За сексуальную революцию!
Размышления по поводу книги В. Райха "Сексуальная революция"
I.
Актуальность вопроса
1. Я начал перечитывать книгу Райха когда почувствовал конфликт в моих сексуальных отношениях. С одной стороны, долговременная половая и жизненная связь с одной молодой женщиной. Мы живем вместе с лета 2003 года, т.е. уже полтора года. С другой стороны, влечение к новой подруге, одной моей студентке (я преподаю английский язык). Я почувствовал конфликт, когда пригласил эту студентку к нам в дом, посмотреть фильм на компьютере с моей подругой (с которой живу). Для того, чтобы лучше осознать ситуацию, я возвратился к теме "Сексуальной революции", и в частности к книге В. Райха.
Вообще, это уже не в первый раз когда я делаю нечто подобное. Когда я был подростком, и действительно влюбился, я решил почитать рассказ "The love story" (автор Eric Siegal), для того, чтобы лучше понять это чувство. В общем, это хороший прием: попробовать почитать о том, что в данный момент волнует.
2. Книжка Райха "Сексуальная революция" - это часть культурной революции, в ее сексуальном аспекте. Понятие культурной революции выходит из понятия "Просвещения", т.е. желание способствовать развитию самостоятельности людей. В моей жизни, я стараюсь этому способствовать теоретически через развитие социально-политических идей, например осознание идей сексуальной революции. В практической деятельности, я вынужден зарабатывать на жизнь, и я это делаю через организацию собственных курсов английского языка. В ходе организации курсов, я встречаюсь со множеством проблем - от написания и развития программы обучения английскому языку до того, будем ли мы пить чай со студентами. Решение этих проблем, совместно со студентами, способствует развитию нашей самостоятельности.
3. Главная цель социально-экономической революции - сделать возможной культурную революцию, т.е. преобразование человека. Ядром же культурной революции является революция сексуальная. Вести сексуальную революцию сегодня - это значит поставить вопрос о взаимоотношениях между полами, о том, какие они есть и какими они могут быть. Вести сексуальную революцию сегодня - это значит организовывать будущие формы взаимоотношений между людьми.
4. Однако, сексуальная революция - это ахиллесова пята современной революционной теории, и конечно практики. Ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин, ни Троцкий не разрабатывали тему "сексуальной революции". Это потому, что перед ними, в первую очередь, стояла социально-экономическая революция. Вопросы культурной, и тем более сексуальной революции, были для них чем-то далеким, чем-то за горами. Мы же сегодня вплотную сталкиваемся в проблемами сексуальной революции, в первую очередь в нашей интимной жизни. Можно сказать, что мы все решаем вопрос о наших половых отношениях оппортунистически, т.е. как то делали наши родители и их родители. И все это потому, что данная проблема даже не начала подниматься в кругу социальных революционеров.
II.
За создание списка сведений на тему сексуальной революции
1. В ходе прочтения "Сексуальной революции" Райха, я решил составить список произведений искусства и культуры, которые лучше всего освещают эту проблему, т.е. проблему половой жизни. Составление этого списка поможет нам осознать сумму идей, которые накопило человечество на данную тему, как их сумел осознать и переработать автор данной статьи. Конечно, это не все идеи, но тем не менее они есть некое начало попытки систематизировать учение на данную тему. Эти идеи читатели могут дополнять, за что им я, и другие читатели, будем очень благодарны.
2. Такой список я решил дополнить коротким резюме каждой работы, для того, чтобы дать приблизительное впечатление, о чем идет речь. Таким образом, я действую подобно Аристотелю, и другим мыслителям, т.е. перед высказыванием собственного мнения я излагаю то, что до меня думали на этот счет другие.
3. На основании этого списка, можно обучать детей, и самих себя, вопросам секса и любви. Ибо любовь есть очень сложная и высокая тема. Своими корнями она опускается в экономическое и социальное положение женщин в нашем обществе. Своими ветвями она уходит в понятия "красоты" и "добра", как конечных целей.
4. На указанные песни читатель найдет гиперссылки с текстом песен. Фильмы, которые указываются в этом списке, есть у автора в формате DVD. Если у читателей возникнет желание просмотреть их и обсудить, автор будет рад (e-mail в конце текста). Автор также намерен "забросить" на свой сайт те работы, которые упоминаются в этом списке.
* * *
1. Ф. Энгельс, книга "Происхождение семьи, частной собственности и государства" показывает начальный период формирования половых отношений, т.е. половые отношения в обществе до появления социально-экономических классов. Основная ценность этой книги в том, что она показывает, что половые отношения развивались, что формы половых контактов изменялись из общества в общество. Первоначально был групповой "брак", на смену которому, постепенно, пришла моногамная семья.
2. Платон, диалог "Пир" - размышления о любви в форме хвалебных речей, произнесенных участниками пира в прогрессивном рабовладельческом обществе. Любовь - это вожделение, которое ведет нас к красоте и добру. Любовь имеет несколько этапов развития: от любви к одному телу к любви к множеству тел; затем следует любовь к душевной красоте, затем любовь к обществу и его институтам, затем любовь к различным знаниям, после чего следует любовь к единой, объединяющей форме познания, т.е. то, что мы понимаем под словом "диалектика" или "красота".
3. Драма Шэкспира "Ромео и Джульета" прекрасно экранизирована директором Franco Zeffirelli. Здесь мы наблюдаем понятие любви в феодальном обществе, на этапе его упадка. Судьба двух молодых любовников неразрывно связана с расколом внутри общества. Это есть ощущение тезиса, который позже разовьется в книге Райха, а именно то, что сексуальная революция неотделима от социальной. Для того, чтобы решить сексуальный вопрос, необходимо вначале разрешить вопрос общественный, т.е. покончить с социальными классами. В драме "Ромео и Джульета" социальные классы мы видим в форме двух враждующих семей с их прислугой, и наши любовники принадлежат к этим двум враждующим кланам.
4. "Что делать?" Чернышевского, книга о судьбе женщины в царском обществе. А именно: для "нормальной" женщины брак был средством выгодно продать себя. К этому ее направляли ее мать и отец. По сути, это была проституция. Альтернативу представляли "новые люди", которые помогли спасти главную героиню романа, Веру Павловну, от подобного брака. Вместе они устраивают общественные мастерские, где главной целью является обучить и сплотить людей, а не получение прибыли из товара, который они произвели. Эта книга дает нам видение человеческих отношений в социалистическом обществе, как оно виделось в России середины 19 века.
5. The Putney Community (Oneida), прорыв к групповым половым отношениям в период 1840-1880-х годов в США. Отрицание брака, т.е. эксклюзивного союза между одной женщиной и мужчиной, делалось сперва под покровом религии. На смену этому абстрактному понятию пришел "сложный брак" (complex marriage). Это означает, что все взрослые люди, живущие вместе в одной общине, являются женами и мужьями. Такой общиной, которая сперва сложилась из двух пар, стала Онеида, в штате Нью-Йорк. В Интернете существует множество материала на тему этой общины. На нашем сайте можно найти "Научное воспроизводство", "Scientific propagation" by J.H. Noyes, 1872.
6. "Обед на траве" Эдуарда Манет, 1863 г. показывает нам откровенно эротическую сцену из лужайке. Ценность этой картины в том, что здесь мы видим возможность открытых половых отношений. Более того, это половые отношения не внутри "семьи", а между двумя парами.
7. Позиция Ленина резюмируется словами: "Коммунизм должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость, вызванную также и полнотой любовной жизни". Таким образом, Ленин - против монашеского умерщвления плоти, за полноту сексуальных отношений.
8. Троцкий дал нам понятие о Термидоре в семье и среди молодежи, в книге "Что такое СССР?". Русская революция была призвана уничтожить "семейный очаг", т.е. учреждение, в котором женщина из трудящихся классов отбывает домашние, неоплачиваемые работы всю свою жизнь. Для этого должны были быть созданы общественные сады, общественные прачечные, кухни, школы, и т.д. Русская революция сознательно выступила за "обобществление всего семейного хозяйства". Однако, реальность показала что, например, в общественных прачечных "больше расхищают и портят белье, чем стирают его". Уровень, в первую очередь, материальной культуры в СССР был слишком низок для реализации поставленных целей. Вместе со сталинизмом в СССР пришла реабилитация "семейного очага".
9. "Все что хотели узнать о сексе, но боялись спросить", "Everything you wanted to know about sex, but were afraid to ask", фильм Woody Allen(а) о различных аспектах секса в бунтарском капиталистическом обществе 1960-х. В эпизоде о средневековой любви шута к королеве мы узнаем мораль: "Do not screw above your station", т.е. не следует трахаться выше своей социальной позиции. Здесь опять увязывается социальная и сексуальная проблема: желание заниматься сексом с человеком из другого социального класса подводит шута к плахе. В другом эпизоде мы узнаем о гомосексуальных наклонностях в глубине души среднего обывателя. Каждый из нас есть больше, чем просто "мужчина" или просто "женщина", в нас есть частица "другого". Последний эпизод показывает нам картину из будущего, где каждый сперматозоид обладает сознательностью и может высказать свою точку зрения на происходящее в ходе полового акта.
10. Песня Джон Леннона "Love" говорит очень простыми, и потому убедительными словами о реальности любви. Она пытается объяснить, что такое любовь, что другие обычно не делают. Песня Iggy Pop "In death cart" глубоко жизнеутверждающая, крамола для всех, кто боится сексуальности. Ее суть в том, чтобы показать графически, как занимаются сексом и живут! внутри катафалка. Под "катафалком" мы можем понимать мертвое общество. Песня "L'ete Indien" Joe Dassin(а) привлекает нас своей музыкой, грустной и даже депрессивной. Здесь человек не поет, а просто говорит о своей любви, о "бабьем лете", о мимолетности и вечности чувства. Отношения между одной женщиной и одним мужчиной как бы заранее обречены. Песня "When I kissed the teacher" Аббы показывает возможность сексуальных чувств между преподавателями и подростками.
11. Фильм "Мужчина и женщина", директор Claude Lelouch. Здесь мы видим развитие человеческих чувств и отношений между одним мужчиной и одной женщиной. Сцена секса заснята очень интенсивно. Показана противоречивость чувств: в ходе секса с новым мужчиной, которого она любит, женщина вспоминает своего старого мужа, и как бы сравнивает свои ощущения.
12. Сайт http://loshorcones.org.mx/index.html - существующая коммуна в Мексике, которая пытается построить альтернативу семье. Это они называют "коммунитарной семьей" (communitarian family). Это есть компромисс между семьей и коммуной. Хотя моногамные отношения остаются, все члены общины относятся к детям как к своим. Например, они берут их с собой на общественные работы, в ходе которых дети учатся, например, столярному делу или приготовлению пищи.
13. В бывшем СССР появляются нудистские пляжи и места для купания голышом. Например, в Киеве, на южной оконечности Труханова острова есть нудистский пляж. Существование таких пляжей прогрессивно. Следует перестать делать из обнаженного тела некий фетиш. Вот оно голое тело! Смотри сколько хочешь! Голыми купаются круглый год "Ивановцы" в "копанках" и в прорубях. Хотя автор этого эссе не принадлежит к "Ивановцам", но купается вместе с ними. Песни группы "Ленинград" часто содержат "нецензурные" слова, например, "жопа", "драчить", "яйца", и т.д.
* * *
Итак, это есть основное, что может дать нам в плане "сексуальной революции" предыдущее развитие культуры. Теперь обратимся к идеям, высказанным в книге "Сексуальная революция" В. Райха.
III.
Политика и секс
1. Первое, что мы должны почерпнуть из обзора предыдущих идей - это то, что политика и секс очень тесно связаны, можно даже сказать, интимно связаны. Любое обсуждение сексуальной революции без революции социальной неверно (боюсь сказать "ненаучно", ибо под наукой понимают подход "специалиста", т.е. человека, который занимается одной областью, а это не есть то, за что мы ратуем). Вопросы сексуальной революции решаются одновременно, или даже вслед, за вопросами социальной революции. Нельзя предоставить, например, возможность молодым людям жить коммуной без того, чтобы не решить вопрос с жильем для всего общества людей на Земле.
Молодежь - это в первую очередь сексуальная революция. Молодежь ведет сексуальную революцию. Но осуществление целей этой революции невозможно без революции социальной. Сексуальная революция происходит постоянно, но постоянно терпит неудачу, так как не сопровождается социально-экономической революцией.
На основании многочисленных примеров из книг, фильмов, самой жизни массы должны быть подведены к сознанию, что вопросы их "личной" жизни не будут решаться без того, чтобы предварительно не были решены проблемы общественной жизни. Подвести молодых людей к осознанию взаимосвязи секса и социальной революции есть одна из главных задач современного педагога.
2. Сексуальные отношения не есть "личное дело каждого", как то оповещают нас в старом обществе. Сексуальные отношения глубоко политичны и социальны. От того, какую форму принимает наша сексуальность зависит то, какова будет основная ячейка общества, т.е. каковы будут наши фундаментальные понятия, которые формируются в детстве. Если мы будем воспитываться в семье, в "законном браке", то как дети мы будем "целовать небесного дядю", т.е. нам будет прививаться религия и консервативное мировоззрение.
3. В некоторых "добропорядочных" семьях восстание детей против родителей носит сексуальный характер. Например, девушка из семьи еврейских профессоров в США "обрадовала" своих предков тем, что стала "Annie Sprinkle", т.е. проституткой и порно-звездой. Понятно, что она пошла по этому пути не потому, что перед ней не было других альтернатив, а потому, что эти другие альтернативы не были революционны, приводили в болото в котором "квакали" ее родители. Борясь против мистики вокруг женского и мужского тела, она выставила в Интернете фотографию своей "шейки матки". Это действительно революционно. Однако, это также может и повредить этой девушке, т.к. делает ее открытой для множества издевательств.
4. Консервативные классы и слои общества борются за традиционную семью и институт брака. Например, сегодня в США ведется борьба против браков геев и лесбиянок. Ведь если возможен брак между двумя женщинами, и последующее воспитание детей, то почему бы не включить и третьих лиц? А затем четвертых? Таким образом, институт частной собственности, в сфере сексуальных отношений, распадается. На фотографии из The New York Times, за 24 октября, 2004 г. - современная лесбийская семья из богемных слоев Нью-Йорка. Девушка на фотографии (вторая слева) делает экспериментальные фильмы.
5. Развитие социальной и сексуальной революции приводит к освобождению женщин. Феминизм - вот одна из целей, или форм, социальной революции. Феминизм протекает в наши дни глубоко в "семье". Это борьба за то, кто вынесет мусор, это борьба за то, кто будет делать уборку, это борьба за приготовление пищи, за "женские" и "мужские" работы внутри семьи и вне ее, в общественном производстве. Смысл феминизма на политической арене - преобразование повседневного быта каждого из нас, и таким образом преобразование себя. Но смысл феминизма также в том, чтобы открыть для женщин занятия, которые до сих пор традиционно были "мужскими". Например, вполне реально сегодня увидеть молодых девушек, играющих в футбол или соперничающих с парнями на горных велосипедах. Некоторые выдающиеся представительницы женского пола покоряют самые высокие горы Земли, становятся рулевыми на яхтах, покоряют космос. Таких людей вряд ли можно вернуть к "домашнему очагу".
IV.
Расстройство брака
1. Сексуальная революция направлена против семьи, против "брака". Райх пишет: "соотношение между расторжением и заключением браков составляло в 1915 г. одну двадцатую, а в 1925 г. уже одну пятую". В обществе конца 20 века, соотношение между браками и разводами составляло уже примерно один к одному. Таким образом, мы видим тенденцию к распаду браков.
2. Снижение количества пар живущих в браке с детьми и увеличение количества "матерей одиночек" в США отражено на таблице справа. Так, в 60-х годах почти половина всех домов ("households") с детьми состояла из пар живущих в браке. Однако к 2000 году это количество снизилось до около 25%. В то же время, количество домов состоящих из матерей-одиночек (с детьми) увеличилось с около 3% в 1960-х годах до 8% в 2000 г.
На место категории "семья" приходит категория "дом", т.е. место где люди спят. Возможно в будущем, когда "дом" станет в своей массе подвижным и общественным явлением - например, орбитальная станция - то место сегодняшней категории "семья" займет такая категория как, например, МКС - международная космическая станция.
3. На место брака сегодня приходит либо воспитание детей в одиночку (мать-одиночка или, что реже, отец-одиночка), либо парное сожительство ("гражданский брак"), либо "гостевой брак". Растущее количество людей которые живут парами в США, без регистрации брака, показана на таблице слева. Так, если в 1960 году без регистрации брака жили вместе лишь 400 тыс. пар, то в 1996 году это количество увеличилось до 4 млн. 200 тыс. пар. Понятие "гостевой брак" означает, что "муж" приходит "в гости" к "жене" и детям. Такие отношения являются компромиссом между тем, чтобы жить одному, или жить с семьей. Само существование категории "гостевой брак" показывает, что это явление набирает силу, становится массовым.
V.
Начало половой жизни
1. Половое влечение - одно из самых мощных в жизни человека, т.к. связано с воспроизводством самой жизни, т.е. это базисная функция общества, такая же важная как производство вещей, или даже более важная. Социалистическая революция - следующая за "демократической революцией - нацелена на изменение способа производства, на обобществление производства вещей. Культурная революция, а значит и сексуальная - следующая за социалистической - нацелена на изменение характера воспроизводства жизни. Само воспроизводство человека должно быть обобществлено.
2. Мораль старого общества требует от нас воздержания в период полового созревания. На место сексуальных контактов может прийти онанизм. Онанизм по сути сводится к воздержанию. Однако, онанизм, развивая фантазию молодежи, может способствовать развитию собственных представлений о цели сексуальных контактов. Занятия спортом с целью вылить сексуальную энергию есть также уход от проблемы секса, или воздержание.
Как можно в период полового созревания требовать полового воздержания? Это все равно, что в период обучения матроса требовать, чтобы он не ходил на судне. Бред. Именно в этот период сексуальная активность должна быть самой высокой.
3. Длительное воздержание от половой жизни приводит к неврозу, к потере жизнерадостности, к снижению работоспособности. И наоборот: хорошая половая жизнь повышает работоспособность, поднимает жизненный тонус. Это можно заметить и в компаниях. Когда в них лишь представители одного пола, то жизнерадостность понижается, и наоборот: когда присутствуют и девушки, и парни, то общее настроение компании заметно повышается.
4. Из наблюдения за общиной Oneida, в Нью-Йорке в 19 веке, возможно сказать, что половое созревание может проходить под руководством взрослых. Например, наставник из общины может напрямую занимается сексом с молоденькой девушкой, которая хочет получить половой опыт. Нечто аналогичное, но на индивидуальной основе, мы видели в романе Набокова "Лолита".
VI.
Семья против коммуны
1. Одно из основных противоречий сегодня: с одной стороны, производство вещей и понятий на групповых и коллективных началах (например: группы по изучению английского языка); с другой стороны, воспроизводство и воспитание людей на одиночных, индивидуальных началах. Подобное воспроизводство и воспитание не могут быть ни научными, ни высоко эффективными. Воспитание детей гениальными людьми, например, воспитание Джон Стюарт Милля его отцом (читай его "Autobiography") показывает, что дети могут развиваться намного быстрее и глубже, чем это делается сегодня.
2. Семья - это принцип организации жизни людей на стадии общества, когда царит частная собственность. Отмена частной собственности в сфере производства материальных вещей и понятий приводит к отрицанию "семьи". Можно сказать, что семья - это институт , который начинает отмирать уже на стадии капиталистического общества и продолжает распадаться в переходном обществе, которое ныне представлено продуктами распада СССР и других аналогичных стран.
3. Семья - идеологическая фабрика старого общества, по выражению Райха. В институте семьи закрепляются наши собственные половые установки. То, как относились к сексуальной жизни родители, есть пример для подражания для детей. Если родители прожили всю свою жизнь одни, то и дети будут иметь тенденцию, чтобы стать либо "матерью-одиночкой", либо "мужем", который приходит в гости к "жене". Если родители прожили жизнь без официального брака, то и дети легко примут подобную форму сожительства для себя.
4. В семье, или ее остатках разговоры на тему сексуальности обычно не ведутся. Такая тема смущает мам. Дети узнают о сексе от ровесников, и это подается как нечто скандальное. Революция вообще, и сексуальная революция в частности, действительно есть скандал старого общества!
5. На смену семье идет коммуна. Коммуна означает, что несколько людей обоего пола (например: несколько девушек и несколько парней) живут вместе. Такие молодые люди могут вместе съехаться в одной большой квартире, или доме, или в любом другом месте, где можно совместно жить. Это должно быть пространство, которое предоставляет для молодых людей возможность как уединения, например, для пары, так и для групповой жизни. Выбор форм общения должен быть за молодыми людьми.
6. Семья и коммуна - несовместимые организации общества. Однако, возможно в переходной период "семья", т.е.парные половые отношения, "партнерство", будет существовать внутри коммуны. Это, однако, будет создавать хаос. Возникнут противоречия между семейными и коммунальными интересами. Поэтому, парные половые отношения постепенно должны уступить место групповым, когда коммунары будут готовы к этому.
7. Образование коммуны молодых людей, живущих общей экономической, т.е. производительной и половой, т.е. воспроизводительной жизнью, возможно в обществе, которое движется вперед, т.е. находится на революционном пути развития, а не как наше общество сегодня, проходящее фазу Реставрации дореволюционных отношений во всех сферах жизни - в политике, экономике, идеологии, половой сфере.
8. Главным препятствием к образованию коммуны являются сами молодые люди, воспитанные на устоях старого общества. Перебороть эти установки, доказать самим себе необходимость коммунального, а не семейного уклада ("манная каша", "домашние тапочки", трусы "семейный уют", телевизор) является очень сложной задачей. Более того, даже если такая коммуна образуется внутри старого общества, ей пришлось бы бороться с отрицательным отношением консервативной среды, которая начинается с пап и мам молодых людей, и кончается соседями и милицией.
9. Для создания коммуны нужен высокий материальный уровень жизни. Во-первых, коммунальное устройство предполагает решение жилищного вопроса в масштабах всего общества, т.е. получение жилья не должно быть проблемой. Сегодня молодые люди больше всех угнетены жилищным вопросом, т.к. обычно у них меньше денег чем у других возрастных категорий населения. Во-вторых, установление коммуны возможно только в том обществе, где вопросы быта решаются намного лучше в общественном масштабе, чем в частном. Это значит: если сравнить питание в общественной кухне и домашней, общественное питание должно быть более удобным, более разнообразным, и главное более дешевым чем домашнее питание. Это значит: если сравнить общественные уборные с домашними, общественные должны быть чище и удобнее. Материальную культуру общества лучше всего понять по его общественным туалетам.
Нечто напоминающее наш идеал начинает вырисовываться в МакДональдсах. Там всегда можно найти чистые уборные. Качество пищи там продолжает улучшаться, например, с введением разных салатов. Если эти рестораны обобществить, и потому сделать пишу в них либо очень дешевой, либо вообще бесплатной, то МакДональдсы могли бы стать образцом коллективного хозяйства. При подобных "ресторанах быстрой еды" можно было бы устраивать "летучие" детские сады, что уже сегодня и начинает делаться с детскими площадками при МакДональдсах. Игрушки, которые выдаются детям с их обедами, следует сделать образовательными. Человек должен обучаться "не отходя от кассы". После окончания обеда можно было бы устраивать соревнования, нечто подобное КВН, на основании материала который дети осваивают за обедом.
10. Аня Спринкл, о которой мы рассказывали выше, делает несколько предложений. Наподобие "soup kitchens", где голодные люди получают похлебку, она предлагает "sex kitchens", т.е. места где смогут "покушать" сексуально голодные люди. Райх, по этому поводу пишет:
Смысл обобществления человека заключается в том, чтобы облегчить утоление голода и потребности в любви. …
Возможно, что в "сексуальных кухнях" и не будет надобности в эпоху коммунального устройства общества. Но пока существуют сексуально голодные люди, предложение о сексуальных кухнях вполне актуально. То, что сегодня называется "борделем", в эпоху сексуальной революции трансформируется в нечто противоположное по своему социальному смыслу. Можно представить себе в центре большого города нечто, напоминающее музей, или цирк, украшенное лентами, цветами, и т.д. и в этом здании человек сможет получить удовлетворение своей человечности.
Анна Спринкл также предлагает трансформировать "проституцию" в "сексуальную работу". Сексуальные работники должны стать уважаемыми людьми. Она предлагает использовать силу оргазма для того, чтобы лечить болезни, как то делали мастера Тантры и Даоизма. Она предлагает сделать секс публичным делом. Сексом можно будет заниматься открыто, не прячась от других. Например, на фотографии слева мы видим Джон Леннона и Око Оно, и несколько других пар. Аня Спринкл предлагает ввести новые правила морали, по которым не будет считаться неприличным открыто наблюдать за сексом. Сегодня же, дети подсматривают за тем, что делают их родители ночью.
(Ане Спринкл можно написать, по-английски: drsprinkle@aol.com На данный момент она выступает с лекциями в университетах США на тему сексуальной работы и пишет диссертацию на эту тему.)
11. Вообще, можно предположить, что в революционном обществе мы будем наблюдать тенденцию к упрощению жизни. Если будут разбиты стены между людьми, вырастающие на основе частной собственности, вопросы быта и необходимости в человеческом общении будут решаться гораздо проще.
VII.
Дети
1. Как в "Государстве" Платона, дети должны быть общие. Дети, рожденные в коммуне, адаптируются всей коммуной. Дело воспитания детей должно стать "делом любви" каждого коммунара. Дети о которых не заботится коммуна должны быть позором для коммуны.
Если каждая женщина и каждый мужчина будет рассматривать каждого ребенка как "своего", возможно возродится обычай называть всех взрослых "отец" или "мать", а всей детей "дочь" или "сын", как это было в обществе североамериканских индейцев.
2. Воспитание в коммунах нацелено как на детей, так и на воспитателей. Это воспитание ставит своей целью отрицание существующего сегодня общества, т.е. в детях должны воспитываться навыки самостоятельности и демократии в разрешении жизненных проблем. Например, взрослые и дети должны быть приучены к регулярным общим собраниям для обсуждения текущей работы и выработки наиболее оптимальных решений проблем. Все вопросы должны обсуждаться открыто, ничто не должно быть оставлено для "сплетен".
3. Первой формой совместного воспитания является трудотерапия. Пример этой терапии мы видели в колонии Макаренко. В процессе коллективной жизни и творчества будут находиться новые, более высокие формы воспитания и образования. Одним примером подобного в Советском Союзе была игра КВН (Клуб Веселых и Находчивых). Из бедняцких кварталов США вышло искусство "граффити", т.е. использование общественных мест для самовыражение молодежи в форме искусства, в котором смешиваются картины и текст. Граффити может носить высоко политический или познавательный характер. Например, сегодня в Ираке можно найти надписи на домах: "Смерть всем товарищам, одному за другим". Смысл этой надписи в том, что члены партии БААС, правившей при Саддам Хуссейне, и опять возрождающейся при американцах, обращались друг к другу как "товарищ". Они же и мучили людей.
VIII.
Секс и познание
1. Существует связь между сексуальным актом и познавательным уровнем отношений между людьми. Если один помогает познавать другому, то это уже является "интеллектуальным сексом". Отсюда к действительному сексу, и даже к любовным отношениям - один шаг. Люди могут стремиться к половым отношениям для того, чтобы глубже познать что-то. И наоборот: совместное познание предмета приводит к любовным отношениям.
2. Каждый человек имеет право на множество половых партнеров. Как нельзя всю жизнь читать лишь одного автора и быть довольным этим, так и нельзя всю жизнь заниматься сексом лишь с одним партнером. Для собственного развития, необходимо постоянно менять партнеров. Более развитые люди должны более часто менять партнеров, т.к. они очень быстро могут вобрать то новое, что дают им новые партнеры. Чем более возвышается человек над животным, тем большее количество сексуальных партнеров ему потребуется. Аня Спринкл считает, что в будущем мы добьемся контакта с космическими пришельцами, и они будут очень сексуальны.
3. Сексуальная революция приводит нас к созерцанию понятий "любовь" и "красота". Подлинная цель сексуальной революции - сделать понятия эстетики общедоступными ценностями, поднять массы до понятия красоты. Если перефразировать слова А. Коллонтай, то можно сказать, что красота должна стать такой же общедоступной, как стакан воды.
4. Одна из проблем семейного воспитания - это то, что дети становятся смыслом жизни для родителей. После того, как они вырастают, уходят из дому, у родителей как бы нет самой жизни. Поэтому, необходимо развивать само понятие любви у людей. Любовь к детям должна трансформироваться в другие, более высокие формы любви, как об этом говорит Сократ в "Пире" Платона.
Фрактальный Вихрь, 1 февраля, 2005 г.
"мыло": fractal-vortex@yandex.ru