ЧАСТЬ 4: К УСТАВУ ДЛЯ РЕВОЛЮЦИОНЕРА

Задачей этой работы является сравнить три основные руководства по ведению революции. Это: 1) “Инструкция к вооруженному восстанию” Л.О.Бланки, 2) “Искусство восстания” Л.Д.Троцкого, и 3) “Партизанская война” Че Гевары.

Что отличает понимание названных авторитетов от понимания автора в вопросе о том, как проводить революцию это то, что их понимание концентрируется на военных аспектах, в то время как автор считает что прежде всего следует понять, какие закономерные фазы развития существуют у революций. Это значит, что нужно разобраться в том, какие виды революций существуют. Например, каким образом Кубинская революция, которая опиралась в основном на крестьян, отличается в своих фазах развития от Русской революции, классовой базой которой был в основном пролетариат (дополняемый крестьянством). Для того, чтобы это выяснить нужно сравнить кубинский случай с ему подобными, как то революция в Китае во главе с Мао. Аналогов для Русской революции по сей день нет, но наиболее близкие подобные случаи(по своей классовой основе) - это революция в Германии в 1918-19 гг., которая провалилась, и революционная война в Югославии во главе с Тито. Последний случай особенно интересен, ибо там мы видим на сегодняшний день попытки установить оккупацию из войск стран НАТО и СНГ (России и Украины), т.е. попытку реставрировать капитализм и в то же время удержать Югославию в орбите некапиталистических государств. Это явно противоречивая политика которая приведет к взрыву.

Кроме того, следует отличать революции которые стремятся установить социализм от более ранних, которые стремятся установить демократию. В этих последних мы также видим попытки ввести “действительное равенство”, как то в Англии в 1649 г. (диггеры), или во Франции в 1796 г. (бабувисты), но эти эпизоды являются лишь как бы напоминаем о будущем.

Более того, следует отличать социальную революцию от Революции вообще. Последнее понятие состоит из первого, плюс революции в средствах производства. Таким образом в понятие Революция входит промышленный переворот, начало которого мы видим в Англии, коллективизация и индустриализация, как в СССР, и научно-техническая революция о различных аспектах которой сегодня говорит весь мир. Революция в целом таким образом имеет культурные, производственные, социально-экономические, политические, и даже сексуальные аспекты. Необходимо понять, какие закономерности, этапы существуют в развитии материальной и умственной культуры человечества в целом. Из этого можно вынести суждение о возможностях и необходимости будущего развития, о том какую программу должна ставить себе Революция в будущем. Ведь, как мы видели на примере бабувистов, говорить о необходимости огосударствления промышленности на основе техники мануфактурного периода - значит забегать вперед и обрекать себя на провал. В то же время большинство партий сегодня делают ошибку в обратном направлении и говорят в своей программе о целях которые являются уже пройденным этапом в мировом развитии (как то например “республика” или, еще круче, “советская республика”).

На данный момент мы хотим лишь рассмотреть некоторые военные аспекты революции, как о них говорят люди проделавшие своей жизнью их нелегкий путь.

1) Л.О.Бланки

1. Бланки (1805-1881) можно считать прямым наследником бабувистов (Равных). Во-первых, прямым учителем Бланки был Буоннароти. Во-вторых, Бланки основывает в 1837 г. “Общество времен года” которое по своей структуре аналогично заговору Равных: “Основной клеткой была “неделя”, включавшая шесть человек и начальника, который один знал начальников других трех “недель”; четыре “недели” составляли “месяц”, образуя группу в 28 человек; начальник этой группы, 29-й человек, один знал начальников двух других месяцев; три месяца составляли “время года”, во главе которого стоял начальник, который один знал начальников других времен года. Четыре “времени года” вместе составляли “год”, которым управлял начальник, называвшийся “агентом революции”. В Париже было три “года”, во главе которых стояли Бланки, Барбес и Мартин Бернар, составлявшие тайный триумвират.” (справка редактора избранных произведений Бланки, М., 1952). Таким образом, мы видим основная забота в структуре организации, также как и в заговоре Равных - это сделать организацию непотопляемой со стороны шпионов правительства. Следует сказать, что этот тест организация выдерживает.

2. Лично Бланки имеет следующий революционный опыт: В 1824 г. (т.е. в 19 лет) он присоединяется к обществу карбонариев, целью которого было объединение Италии, но которое разрослось на Францию времен Реставрации, т.к. проповедовало различные радикальные идеи. В это же время Бланки преподавал в коммерческом училище и сотрудничал в газете “Courrier francais”. В 1827 г. Бланки участвует в студенческих волнениях в связи с субсидией в 1 миллиард франков для возвратившихся во Францию эмигрантов-аристократов. В ходе боев на баррикадах он ранен пулей в шею. Зарабатывает он на жизнь в это время тем, что дает уроки в школе и частным лицам. В 1830 г. Бланки участвует в июльской революции, которая свергла представителя аристократии Карла X и поставила у власти представителя финансовой олигархии Луи-Филиппа. В это время Бланки 25 лет. Этот период во многом определил его характер. Вот как он описывает это время: “В те дни, когда мы, опьяненные и оглушенные своей победой, с сердцем, переполненным счастьем, блуждали с ружьем на плече по разрытым мостовым улиц, по их баррикадам, мечтая о том, как побледнеют короли и как обрадуются народы, когда до их ушей долетит далекий шум нашей марсельезы …” Бланки говорит о бледности королей и радости народов потому, что в 1830 г., после свержения Бурбонов, французский народ хотел идти с революционной войной на монархическую Европу. Фраза которая характеризует Бланки в этот период, это когда он пришел в редакцию буржуазной газеты где он в это время работал, стукнул прикладом о пол, и весь в пыли от пороха сказал: “Крышка романтикам!”, подразумевая под этим что пришел конец реакции.

В 1831 г. Бланки организует манифестации студентов Собонне. Одновременно, он выступает в различных обществах с едкой насмешкой против буржуазии. В 1832 г. его арестовывают вместе с социалистом Распайлем по обвинению в заговоре против государства. Он приговорен к 1 году тюрьмы и 200 франкам штрафа. После выхода из тюрьмы он опять оказывается впутанным в дело по производству пороха, его арестовывают вместе с Барбесом в 1836 г., и приговаривают к 2 годам тюрьмы и 3000 франков штрафа. В тюрьме он проводит 8 месяцев вплоть до амнистии 1837 г., после чего следует ссылка. В 1837 г., как было сказано уже, он основывает “Общество времен года”. 12 мая 1839 г. это общество, в составе 850 человек, пытается захватить власть в Париже, овладевает ратушей, однако к повстанцам почти никто не присоединяется из народа, и поэтому их успешно рассеивают правительственные войска. Бланки удается бежать, но через 6 мес. его арестовывают, вместе с другими лидерами “ОВГ” приговаривают к смертной казни, которая заменяется на пожизненное заключение в замке Сен-Мишель. В тюрьме он заболевает, и врачи признают его болезнь неизлечимой, в связи с чем его переводят в госпиталь. В январе 1844 г. Бланки был помилован, но отказывается от “освобождения”, т.к. больной он не сможет прокормить себя, и предпочитает оставаться в госпитале. Революция 1848 г. освобождает Бланки и он прибывает в Париж. Там он борется против ограничения революции республикой, и желает уничтожения ига капитала. Бланки основывает Центральное Республиканское Общество, в котором собираются каждый вечер бабувисты, фурьеристы, радикальные историки, философы, и массы народа. Днем Бланки лихорадочно посещает рабочие предместья с агитацией революции. Бланки пытаются дискредитировать, якобы сотрудничеством с правительством и предательством своих товарищей по “ОВГ”, причем главным показателем против него выступает Барбес, с которым он основал это общество. Бланки выступает с протестами в газетах.

Затем Бланки опять попадает в тюрьму, т.к. ворвался с пролетариатом в Национальное собрание 15 мая 1848 г. и говорил там с трибуны. За это он приговаривается к 10 годам тюрьмы. Он попадает в тюрьму в Бель Иле, где идет борьба между сторонниками Бланки и Барбеса. Там он самостоятельно занимается политикой, философией, полит.экономией, естественными науками, историей и географией, пишет по различным предметам, и читает лекции рабочим по полит.экономии. 5 апреля 1853 г. он пробует побег вместе с товарищем, но схвачен. В 1859 г. Бланки освобождается по амнистии. Тогда он едет в Лондон, где в это время собрались “цветочки революции”, как то Маркс, Энгельс, В.Либкнехт, Л.Блан, и др. Однако в Лондоне он не задерживается, а возвращается в Париж и основывает тайный листок против Империи Наполеона III. Печатается этот листок на печатных станках, которые покупает Бланки и прячет у друзей. За это он арестовывается и приговаривается к 4 годам тюрьмы. В тюрьме он продолжает свое образование и пропаганду. Этим путем создается партия бланкистов. В 1865 г. он бежит в Брюссель, где он живет очень скромно на 400 франков в год и ведет переписку со своими сторонниками. В 1866 г. он участвует в первом Конгрессе Интернационала. Затем он опять создает организацию подобную той, которую создали Равные в 1796 г. М.Доманже пишет: “Это была в сущности организация, которая, очевидно, вдохновлялась декуриями и центуриями, созданными Буоннароти в 1814 г. Надо прибавить, что помимо этой боевой организации, создаваемой по строгому выбору, существовала более общирная организация … которая занималась научной разработкой различных вопросов и находилась под непосредственным и сильным влиянием бланкизма”. Это аналог Общества Пантеона.

Именно в это время Бланки пишет свою “Инструкцию к вооруженному восстанию”, т.к. предвидит революцию в Париже. Она действительно произошла, в сентябре 1870 г., вслед за поражением французской армии под Седаном. Однако бланкисты пробовали выступить самостоятельно немного раньше, в августе. Опять, как в 1839 г., было сделано нападение (на этот раз на ближайшие пожарные казармы), опять никто не присоединился к этим неизвестным с оружием, и опять были казнены несколько вожаков, однако Бланки удалось скрыться.

В ходе войны и революции 1870-1 гг. бланкисты критикуют правительство которое “разыгрывает комедию войны” против Пруссии, потому что на самом деле борется против революции у себя дома. Затем они входят в правительство Парижской Коммуны и составляют там большинство. После поражения Коммуны Бланки удается скрыться, но его вскоре арестовывают, и он проводит срок в тюрьме до 1879 г.

Итог: бланкизм как революционное учение несколько предвосхищает действительное развитие революции - в первый раз на 9 лет, во второй раз - на 20 дней. Бланкизму не хватает поддержки масс, впрочем как и его оригиналу - Бабефу в 1796 г. Причина, на наш взгляд, та же самая: буржуазия взяла на себя роль передового класса в развитии общества. Например, Поль Луи, в “Истории социализма во Франции”, пишет: “Сеть железных дорог с 38 км в 1830 г. увеличилась до 1832 км в 1848 г., причем большая часть новых линий была сооружена за три последние года царствования Луи-Филиппа. Добыча каменного угля увеличилась более, чем вдвое: с 1.800.000 тонн до 4.200.000. В той же пропорции росло производство железа - с 148.000 до 362.000, и чугуна - с 267.000 до 405.000 тонн. Специально торговый обмен увеличился в период 1837-1846 гг. на 48% сравнительно с предыдущим десятилетием; цифра его с 1.442 миллионов в 1840 повысилась до 1.540 в 1843 и до 1.676 миллионов - в 1847. Вывоз тканей увеличился, по крайней мере на 50%, кожевное же дело и металлургия расширили свой вывоз ровно в два раза. Франция вступила в великий период расширения производства, который продолжался до последних лет Второй Империи - до выставки 1867 г. - и совпадает с эпохой роста Англии, Бельгии, Швейцарии и всех вообще стран, где новейшая промышленность уже в ходу.” Можно не сомневаться, что если бы например пост-советская буржуазия была способна на подобные чудеса, то несмотря на весь ее эксплуататорский характер она давно бы стала во главе общества и государства. Когда какой-либо класс или каста способны обеспечить стремительное развитие общества в направлении новейшего производства - и это как в промышленности, так и в культуре, - то этому кругу людей не грозит какая-либо революция. С другой стороны, если развитие затормаживается, то следуют различные государственные перевороты и открывается возможность для общественной революции. Общественная революция обычно открывается как результат трений, взаимной борьбы внутри правящего класса или касты.

3. Что Бланки имел в виду под словом “пролетарий”? Когда Бланки попадает в первый раз в тюрьму в 1832 г., то это так называемый “Процесс пятнадцати”, ибо в подсудимый оказались 15 участников “Общества друзей народа”, которые в своих выступлениях резко нападали на режим Луи-Филиппа, т.е. это были революционеры которые выступили слева против того режима который установился после той революции, которую они помогали свершить. Об этих людях Бланки пишет: “как могут люди с умом и сердцем, отброшенные пошлой денежной аристократией в ряды париев, не почувствовать жестокого оскорбления? Как могут они оставаться равнодушными к позору своей родины, к страданиям пролетариев, их братьев по несчастью? Их долг призывать массы сбросить ярмо нищеты и бесчестья …” Следовательно, когда в ходе этого процесса Бланки назвал себя “пролетарием”, он (будучи преподавателем, и надо сказать достаточно обаятельным чтобы одна из его молоденьких учениц из пансиона стала его женой) имел в виду под пролетариями всех тех, кто противостоит буржуазии, и чем более резко и воинственно, тем лучше. Именно пролетарии, конкретно - лионские ткачи, в 1831, а затем в 1834 гг., вышли на улицы “потому, что жизнь им казалась слишком тяжелой, чтобы бояться смерти”. Ткачи требовали для себя минимальной зарплаты, в связи с падением ее с 4 франков в день до 1,5 франков. Происходят столкновения с национальной гвардией, в результате чего убито несколько тысяч человек. Боевой заряд этих ткачей решают использовать люди из круга Бланки: “Взаимное проникновения, коалицию этих двух классов”, пишет Поль Луи, “начиная с 1832 г., можно объяснить недостаточностью сил каждого из них в отдельности: мелкая буржуазия располагала слишком незначительными боевыми силами, а в рядах рабочих давало себя чувствовать отсутствие определенного плана действия.” Именно из такого взаимного проникновения родилась партия “социальной демократии” в 1848 г., т.е. современная социал-демократия.

Итак, под “пролетариями” имеется в виду прежде всего те, кто борется против гнета капитала, а вовсе не те, кто как стадо идет покорно на убой. Можно не сомневаться, что если бы Бланки жил в современном пост-советском обществе, в котором на промышленных предприятиях царит “нищета, апатия, трусость”, и все это при многомесячных задержках мизерной зарплаты, то он вряд ли бы гордо назвал себя “пролетарием”. Если крестьянство на определенном этапе развития производительных сил перестает быть главным революционным классом - его бунт, его проблемы занимает второстепенную, или даже третьестепенную позицию в современном производстве - то почему спрашивается таковым должен оставаться во веки веков рабочий класс? Только потому, что Карл Маркс, а до него Бланки, указали на пролетариат как на ударную силу против буржуазии? Не означает ли такая позиция глупое соглашательство с авторитетами, без понимания сути их учений? И достойны ли мы после этого называться “революционерами”, т.е. ниспровергателями всех старых представлений, людьми идущими впереди всего общества?

То, что раньше происходило с сельским хозяйством сегодня происходит с промышленностью. Журнал “The Economist” за 20-26 июня 1998 г., пишет: “В начале этого века, 68% японской рабочей силы работало на земле, 44% в Америке и около 20% в Британии. Сегодня сельское хозяйство ответственно только за 7% рабочих в Японии, 3% в Америке и 2% в Британии.” Заметим: чем раньше началась в стране индустриализация, тем меньше в ней рабочих в сельском хозяйстве.

Однако сегодня индустриальная революция есть вчерашний день. Тот же журнал “The Economist” пишет: “в США и Британии пропорция рабочих в производстве уменьшилась с 40% до около половины этого числа”. Более того, “старое определение “промышленности” (manufacturing) больше не играет значения. Один словарь определяет это как “производство предметов через физический труд и машины”. Однако сегодня в ходу совсем другие определения чем те, что связаны с периодом индустриальной революции. Сегодня “производство” плавно переходит в “обслуживание” (service) и причина заключается в том, что обслуживаются автоматизированные линии и компьютеры которые прямым образом заняты в производстве и контроле за ним. Более того, в буржуазное (а значит не критическое) понятие “обслуживания” входит также сфера образования и сфера здравоохранения, а это играет все большую роль в современной экономике. Учителя и доктора, инженера и научно-исследовательские кадры - вот он, сегодняшний “пролетарит”!

4. Что касается военной доктрины Бланки, то она сводится к следующим наблюдениям: (а) для более примитивных восстаний, достаточно одного лишь “народного порыва”. Эти примитивные методы борьбы правительство уже достаточно изучило, и на этом пути повстанцев ждет провал. (б) Главная причина провала прошедших восстаний - в отсутствии организованности среди рабочих; им нехватает признанных вождей и дисциплины. В результате каждый отряд действует сам по себе, изолированно. (в) Что касается контр-революции, то она умеет собрать сведения о “беспорядках”, а не посылает свои войска наугад. Получив общую картину, генералы сосредотачивают свои войска по всем правилам военного искусства, и поодиночку берут баррикады. (г) Повстанцам недостает именно этого знания военного искусства. (д) Однако, на стороне повстанцев энтузиазм, превосходство в морали, энергии, инициативе, в то время как “В гражданских войнах солдаты, за редким исключением участвуют с отвращением, по принуждению и соблазняясь водкой. Они не хотели бы участвовать в войне и охотнее смотрят назад, чем вперед. Но железная рука удерживает их. Рабы и жертвы безжалостной дисциплины, лишенные какой-либо привязанности к властям, они повинуются лишь из страха и не способны поэтому ни к малейшей инициативе. Отряд, отрезанный от остальных, - это отряд потерянный.”

Итоги: мы 1) установили что Бланки - наследник бабувистов, и это в первую очередь в смысле организации, 2) бегло рассмотрели его революционный опыт, 3) указали на то, как изменяется современное производство, а значит и понятие “пролетарий”, 4) бегло взвесили силу и слабость повстанческих отрядов и контр-революционной армии.

 


вторая глава
Hosted by uCoz