ЗАКЛЮЧЕНИЕ: К СОЗДАНИЮ УСТАВА РЕВОЛЮЦИОНЕРА
(четвертая версия, 5-6 февраля 2001)
Л.Д. Троцкий в одной из своих работ высказал мысль, что было бы хорошо кодифицировать уроки современных революций в виде "устава революционера", т.е. гида который бы помогал ориентироваться в революции, подобно тем уставам которые существуют для военных, и которые помогают им в ведении войны. Более того, Троцкий предлагал разбить виды стран где происходила революция на несколько видов, исходя из критерия уровня развитости производительных сил в той или иной стране, и соответственно этому делать выводы. Эти две мысли кажутся мне очень правильными и устремленными в будущее. На основании уроков Французской революции, а также исходя из предположения, что краткость - стиль будущего, мы пробуем кодифицировать такой устав.
1) Что есть Революция?
1. Революция в первую очередь есть предмет исследования. Как таковая, она есть учение. В то же время, Революция есть предмет, в который сами его исследователи вовлечены. Таким образом, они постоянно взаимодействуют с ним и являются его частью (если не сутью). Таким образом, Революция не есть просто предмет для наблюдения, а Революция есть сама жизнь - процесс борьбы, поражений, и побед. Те, кто не в состоянии ухватить Революция как обладающую такой дуальной природой - т.е. как предмет для исследования, с одной стороны, и как процесс борьбы, с другой стороны, - те не в состоянии понять Революцию, их писания поверхностны, либо их дела ничтожны. Это - 1) академические социологи флиртующие с революцией, 2) молодые люди флиртующией с революцией, но которые еще не доросли до понимания необходимости самостоятельного исследования того, о чем они говорят и во имя чего они борятся, (3) различные сектантские движения которые ходят на ходулях сфабрикованных из писаний одного из революционеров прошлого. Из этих трех категорий, больше всего симпатии у меня к молодым людям. Во-первых, некоторые из них были достаточно удачливы чтобы возглавить или провести революцию, например Кастро и Че Гевара. Во-вторых, для них еще остается надежда, что они задумаются над тем, что составляет предмет из вожделений. Пример подобного мы видим в Марксе.
2. Революцию есть отрицание различия. Различие существует в первую очередь между познанием и предметом познания. Как отрицание этого различия, революция есть процесс познания истины. (И разве не революционерами мы называем всех великих ученых и изобретателей?) Различие, и даже громадная пропасть существует между экономическими классами в нашем обществе, между империалистическими и не-империалистическими государствами. Как отрицание этой пропасти, революция есть торжество социальной справедливости и равенства. Разница существует между мужчинами и женщинами. Как преодоление этой розни, революция есть отрицание каких-либо классов в обществе вообще, есть процесс появление качественно нового человека для которого понятие "мужчина" или "женщина" настолько же не существенны, как понятия "шатен" или "блондин". Дискриминация по половому признаку тут является такой же нелепой, как дискриминация по признаку того, какого цвета у человека волосы. Эта разница будет рассматриваться как просто нечто заданное природой, и более того - то, что мы можем регулировать, изменять. Революция как отрицание различия между жизнью и смертью означает торжество жизни над смертью, бессмертие для всякого существа. Революция как отрицание различия между человеком и природой означает слияние человека и природы, их совместимость и единство. Это означает вочеловечивание природы, придание ей интеллекта, вернее воспитание того, что заложено внутри самой природы, во всем ее Вселенческом масштабе.
3. Революция проявляется как качественное изменение наших фундаментальных понятий, а заодно с этим качественное изменение того производственного базиса на котором мы живем. Как только начинают меняться понятия о том, как надо жить, как только начинают изменяться наши понятия о морали, о долге - мы имеем дело с революцией которая происходит в самых фундаментальных сферах создания нашей жизни. Один пример такого: изменение понятия о половых взаимоотношениях. А так как эти изменения происходят постоянно, можно сказать, что Революция есть перманентный процесс.
4. Революция есть более высокий синтез между теорией и практикой чем наука. Это во-первых потому, что тут "теория" плавно перерастает в "практику", и наоборот. Понимания "революционная теория" и отдельного понимания "революционная практика" не существует. Коль теория действительно революционная, она ищет и находит выход в правильные каналы связи, где, по словам Маркса, она преобразуется в сознание масс и становится двигающей силой. Во-вторых, революция есть более высокий уровень познания чем наука потому, что наука рассматривает вещи механически, одну раздельно от другой, в то время как революция видит нераздельность прогресса в одной сфере от другой. Революция понимает, что необходимо брать вещи "in total", как единное целое. Следовательно, революция частично напоминает философское мировозрение, однако отличается от последнего существенно новыми познавательными категориями (взятыми из различных наук), а также активным, а не только созерцательным отношением к жизни. Примером революционера в таком смысле есть Эйнштейн, который писал и действовал не только в области теории относительности, но также и популяризировал свою теорию, как и физику вообще, много думал о процессе мышления, о социалистическом обществе, о процессе объединения всех наук. Гегель понимал Революцию как "Дух", ибо революционная деятельность очень сильно характеризуется вдохновением и даже опьянением, но без алкоголя. Спинозу называли "опьяненным Богом евреем из Амстердама". Революцию характеризует энтузиазм и большая работоспособность, что мы наблюдаем на примере таких титанов как Фауст, этот собирательный образ революционера в теории и на практике. Кто еще посмеет спать с Еленой ради которой греки пустились на Троянскую войну? Кто еще посмеет общаться с дьяволом и вырывать у него все секреты земного бытия? Кто еще посмеет ...
2) Причины революции
1. Причиной Революции вообще можно считать конфликт, острое несоответствие, противоречие между различными ее составляющими компонентами. В марксистком понимании речь идет только об антагонизме между уровнем развития производства и формой общественных отношений, но возможно также говорить и об антагонизме между природой и общественными отношениями, среди прочего.
2. Причиной социальной революции можно считать новый скачок в развитии производительных сил. Новые, более широкие и более образованные слои населения становятся во главе экономической и культурной жизни. Появляются новые формы взаимоотношений между людьми, что требует изменений во всей структуре обществе, в первую очередь в отношениях собственности. А так как старая власть противится этому, то этот новые слой людей идет во власть, проникает в общественные и политические институты общества. Подобный процесс происходит как во времена приближения революции (в узком смысле этого слова, в смысле изменения аппарата власти), так и во времена реставрации прежнего социального строя.
3. Непосредственной причиной социальной революции является неспособность правящих кругов разрешить непосредственные задачи которые встают перед обществом. Иными словами, проблемы накапливались, но в моменты острого экономического или политического кризиса (каким часто бывает война) эти проблемы выплескиваются наружу во всей их остроте. Прежний правящий слой естественно не в состоянии разрешить их. Поэтому обществу, как целому, остается либо "лечь помереть", либо серьзено задуматься над своими проблемами, и самостоятельно искать пути выхода. Это означает в первую очередь необходимость скинуть прежнюю власть.
4. Во время пред-революционного кризиса мы наблюдаем раскол среди самих управляющих. В своей взаимной борьбе части правящей верхушки опираются на те или иные слои населения. Часто, они даже опираются не на слои населения, а просто надеются на вооруженную силу. Отсюда мы видим наращивание полицейского аппарата. Борьба среди различных фракций правящей верхушки втягивает в себя широкие слои населения. Это значит, что они просыпаются к общественной, а не своей узко-личной, частной жизни, пусть даже под грохот падающих бомб. Происходит всестороннее поднятие низов. Это носит форму во-первых появления самородков из низов которые достигают вершин культуры своего времени. Во-вторых, эпоха носит характер спонтанных бунтов, как то например мы видели в период предшествующий Французской революции бунты крестьян и голодающих в городах. В-третьих, создаются различные общества, клубы, а в новое время и электронные конференции, в которых обсуждаются наболевшие проблемы общества демократическими слоями населения.
5. Подобно расколу в верхах общества, происходит раскол в среде самой армии, т.е. той силы, что призвана подавлять всякие проявления общественной непокорности. Часть армии готова выступить за одну ветвь власти, а часть за другую. Революционеры могут зарубить на носу: до того времени пока основная масса армии не находится во враждебной оппозиции к правительству, все разговоры о революции есть не больше чем это - разговоры. Настроение армии есть термометр, по которому можно судить о готовности начать восстание. Ведь в восстании участвуют не только вооруженные отряды революционеров, но также и силы армии - либо пассивно не участвуют, либо активно, как на стороне восставших, так и как сила подавляющая.
6. В ходе наростания противостояния между официальными властями и широкими слоями населения оформляется многовластие. Это значит, что прежние правящие структуры общества потеряли монополию на управление, и на смену им появляются новые, более гуманные, более демократические формы. Часть населения по прежнему обращается в старые институты, которые однако уже доказали, и не раз, свою беспомощность разрешить те проблемы, которые непосредственно ставятся перед ними. Однако другая часть населения обращается и вовлекается в процесс самоуправления через другие, альтернативные институты, которые идут на смену старым.
7. В ходе развития противостояния между старыми и новыми институтами общества появляется политический вопрос от разрешения которого зависит природа данного общественного строя. Таким вопросом в ходе Английской революции был вопрос о том, в чьих руках находится управление над милицией государства. В ходе Французской революции мы видим что вопрос стал ребром в Генеральных Штатах, каким образом проводить голосование - поголовно, или посословно. Первый путь означал главенство Третьего сословия в ходе надвигающихся реформ. Второй путь означал блок между феодалами, и следовательно отстаивание статуса кво, например в вопросе о налогообложении (имунитет для феодалов). Подобный ключевой вопрос не разрешается мирно. Более демократическая партия поэтому привлекает на свою сторону широкие слои населения, которое только и ждет трещины в которую оно может выплеснуть свою политическую энергию.
8. По мере того, как оппозиция "наглеет" (с точки зрения власть придержащих), и реальная власть ускользает из рук официального правительства, появляется, для последнего, острая необходимость в государственном перевороте, который вернет все на круги своя. Намереваются удалить от власти умеренных реформаторов (например Горбачева в августе 1991), пересадить в тюрьмы наиболее видных демократов, и объявить общество на осадном положении. Раньше, до того как революция созрела, такое возможно и удавалось. В настоящем же такой государственный переворот есть непосредственный пролог к вооруженному восстанию, или во всяком случае к смене власти, в смысле демократизации, если в обществе еще нет реальной альтернативы для той касты что над ним до сих пор давлела. Например, ГКЧП, решившись на государственный переворот, приоткрыл дверцу перед всей "малиной" что шла за Ельциным.
9. Каждая революция проходит через несколько типичных этапов. Ранние этапы, которые были широко представлены в ранних революциях, она пробегает быстро и как-бы не заметив. Такими этапами являются: 1) борьба с остатками феодализма, как то в Англии с монархией и Палатой лордов, а в бывшем СССР с религией. 2) Борьба в среде самой демократии, как то между про-капиталистическим и про-социалистическим движением. 3) Затем наступает высшая точка революции, когда к власти проходят наиболее радикальные партии для своей эпохи, 4) после чего следует Реставрация, по выражению П.Неруды, "водоем истории подергивается ряской". Революционные партии отстраняются от власти. Им на смену приходит партии Болота. Революция медленно завершает очередной виток по нисходящей.
3) Портрет революционера
1) Вожди революции более ярко чем другие воспринимают и переживают острые противоречия своей эпохи. Как пишет Карлейль, "У них не ум, а скорее инстинкт, способность угадывать, чего желает этот великий безгласный [?!] вихрь; способность безумнее других желать того, чего желают все, способность не останавливаться ни перед какими препятствиями; не обращать внимания ни на какие соображения, божественные или человеческие ... странно видеть, как безгласный, бесформенный, бушующий вихрь сам вкладывает свои вожжи в их руки и приглашает, даже принуждает их быть его руководителями!" После этих строк, можно-ли не считать Карлейля революционером?
2) Вожди революции отчасти принадлежат к прежнему правящему классу или прослойке. Это позволяет им стоять на высоте образования своей эпохи, а также иметь под рукой необходимые материальные средства. Таким образом, наблюдается "континуум" от старой власти к новой. Однако в силу особенностей жизненного пути, они ставятся в острейшее противоречие с существующей системой. Зачастую они больше чем другие мучаются внутри старой системы. Пример подобного мы наблюдаем в лице Мирабо в Французской революции.
3) Революционер - это тот же любовник, однако предметом его любви является тот "великий вихрь" о котором говорит Карлейль. Таким образом, вся программа жизни революционера строится вокруг соображений связанных с его или ее любовью. Во время отката Революции, или же в ходе ее медленного подъема, революционер главным образом занимается теорией. Как пишет военный теоретик А.Свечин, искусство вождя "заключается прежде всего в том, чтобы создать такой идейный пьедестал, с которого открывалась бы широкая точка зрения и видны были бы далекие горизонты." Революционер - это прежде всего ум, честь и совесть в жизненной практике.
4) Современный революционер растит свою любовь как с теоретической стороны, так и с практической. Во-первых, он(а) ищет единомышленников, и при этом употребляет наиболее современные достижения науки, как то Интернет. Во-вторых, он(а) закаляется физически. Это означает прежде всего туристические походы и различные трудовые нагрузки. Все это нацелено на создание боевой революционной партии.
5) Со временем у такой партии образуется два центра: легальный и нелегальный. Через легальный центр: 1) формируется общественное мнение; 2) вербуются новые кадры в подпольную организацию; 3) используются различные легальные каналы для того, чтобы защитить и помочь революционерам. Нелегальный центр занимается в первую очередь формированием революционной программы. Здесь также формируются свои законы и уставы, ибо революционная партия - это государство в государстве. Через трибунал и насилие она осуществляет свою волю по отношению к предателям.
4) Восстание и гражданская война
1. Гражданская война есть почти то же самое, что и восстание. Суть одна: вооруженное столкновение между различными силами в обществе. Разница лишь в форме: в гражданской войне вооруженное столкновение начинается на окраинах общества, в ходе мелких стычек, и постепенно перерастает в форму войны охватывающей все общество. Пример подобного мы видели в ходе высадки десанта с яхты "Гранма" на Кубе. С другой стороны, в ходе восстания предпринимается внезапная попытка взять центральную власть в свои руки. Постепенно, такое столкновение классов или общественных устройств на всей территории общества перерастает в гражданскую войну. Пример подобного мы видели в Русской революции. Поэтому, все те, кто говорят о гражданской войне, но не хотят видеть за этим революцию (как то например дикторы с програм новостей), или те, кто говорят о революции, но не дают себе отчет в том, что это означает гражданскую войну (как то например многие так называемы "революционеры" центристкого толка), просто занимаются обскурантизмом (от английского obscure = затемнять). Социальная революция есть то же самое что и гражданская война. Социальная революция которая распостраняется на весь мир (Мировая Революция) означает гражданскую войну во всем мире. Поэтому, можно сказать что революция есть самое распостраненное явление на земном шаре сегодня, ибо везде мы находим гражданскую войну. Вопрос лишь в той степени, которую достиг данный конфликт. Либо он вышел уже на стадию вооруженного противостояния, либо он тлеет в недрах данного общества (в форме повседневной борьбы за место под солнцем).
2. Период предшествующий революции, или, что почти то-же самое, гражданской войне, можно обозначить как троевластие. На правом фланге - прежнее правительство; по центру - партия которая борется с правительством, но вместе с тем боится восстания широких масс; и на левом фланге - народная, революционная партия. В нашей ситуации (бывший СССР в 2001 г.), не совсем понятно, кто является правой партией, а кто - партией центра. Вообще, у власти стоят прежние бюрократы. Однако правее их стоит партия "новых русских", которые в то же время усиленно рвутся во власть. Происходит сростание между кастой бюрократии и новыми капиталистами, и в то же время их взаимное отталкивание. Слева от обеих этих группировок находится основная масса населения. Суть кризиса общества в том, что эта левая партия должна выделить из себя (и уже начинает выделять) таких предводителей, которые покажут на деле что они способны организовать общественную жизнь на анти-бюрократических, анти-капиталистических бюрократических рельсах. Процесс улучшения должны немедленно почувствовать те, кто идут за ними. В каждом конкретном случае этот процесс происходит по разному. Это может быть строительство в которое вовлекаются массы на общественных началах, но в результате которого каждый пользуется плодами своей деятельности. Это может быть процесс обучения, или лечения, в ходе которого люди получают высококачественную помощь, либо бесплатно, либо за среднюю стоимость рабочей силы в данный период (накрутки на бюрократию или капиталистическую прибыль упраздняются). Это должен быть качественно новый, лучший процесс.
3. Перед восстанием, центристкие партии могут желать образовать блок с леваками. Однако, восстанию необходим однородный штаб. Колебания в ходе восстания происходят потому, что им руководит блок из центристов и левых. Подобные колебания проявляются как нерешительность в действиях, и приводят к поражению. Следовательно, ни о каком блоке в период предшествующий восстанию, или гражданской войне, говорить нельзя. В нашем конкретном случае, придется бороться как против бюрократов, вернее остатков их государственности, так и против вооруженных сил капиталистов - как компрадорского капитала, так и иностранного. Следовательно, противник имеет три основных под- вида: 1) представители бюрократии, например, в виде так называемых "социалистических партий"); 2) представители местного капитала, например, в виде местных нацистов, их вооруженных формирований; 3) представители международного капитала, например в виде "миротворцев" - войск ООН или НАТО. (Возможно, к времени вторжения на территоррию бывшего СССР войска ООН уже отживут свою эру, и мы сразу будем иметь дело с открыто империлистическим противником.)
4. В предверии гражданской войны, или революции, необходимо усилить революционную пропаганду и агитацию среди населения вообще, и среди частей армии в частности. Ведь гражданская война, по своей сути, это в первую очередь борьба за умы населения, за его сознательность. С каждым слоем населения следует говорить на их языке, на их уровне культурного развития. Наиболее продвинутым следует подавать больше пропаганды, причем в электронном виде, для среднего уровня следует выделить агитаторов. В армии, пропаганда должна быть направлена в первую очередь на наиболее технически продвинутые рода войск, как то авиация, космические войска, средства связи, и т.д.
5. У революционного штаба должен быть политический план ведения войны. В этом плане следует: 1) четко поставить цель войны; 2) предусмотреть последовательные этапы ее достижения. Разработкой этого плана должны заниматься люди, которые намереваются руководить военными действиями. Они должны быть знакомы с практикой предыдущих войн, на основании чего и появляется военная современная доктрина. Среди прочего, этот план должен предусматривать: 1) отношение промежуточных партий, или государств, к данной войне, их возможную реакцию если события примут тот или иной характер; 2) должно иметься обращение ко всем народам мира, объясняющее причины данной войны и ее подлинный характер. Таким образом, мы можем надеятся на солидарность трудящихся. 3) Должны содержаться диспозиции для представителей отдельных отделов. Задачи должны быть четко поставлены, в то время как способы их достижения должны быть возложены на самих этих представителей. 4) Должен быть подведен баланс сил у противника и у нас, как он меняется. Должны быть учтены человеческие и материальные ресурсы с той и с другой стороны. Важнейшим фактором является, опять, сознательность той или иной группы войск. Соответственно с общим балансом сил, должна быть разработана стратегия действий. 5) Необходимо предусмотреть несколько запасных штабов на случай разгрома главного штаба, а также возможные резервы войск.
6. Период наиболее благоприятный для революции можно характеризовать следующими чертами: 1) проходят спонтанные бунты вызванные анти-народной политикой правительства; 2) учащаются убийства представителей левых и правых партий (поэтому, в такие периоды революционерам следует уходить в подполье); 3) правительство ослаблено, например поражением во внешней войне; 4) в среде правящий группировок усиливается раздор; 5) учет общественных указывает на значительный перевес для революционной партии; 6) в частности, значительные отряды правительственных войск не намерены защищать "свое" правительство, или даже открыто принимают сторону революционной партии.
7. Вооруженная борьба с целью свержения правительства должна начинаться внезапно и неожиданно для последнего. Первым шагом в такой борьбе является необходимость заполучить оружие. Этот вопрос обыкновенно решается либо штурмом правительственных оружейных складов, либо изъятием оружия у побежденных частей противника. Возможны также такой вариант, что одна часть правящей группировки вооружит народ дабы противостоять другой фракции. Пример подобного мы видим в Чеченской войне.
8. С появлением оружия у масс образуется революционная армия. Режим в революционной армии направлен на уничтожение всяких привилегий и классовых и половых различий. Это означает: 1) отсутствие различия в материальном довольствии у командиров и бойцов. Все едят из одного котла. 2) выборность командиров, поскольку это позволяет культурный уровень бойцов; 3) повышение этого самого культурного уровня через проведение занятия прямо в походе, или в ожидании сражения. Предполагается, что командиры смогут вести подобные занятия. Командиры, таким образом, должны поднимать боевой дух бойцов.
9. После того, как революционеры взялись за меч, они должны отбросить ножны в стороны. Необходимо упорно сражаться с вооруженными отрядами правительства, постепенно переходя от более простых и легких задач к более сложным и глобальным. В процесс борьбы создается и закаливается революционная армия. Одновременно с борьбой против контр-революционных войск, необходимо нацелиться на захват всех средств сообщения и связи. Сюда входят средства электронной связи, в первую очередь, а также такие менее современные средства как телефон, радио, аэродромы, и наземные дороги. Контроль над СМИ немедленно используется как средство борьбы за умы населения. Дальше происходит замена старой политической власти на новую общественную (не-политическую) власть. Постепенно формируются новые взаимоотношения между людьми на основе как можно более широкого самоуправления. Предполагается использование возможностей Интернета для этого. Одновременно с формированием новой власти, эспроприируются всяческие "благодетели" старого общества, как то "инвесторы" и "слуги народа". Их собственность и материальные средства поступают в первую очередь на нужды революционных отрядов. Последний шаг - это защита революции, что сводится к распостранению ее на весь земной шар.