать свое отрицательное отношение к существующему порядку. Таким образом она близка к утопической коммунистической идеологии. Научная коммунистическая идеология, основываясь на анализе развития человеческого общества, не только обличает на также и направляет военно-революционные действия рабочих-марксистов.
11 июля король соглашается с тем, что по сути является ультиматумом со стороны Национального Собрания: "если вы не уберете солдат, тогда мы напомним им что они есть часть народа." Король отводит часть войск в Нойон и Суассон. Одновременно, он приводит в действие планы своего переворота, начиная с увольнения либеральных министров во главе с Неккером. Таким образом, старый режим действует противоречиво, показывая свою слабость. Требовалось либо отступать, либо всей массой войс заставить Париж подчиниться себе.
12 июля Париж узнает об отставке Неккера. Его реакцию описывает Жорес: "...по улицам носили бюст Неккера, окутанный траурным крепом; немецкие полки Рейнаха и Эстергази были сосредоточены на Елисейских полях и на площади Людовика XV; толпа бросала в них камни, те отвечали выстрелами, а полковник Ламбеск со своими драгунами проникли в сад Тюильри, где в панике сбили с ног и растоптали копытами какого-то старика. Вечером народ направился к театрам, к Опере и потребовал прекращения всех спектаклей по случаю траура отечества. Был дан приказ, как об этом свидетельствует венецианский посол, осветить во всех домах окна, чтобы предупредить любые маневры войск и любые попытки грабежа; ... В это же время пылали ненавистные заставы Ведомства косвенных налогов." Заметим еще одну существенную черту этого дня, о которой упоминает Карлейль: когда полковник Ламбеск возвращается назад со своими драгунами-немцами в свои казармы, французские гвардейцы, разъяренные походом Ламбеска на Тюильри, выпускают по его драгунам залп, убивая и раня многих из них. Нечто похожее описывает уполномоченный Екатерины II в Париже, по имени Симолин. 13 июля он пишет канцлеру Остерману в частности следующее: "Солдаты французской гвардии, присоединившись к черни, стреляли в полк Royall-Allemand, расположенный на бульваре, под моими окнами. Было убито двое и две лошади." Когда одна часть армии стреляет в другую, как то мы видим в Париже в начале июля 1789 г., а также в Петербурге в конце февраля 1917 г., то мы знаем что мы находимся накануне восстания; мы видим перед собой первые лики гражданской войны.
14) Начало вооруженных действий
12 июля Камиль Демулен, обращаясь к народу в Пале-Руаяле, бросает лозунг: "К оружию!" Этот лозунг соответствует задаче момента. По мнению Кропоткина, "Камиль Демулен никогда не решился бы 12 июля призывать народ к оружию, если бы он не был уверен из опыта предыдущих дней, что на его призыв откликнутся; если бы он не знал, что уже за 12 дней до этого Лустало поднял толпу по менее значительному поводу и что теперь предместья Парижа только жаждут первого сигнала, первого толчка, чтобы восстать."
Камиль Демулен действует как великий человек в истории. Он выражает субъективно то, что уже созрело и накипело в обществе, то что является правдой данного времени. Во-первых, продовольственный комитет, назначенный Национальным собранием, не может обеспечить дешевую цену на хлеб. Учитывая то, что сельскохозяйственный год длится с августа по август, обстановка особенно накалилась в июле. Во-вторых, в связи с гос.переворотом и разгоном Национального Собрания, даже та небольшая вероятность улучшения своего положения, которую народ связывает с Национальным Собранием исчезает. В-третьих, призыв народа к оружию основывается на фактах спонтанного революционного действия масс, как то освобождение солдат из тюрем. В-четвертых, у буржуазии имеется компетентная военно-политическая организация, готовая взять власть в свои руки.
13 июля кузнецы Парижа выковывают 50 тыс. пик, которыми вооружаются Сент-Антуанское предместье и Монмантр. Пика это вполне плебейское оружие. Народ также заготавливает съестные припасы ко дню предстоящего восстания. 13 июля народ направляется в монастырь Сен-Лазар, где он под крики "Хлеба, хлеба!" нагружает 52 повозки и отвозит их на площадь у ратуши, чтобы досталось всем. Именно этим экспроприация хлеба отличается от грабежа. Ее народный характер, преобладание общего интереса над частным, служение революционной цели и делают данный акт экспроприацией, а не грабежом.
Другой особенностью восставших является отсутствие мародерства. Мармонтель, явный противник Французской революции, в своих "Мемуарах", пишет следующее: "Сами разбойники, заразившись общим ужасом, не сделали ничего вредного. Единственные лавки, которые они заставили открыть, были лавки оружейников, и оттуда взяли оружие." Кропоткин по вопросу о мародерстве пишет, что "...когда народ привез на площадь Грэвы (около ратуши) карету принца Ламбеска с тем, чтобы сжечь ее, то он отдал сундук и все найденные в ней вещи в городскую ратушу. У монахов-лазаристов народ отказался взять деньги и отобрал только муку, оружие и вино, которые и были привезены на площадь Грэвы. Ничего в этот день не тронули ни в казначействе, ни в учетном банке, говорит в своем донесении английский посол."
13 июля буржуазная гвардия которая сформиловалась только вчера, начинает активно показывать свою сущность; согласно Жоресу, она "разоружает всех тех, кто, не владея никакой собственностью сам, на может гарантировать сохранность чужой собственности; 14 июля Банкаль Дезиссар сообщает Национальному Собранию, что буржуазная милиция разоружила много штатских лиц."
Буржуазная гвардия солидарна в своем стремлении разоружить простой народ со служками феодального режима. Так, например, мосье де Сомбрейя, глава Дома Инвалидов, посылает в этот день 20 человек вывинчивать курки у ружей которые тайно хранились там. Стремление вполне понятное: народ хотят оставить без оружия. Но производительность этих посланных 20 человек чрезвычайно невелика; за 6 часов работы они вывинтили курки едва ли у 20 ружей.
В этот же день французская гвардия, стоявшая на Марсовом поле и бывшая частью той армии, которую двор концентрировал для своего переворота, должна была направиться в Сен-Дени. Причиной для такой переброски была, как видно, политическая неблагонадежность этого полка. Но французская гвардия отказывается следовать приказу и самовольно все 3600 солдат маршируют к ратуше, дабы следовать приказаниям Постоянного комитета. Солдаты хорошо обучены и имеют пушки в своем распоряжении. Теперь у буржуазии имеется более веский довод, чем "Общественный договор" Руссо.
15) Штурм Бастилии 14 июля
Почему народ решил штурмовать собственно Бастилию? Как говорилось выше, двор замышлял государственный переворот, назначенный примерно на 16 июля. Для такого переворота надо было подготовить войска. В западной части Парижа, на Марсовом поле, под командованием барона Безанваля, расположились 30 тысяч солдат. В восточной части Парижа точкой опоры для двора служила Бастилия, пушки которой были направлены на рабочее предместье Сент-Антуан, французский эквивалент выборгской стороны в Петербурге. В ночь с 12 на 13 июля от жителей окрестных домов народ узнал, что в Бастилию были доставлены запасы пороха. Однако, комендант крепости, маркиз де Лонэ, не позаботился о том, чтобы увеличить свой гарнизон, состоявший из 114 человек (из них 84 инвалида и 30 швейцарцев); он также не позаботился о запасе съестных припасов для гарнизона, т.к. не предвидел возможность нападения народа на эту грозную крепость. 13 июля вечером произошла перестрелка между отрядом вооруженных парижан и гарнизоном крепости. 14 июля, ранним утром, отряд драгунов пересекает Сент-Антуанское предместье в направлении Бастилии. Народ внимательно следит за происходящим и решает, что предпринимается скопление войск и боеприпасов в Бастилии для подавления недовольных в Париже. Для того, чтобы предвосхитить такой оборот дел, для того чтобы предупредить нападение двора со стороны Бастилии, народ сам решает начать осаду этой крепости.
Начинают скапливаться огромные толпы в районе крепости. По сведению очевидцев, "слова "к Бастилии!" переходили из уст в уста от одного конца города до другого". Как мы видим, военно-революционной организации у народа не было, но был правильный боевой лозунг, были свои разведчики, и даже было некоторое оружие. Народ не планировал свою боевую тактики, но действовал направляемый революционным инстинктом. Как пишет Кропоткин, барон Безанваль, командующий войсками на Марсовом поле, не повел своих лошадей на помощь осаждаемой Бастилии потому, что "офицеры этих полков не рассчитывали на своих солдат, а может быть и сами колебались ввиду несметной толпы всех возрастов и состояний, свыше 300 тыс. человек, наводнявших улицы за последние два дня." Армия правительства "ненадежна".
Современное революционное действие должно быть направлено не инстинктом, и даже не искусством, а революционной наукой. Применительно к ситуации в Париже на 14 июля 1789 г. это значит, что на основании данных полученных от разведчиков о настроении солдат Безанваля, надо было послать агитаторов в эти полки чтобы еще больше разложить их и возможно привлечь часть солдат на штурм Бастилии.
14 июля продолжается самостоятельное вооружение народа. Постоянный комитет никаких идей на этот счет не подает, а наоборот, всячески старается разоружить народ. Инициатива, поэтому, исходит из самого народа, как то от бакалейного лавочника Паннетье, который активно принимал участие в штурме Бастилии. По инициативе таких вожаков, рано утром собираются группы людей и думают над тем, где добыть оружие; "около семи часов утра, в то время как инвалиды под начальством Сомбрейля стояли у своих пушек,расставленных перед Домом инвалидов, с фитилями в руках, готовые открыть огонь, их трех соседних улиц вдруг высыпала бегом толпа в 7 или 8 тыс. человек. Моментельно, говорят очевидцы, это толпа перешла, помогая друг другу, через рвы в восемь футов глубиной, двенадцать - шириной, окружавшие площадку перед Домом инвалидов, заполнила эту площадку и захватила 12 пушек (24-, 18- и 10-фунтовых) и одну мортиру. Инвалиды, уже затронутые "духом возмущения", не защищались. Затем толпа мало-помалу пробираясь повсюду, добралась до подвалов и до церкви, где было спрятано 32 тыс. ружей и некоторое количество пороха. Эти ружья и пушки в тот же день послужили для взятия Бастилии. Что же касается до пороха, то народ еще накануне задержал 36 бочонков, отсылавшихся в Руан; они были привезены в ратушу, и порох раздавался всю ночь вооружавшемуся народу" (Кропоткин).
Вооружение народа и понимание боевой задачи - вот в принципе два основных элемента демократического восстания. Похожие выводы сделали военные штабы всего мира на основании французских революционных войн (1790-е годы). Первый вывод - "массы решают", что означает необходимость массовости армии и ее высокого сознания, и второй вывод, сформулированный Бюловым - "массы решают, однако, они нуждаются в искусном предводительстве".
Технологию взятия Бастилии можно найти в книге Кропоткина; нас же интересует только классовая динамика, т.к. технические средства очень изменились по сравнению с 1789 г. В то время как народ действует прямо и революционно, штурмом стараясь овладеть крепостью, буржуазия старается предотвратить взятие крепости народом. Постоянный комитет направляет делегацию к маркизу де Лонэ с целью начать переговоры. Ему предлагают убрать пушки, выставленные против народа, а взамен обещают что "народ не предпримет против крепости ничего враждебного". Но народ действует через голову Постоянного комитета. Военные действия начинаются около 12 дня. В час и три часа дня Постоянный комитет посылает в крепость еще две делегации, которые обе предлагают коменданту сдать крепость буржуазной милиции. Эти предложения отклоняются - депутации не были приняты. После того, как уже заговорили пушки с обеих сторон - со стороны Бастилии и со стороны народа - Постоянный комитет направляет свою милицию в крепость, чтобы она защищала ее вместе с гарнизоном. Но вследствии перестрелки этот отряд до крепости не доходит.
В три часа дня на подмогу революционному народу приходят 300 солдат французской гвардии и множество вооруженных буржуа; в вооружении этого отряда находится 5 пушек. Умелые руки устанавливают эти орудия всего в 15 саженях против подъемных мостов и ворот крепости и лупят прямой наводкой; сопротивление становится бесполезным. В пять часов вечера комендант сдает крепость.
Как мы видим, роль буржуазии в штурме Бастилии двойственна. С одной стороны, такие люди как Камиль Демулен и редактор Лустало призывают народ к революционному действию (к оружию) а части вооруженной буржуазии прямым образом участвуют в осаде Бастилии; с другой стороны, организация буржуазии, Постоянный комитет, всячески старается разоружить народ, недопустить взятие Бастилии. Надо думать, что демократическая буржуазия, люди с Пале-Руаяля, были за взятие Бастилии народом, а цензовая публика которая обитала вокруг Постоянного комитета была против такого действия.
Среди погибших бойцов у стен Бастилии (83 убито на месте, 15 умерло от ран, и 75 раненых) находили в основном людей настолько бедных и скромных, "что в течение нескольких недель после событий не удавалось установить их имена." Рабочий люд и мелкая буржуазия - вот главные герои событий у стен Бастилии, событий далеко превосходящих по своему значению события у стен Трои в XI веке до нашей эры, события которые воспел Гомер и где сформировались образы пламенной дружбы Ахилла, силы и величества Гектора, смекалки Одиссея, и другие. К сожалению, безвестные герои штурма Бастилии не принадлежали к царскому роду или были родственниками богов (как Ахилл); они наоборот. боролись за свержение царей и богов с их престолов, и поэтому до сих пор еще ждут своего Гомера.
16) Некоторые предварительные итоги: условия или Логика Революции
Ш. Эйзеншадт в своей книге "Революция и преобразование обществ" (М.1999) пишет, что в социологической литературе наметилось два основных подхода к пониманию феномена революции: первый - это понимание характерных этапов которые существуют в ходе революции; второй - это понимание предпосылок революций. Ученые которые заинтересованы в том, чтобы предотвратить Революцию (к которым принадлежит и Эйзенштадт) не понимают ни характерных этапов, ни предпосылок революций, или понимают это через-чур поверхностно, примитивно. Например, Т.Скочпол, наставница Эйзештадта, пишет: "Французская революция была чрезвычайно сходной с Русской и Китайской революциями, как по вызвавшим их причинам - неспособность официальных представителей старого порядка мобилизовать достаточные национальные ресурсы для поддержания экономического развития страны и/или чтобы противостоять в военном единоборстве либо в соперничестве с более развитыми государствами, так и по структурной динамике - крестьяне и маргинальные политические элиты против традиционного землевладельческого высшего класса …". Сам Эйзенштадт делает шаг вперед по сравнению со своей гуру из Гарварда. Он изолирует следующие предпосылки революции:
1) "войны, соперничество между государствами и воздействие формирующихся международных систем";
2) "фрустрация" (чувство беспросветности) в средних классах;
3) борьба внутри элиты;
4) массовые восстания;
5) умственные течения;
6) технические новшества.
Однако оказывается, что упорядочение предпосылок революции приводит нас к пониманию логики событий. Понимание этапов Революции есть то же самое, однако взятое в более длинном ракурсе. Это есть та же логика, но на протяжении длительного периода, который включает и экономические достижения которые стали возможными благодаря данной вооруженной борьбе, и метаморфозы власти, и многое другое.
Рассматривая события Французской революции в первых двух главах данной работы, и сравнивая их с некоторыми другими подобными событиями (например, Английской революцией), мы делаем следующие обобщения об условиях или логике развития:
1. Развитие производительных сил во всем мире делает новый виток, появляются предпосылки для качественно нового способа производства.
2. В связи с этим появляется новый класс, или новый тип людей который идет впереди этого прогресса, который ведет его. Этот новый тип людей, в ходе производства, постепенно осознает свою силу, свою роль в новом виде общества.
3. Однако дальше развиваться данное общество не может при окостеневших институтах старого режима. Следовательно, эти институты, а вместе с ними и сам режим должны быть сломлены (делают вывод единицы).
4. Народные массы, в связи с препятствиями которые строят старые институты, постепенно нищают, подходят к черте голода, что подталкивает их на спонтанные бунты.
5. Образованные слои населения проявляют свою активность с осознании существующей ситуации, появляются оппозиционно настроенные памфлеты, брошюры, книги.
6. Исполнительная власть все больше коррумпируется, морально деградирует, что есть лишь еще одно выражение ее неспособности вывести общество из кризиса.
7. Громадный дефицит национального бюджета есть еще один признак выражающий банкротство существующих институтов.
8. Правящие круги высасывают из государственного бюджета свои громадные "пособия по безработице".
9. Внутри доселе правящей элиты происходит раскол, который есть лишь частное выражение той общей розни которая нарастает в обществе. Часть правящих кругов переходит в оппозицию.
10. У народа появляется признанный вождь, новая организация или несколько таких организаций которые более или менее четко выражает его наболевшие интересы.
11. Из стадии спонтанного бунта народ в целом подходит к более осознанному вмешательству в общественную жизнь страны. Он поддерживает своих представителей.
12. Оппозиционные к власти настроения передаются и в армию, где старшие офицеры и генералитет, в своей массе, воруют у солдат. В оппозицию становятся курсанты, младший офицерский состав, не говоря о рядовых солдатах. Внутри армии усиливается рознь и ненависть к начальству.
13. Оформляется двоевластие.
14. Часть армии и аппарата принуждения открыто переходит на сторону революционеров.
15. Для того, чтобы подавить эти тенденции (чувствуя, что власть ускользает из под них), правящие круги делают попытку к государственному перевороту. Делается попытка уничтожить или заточить в тюрьму главных вождей оппозиции, подавить революционные издания.
16. Наиболее передовые круги населения бросают в массы лозунг "К оружию!". Отсюда - шаг до вооруженного восстания.
17. Любое враждебное по отношению к народу действие принимается как повод для нападения на главный укрепленный центр исполнительной власти. В этом нападении смыкаются различные классы населения, но ведут те, кто в состоянии в дальнейшем развивать экономику общества.